Экономические агенты: понятие и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Экономические агенты-структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передачи в пользование другим структурам, именуемым также экономическими субъектами.
Среди основных участников экономического процесса принято выделять домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Файлы: 1 файл

Экономические агенты.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

Коллективный договор представляет собой действенное средство защиты интересов наемных работников.

Структура и содержание коллективного договора, срок его действия определяются сторонами. В каждой конкретной организации содержание коллективного договора составляется «сходя из условий, в которых трудятся работники, а также из тех проблем социально-трудовых отношений, которые не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, а также в соответствии с положениями, изложенными в генеральных, отраслевых или специальных соглашениях.

Основные причины, сдерживающие заключение коллективных договоров:

• неустойчивое финансовое положение многих предприятий;

• нежелание работодателей в условиях экономической и финансовой нестабильности брать на себя конкретные обязательства;

• отсутствие профорганизаций на многих предприятиях;

• противостояние работодателей-собственников объединению работников;

• социальная пассивность наемных работников;

• недооценка работниками роли и значения коллективного договора, использования его как инструмента защиты их прав.

Существенной проблемой социального партнерства на производственном уровне остается невыполнение коллективных договоров. На большинстве предприятий и учреждений они к тому же носят в основном рекомендательный характер, и работодатели не несут ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по коллективным договорам.

 

 

2.2. Экономические интересы Государства.

Государство – это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них – доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика – это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государство выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых  основ деятельности экономических  агентов и предоставление услуг  для эффективного функционирования  экономики;

2) антимонопольное  регулирование;

3) воздействие на  динамику и структуру национального  продукта, уровень занятости и  инфляцию посредством дифференциации  налоговых ставок, регулирования  цен, законодательного определения  минимума заработной платы, субсидирования  потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

4) воздействие на  размещение ресурсов;

5) деятельность  в сфере распределения доходов  с целью сокращения уровня  неравенства в доходах.

В реальной деятельности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. К основным целям государственного регулирования экономики относятся: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются на прямые (дирижистские) или косвенные (экономические).

Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны. Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики: административно-правовые инструменты; финансовая (налоговая) система; кредитно-денежная система государства; государственная собственность; государственный заказ.

Экономические интересы — осознанное стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению эк-ких потребностей, являющееся объективным побудительным мотивом их хозяйственной деятельности. По своей сущности экономические интересы объективны. Они отражают место и роль хозяйствующих субъектов в системе общественного разделения труда и эк-ких отношений. Вместе с тем эк-кие интересы являются субъективными и всегда имеют своих носителей.

Государственный интерес имеет следующие составляющие своего проявления: а) общественно-экономические интересы - часть интересов государства и других субъектов хозяйствования совпадает (налогообложение в разумных пределах, выделение дердарственных инвестиций и субвенций, тарифное стимулирование экспорта и др.);

б) интересы государственной бюрократии - интересы саморазвития государственной системы, является кооперативным придатком к интересам государства;

в) интересы самоконтроля и оптимизации гражданского общества - государство не может быть выразителем интересов одного класса или слоя, в демократическом обществе она чаще выступает как институт консенсуса

 

 

 

 

2.3.Экономические  интересы домохозяйств.

Домохозяйство – экономический агент, состоящий из одного и более лиц, который является владельцем экономических ресурсов и основным потребителем товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Это обособленная ячейка общества, в рамках которой происходит производство общественного продукта, его потребление, а также воспроизводство рабочей силы, т.е. самого человека.

В рыночной экономике домохозяйства играют двойственную роль: в первую очередь как группа получателей дохода и во вторую – как расходующая группа.

Основным источником дохода домохозяйств является заработная плата, выплачиваемая рабочим и служащим компаниями или государственными учреждениями. Доход мелких собственников (врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких предприятий) является, по существу, комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента. Те домохозяйства, которые владеют акциями корпораций, получают на свои вложения доход в виде дивидендов. Домохозяйства, собственники облигаций и сберегательных счетов, имеют доход в виде процентов. Рентный доход получают домохозяйства за предоставление компаниям зданий, земли и других природных ресурсов.

Доход каждого домохозяйства расходуется по трём направлениям:

  1. выплата налогов государству;
  2. удовлетворение личных потребностей;
  3. формирование личных сбережений.

Сбережения – это посленалоговая, не потребляемая часть годового личного дохода домохозяйства.

В целом, сбережения – это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т.е.:

1) относительное  увеличение сбережений (по мере  роста личных доходов) означает  относительное уменьшение спроса  на потребительские товары и  услуги, что может вызвать сокращение  производства этих товаров и  увеличение незанятости (безработицы);

2) перевес «домашних»  сбережений способен подорвать  экономику страны, поэтому необходимо  стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны.

Домохозяйства являются потребителями 2/3 всех потребительских товаров и услуг, производимых на фирмах и государственных предприятиях. На их спрос ориентируются производители при решении главных вопросов экономики: что и сколько, как и для кого производить.

Целевая функция домохозяйства – максимизация благосостояния при осуществлении потребительского выбора в условиях бюджетного ограничения. Это значит, что домохозяйство стремится иметь как можно больше товаров, причем при их покупках главной проблемой является не наличие товаров, а недостаток денег. В этих условиях члены домохозяйства заботятся главным образом об увеличении доходов, стремясь «делать карьеру». Досуг при этом воспринимается, прежде всего, как способ «набраться сил» для работы, а не как самоцель.

Наряду с богатыми домохозяйствами имеют место и бедные. Для последних, в целях недопущения их разрушения, государство в условиях рыночного хозяйства создает специальные стимулы. В частности, система социальных пособий рассчитана на помощь именно домохозяйствам (бедным семьям, матерям-одиночкам), а не отдельным людям. Таким образом, государство определяет правила игры, но не вмешивается напрямую во внутреннюю жизнь домохозяйств.

Таким образом, домохозяйство – это объективно необходимый экономический агент всего воспроизводственного процесса, которому присущи свои функции в социально-экономической системе общества, а хозяйственно – финансовая деятельность домохозяйств объективно вписывается в экономическую систему, взаимодействуя со всеми остальными хозяйствующими в обществе субъектами.

Отметим особенности российских домохозяйств. До Октябрьской революции в нашей стране при переписях населения учитывались домохозяйства, затем было принято понятие «семья как первичная ячейка общества», которая являлась единицей учета в государственной статистике. С 1994 года государственная статистика России вновь вернулась к понятию «домохозяйство», которая представляет собой единицу учета.

Как в России, так и во всех странах определяющая роль в доходной части бюджетов домохозяйств принадлежит заработной плате. Уровень заработной платы, ее динамика оказывают наиболее существенное влияние на покупательную активность домохозяйств. Доля доходов, получаемых домохозяйствами от собственной предпринимательской и иной индивидуальной деятельности, приносящей денежный доход семье, характеризует уровень развития рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


Информация о работе Экономические агенты: понятие и структура