Экономические перспективы вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить структуру ВТО, проанализировать правовые основы и принципы ВТО, а также определить экономические перспективы вступления России в ВТО.
Основными задачами данной работы являются:
рассмотреть исторический подход к созданию ВТО;
изучить основные принципы функционирования ВТО;
исследовать основные предпосылки вступления России в ВТО;
проанализировать современный этап развития отношений России и ВТО;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ
В ВТО 6
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ВТО 6
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТО 10
ПРЕДПОСЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 15
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ВТО 23
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ
И ВТО 23
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ РОССИИ ЗА ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ
МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО 27
ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ВОЗНИКШИЕ С ВСТУПЛЕНИЕМ В
ВТО 31
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ВСТУПЛЕНЕМ РОССИИ В ВТО 35
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО
РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО 35
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ ВТО 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

Файлы: 1 файл

ТМД-091 ТЭО.doc

— 333.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    4

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ

В ВТО                                                                                                             6

    1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ВТО                        6
    2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВТО       10
    3. ПРЕДПОСЫЛКИ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО                    15
  1. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И ВТО                       23
    1. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ

И ВТО                                                                                                           23

    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ РОССИИ ЗА ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ

МЕСЯЦЕВ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО                                            27

    1. ПРОБЛЕМЫ РОССИИ, ВОЗНИКШИЕ С ВСТУПЛЕНИЕМ В

ВТО                                                                                                               31

  1. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ С ВСТУПЛЕНЕМ РОССИИ В ВТО                                35
    1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО

РЕЗУЛЬТАТАМ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО                                35

    1. ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАСТНИКАМИ ВТО             38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ИСТОЧНИКОВ                                                                                            44

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                           46

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.

Современная экономика  интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и  каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.

ВТО – это международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО – единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров [27].

Актуальность выбранной темы объясняется возможными экономическими перспективами и возможными последствиями после вступления России в ВТО.

Цель курсовой работы – изучить структуру ВТО, проанализировать правовые основы и принципы ВТО, а также определить экономические перспективы вступления России в ВТО.

Основными задачами данной работы являются:

  • рассмотреть исторический подход к созданию ВТО;
  • изучить основные принципы функционирования ВТО;
  • исследовать основные предпосылки вступления России в ВТО;
  • проанализировать современный этап развития отношений России и ВТО;
  • анализ экономических итогов России за первые шесть месяцев после вступления в ВТО;
  • выявить проблемы России, возникшие с вступлением в ВТО;
  • изложить экономические итоги Ставропольского края по результатам вступления России в ВТО;
  • описать основные перспективы развития Ставропольского края и его взаимодействие с участниками ВТО.

Предметом исследования курсовой работы являются проблемы экономики России после вступления в ВТО.

Объектом исследования курсовой работы являются отношения между Россией и ВТО.

В данной курсовой работе периодом исследования были взяты годы с 1995 по настоящее время.

Теоретической и методологической основой послужили работы и научные исследования отечественных авторов в области торгово-экономических отношений при вступлении России в ВТО.

В курсовой работе, посвященной  вступлению России в ВТО, были использованы следующие методы исследования – анализа, синтеза, а также прогнозирование.

Информационная база – учебники и учебные пособия, посвященные проблемам функционирования системы ВТО, различные нормативные и правовые акты в области вступления России в ВТО.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованных информационных источников и приложений.

 

 

 

 

 

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ

В ВТО

 

    1. Исторический подход к созданию ВТО

 

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

Первоначально в ВТО  вступило 77 государств, но к середине 2008 года ее членами являлись уже 152 страны – развитых, развивающихся и постсоциалистических.

Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. После Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Развитие ГАТТ проводилось в  рамках серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., так называемый «Уругвайский раунд», - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц [30].

Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых отношений в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

С началом периода  рыночных форм в экономике Россия обозначила желание вступить в международную торговую систему. В качестве основного инструмента регулирования внешней торговли стали использоваться таможенные тарифы, была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, предприятия получили доступ на мировой рынок, в качестве основных торговых партнеров Россия получила ведущие страны Запада и ближайших соседей по СНГ.

Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России [5].

Решения о вступлении России в состав ВТО принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати [27].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ВТО создавалась десятилетиями и сейчас это огромная, разветвленная структура, к которой отдельные страны приспосабливались последовательно и постепенно.

 

    1. Основные принципы функционирования ВТО

 

Страны-члены ВТО взаимодействуют  в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и  принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

Органы управления ВТО  имеют три иерархических уровня (Рисунок 1).


 


 


 


 

 



 

Рисунок 1 – Организационная структура ВТО

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Информация о работе Экономические перспективы вступления России в ВТО