Эффективность работы некоммерческих организаций: опыт и критерии оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от их реализации, а социальная составляющая – на оценке социальных результатов от выполненной работы.
И если результатом деятельности НКО считать достижение "социального эффекта", то насколько проблемно измерить данный эффект, измерить вклад конкретной организации. Уместно встает вопрос и о том, как сравнить эффективность деятельности организаций, производящих различные социальные эффекты. При этом, конечно, будет неправильным, если полагать, что "социальный эффект" есть результат деятельности только НКО.

Файлы: 1 файл

nko.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Эффективность работы некоммерческих организаций: опыт и критерии оценки

Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие: экономическую и социальную. Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от их реализации, а социальная составляющая – на оценке социальных результатов от выполненной работы.

И если результатом деятельности НКО считать достижение "социального эффекта", то насколько проблемно измерить данный эффект, измерить вклад конкретной организации. Уместно встает вопрос и о том, как сравнить эффективность деятельности организаций, производящих различные социальные эффекты. При этом, конечно, будет неправильным, если полагать, что "социальный эффект" есть результат деятельности только НКО. Любая деятельность человека дает тот или иной социальный эффект. Предположим, сотовая связь за последние годы кардинально изменила стиль жизни подавляющего числа людей, независимо от их возраста. Причем  английские исследователи установили, что подростки, имеющие мобильные телефоны, меньше курят и чаще оказываются некурящими. Ведь это замечательный социальный эффект. Хотя к оценке эффективности деятельности бизнеса и некоммерческих организаций применяют разные подходы. А потом, измеряя эффективность достижения цели, весомое значение имеет ценность самой цели. Например, вор, вскрывающий за считанные секунды чужой замок, более чем эффективен с точки зрения собственных целей. Но ведь для других людей совсем наоборот? Поэтому нужно смотреть на результат деятельности через призму его ценности для других.

В отличие от коммерческих предприятий анализ эффективности  работы некоммерческих организаций  носит двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации. В силу того, что основной целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка носит ярко выраженную специфику.

Хорошо известно, что человек, в ходе своей экономической деятельности, создает частные и общественные блага. Частные блага - это товары (работы, услуги), удовлетворяющие индивидуальный спрос. Процесс производства и реализации частных благ наиболее эффективен на основе рыночных механизмов с помощью коммерческого сектора. Общественные блага - это товары (работы, услуги), удовлетворяющие общественные потребности. Общественные блага бывают полностью общественными, созданными на основе исключительно общественных потребностей (например, дорога, уличное освещение) и частично общественными, созданными с учетом индивидуального спроса (образование, здравоохранение). Процесс производства полностью общественных благ при рыночной экономике возлагают на государство. В коммерческом секторе, где производятся частные блага, мерой ценности продукта являются деньги, а механизмом измерения ценности - рынок. Готовность граждан заплатить за продукт ту или иную цену и является оценкой ценности коммерческого продукта (с учетом всех экономических и социальных эффектов, которые даст этот продукт индивиду).

В общественном секторе, где  производятся общественные блага, мерой  ценности создаваемых благ также  является стоимость ресурсов, которые  общество готово заплатить за их создание. Но механизм принятия решений об уровне ценности (готовности платить) несколько сложней. Граждане платят налоги и выбирают политиков, которые с их доверия распоряжаются данными налогами. Во время выборов политики берут на себя обязательства направить налоги на создание тех или иных общественных благ. Кроме налогов граждане, также, "голосуют" за создание тех или иных общественных благ своей благотворительной деятельностью, жертвуя на неё свои средства и время.  
Таким образом, ценность продукта (результата), создаваемого в некоммерческом секторе, складывается из ценности частных и общественных благ, которые там производятся.

Ценность создаваемых  в НКО частных благ складывается из доходов от: реализации товаров (работ, услуг); членских взносов; спонсорских взносов.  
Членские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации товаров (работ, услуг) в некоммерческих организациях. В ответ на спонсорский вклад некоммерческие организации предлагают рекламу, PR-мероприятия и т.д., тогда как в обмен на членские взносы - набор своих товаров и услуг.  
Ценность создаваемых в НКО общественных благ складывается из доходов от: государственных субсидий; грантов; благотворительных взносов (пожертвований); волонтерского труда. Уровень производства общественных благ в некоммерческих организациях можно оценить при помощи Социального индекса (SI), который показывает долю общественных благ в общей сумме произведенных благ.

Для полностью  коммерческих организаций SI = 0, а для  исключительно благотворительных организаций, производящих только общественные блага, SI = 1. Социальный индекс также используется для оценки уровня самофинансирования некоммерческих организаций. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческой организации.

Очевидно, что чем больше общественных благ создается в некоммерческом секторе, тем более он эффективен. И люди оценивают его полезность (производимый им совокупный экономический  и социальный эффект), направляя  тем или иным способом ресурсы на создание общественных благ.

Конечно, здесь  есть и другой момент. Оценка эффективности  некоммерческих организаций через  объемы финансирования вызывает порой  сильное отторжение у общественников, которые имеют дело с различными социальными и духовными проблемами (помогающими людям с ограниченными возможностями, развивающими национальную культуру, спасающими экологию и т.д.). Ведь они привыкли говорить о социальном эффекте и делать упор на измерение социального эффекта, как показателя эффективности деятельности.

Чтобы можно  было сравнивать эффективность некоммерческого  сектора в разных условиях, как допустим, разный уровень развития экономики, разная численность населения и разные правовые нормы, введен показатель - "Уровень социальной ценности производимых общественных благ". Это - доля ресурсов, направляемых на создание общественных благ, в общем объеме находящихся в распоряжении ресурсов. Граждане, бизнес, правительство оценивают совокупный социальный эффект, создаваемых некоммерческим сектором общественных благ, выделяя на их создание часть имеющихся в своем распоряжении ресурсов. И чем больше доля ресурсов направляется на общественное благо, тем больше уровень доверия и оценки оказывается некоммерческому сектору, тем более эффективным он признается общественностью.

Уровень социальной ценности для граждан общественных благ, создаваемых некоммерческим сектором, можно оценить как отношение объема частных пожертвований плюс стоимость волонтерского труда, деленное на общие доходы населения. Другими словами, сколько имеющихся в распоряжении граждан ресурсов они готовы заплатить за создание НКО общественных благ.

Уровень социальной ценности для правительства, создаваемых  некоммерческим сектором общественных благ, можно оценить как отношение  объема государственных субсидий, деленное на доходы государственного бюджета. Другими словами, сколько имеющихся в распоряжении государства ресурсов они готовы направить на создание НКО общественных благ.

Уровень социальной ответственности бизнеса можно  оценить как отношение объема благотворительных пожертвований, деленное на объем прибыли.

Что касается оценки эффективности управления затратами  в НКО, отдельный разговор. Возможно, следует сначала напомнить, что во многих странах некоммерческие организации называют "non-profit", то есть неприбыльными. От этого англоязычного термина пошел миф о том, что некоммерческие организации не должны иметь прибыли. В ряде стран этот миф принял вполне реальное законодательное решение, в результате которого общественным объединениям запретили заниматься предпринимательской деятельностью, то есть реализовывать свои товары (работы, услуги), какой бы социальной значимостью они не обладали.

Однако НКО  являются неприбыльными организациями  не потому, что они не могут иметь  прибыль. А потому, что извлечение прибыли не является целью их деятельности. Возникающая в ходе деятельности НКО прибыль не делится между учредителями, а направляется на развитие и создание общественных благ. Любые организации, даже некоммерческие, обязательно должны работать с прибылью. Это определяется, прежде всего, тем, что  расходы имеют устойчивую тенденцию к превышению доходов, и со временем эту организацию ожидает неминуемое банкротство или ликвидация, а для ее развития, как известно, нужны свободные средства или источник прибыли.

 Стоит уточнить, что следует понимать под затратами, а что считать прибылью НКО. Постоянные организационные издержки - это издержки, которые идут на общеорганизационные расходы (аренда офиса, оплата труда персонала, связь, амортизация и т.д.). Переменные производственные издержки - это издержки, которые идут непосредственно на создание частных и общественных благ (материалы, гонорары, услуги производственного характера и т.д.). В целом затраты (полные издержки) - это сумма постоянных организационных и переменных производственных издержек.

Прибыль - часть  доходов НКО, которая идет на создание активов, развитие. Другими словами, доходы на покупку оборудования, на обучение персонала, стоимость волонтерского  труда и т.д. Прибыль НКО складывается из прибыли, возникающей в ходе создания частных благ (называют эту часть прибыли коммерческой), и прибыли, возникающей в ходе создания общественных благ (называют ее социальной).  
           В целях финансовой стабильности некоммерческих организаций их общая рентабельность должна быть выше нуля. Тем не менее, возможны ситуации, когда некоммерческая организация реализует проекты с отрицательной или нулевой социальной прибылью, т.е. когда создание общественных благ убыточно для организации. В этом случае финансовая стабильность некоммерческой организации должна обеспечиваться за счет создания частных благ.

Таким образом, эффективность деятельности НКО  определяется отношением оценки результата к оценке затрат. И как оценивается  деятельность организации:  эффективно или неэффективно – зависит от людей. Ибо на выбор проектов некоммерческих организаций в большинстве случаев оказывают влияние решения третьих лиц (государства, благотворительных фондов, спонсоров и др.), а также ограничения на получение и распределение прибыли. Поэтому вопрос эффективности НКО - это вопрос совместной ответственности сообщества за создание в нем общественных благ.

 

74. Некоммерческие организации:  понятия и формы

Федеральный закон «О некоммерческих организациях»  от 12 января 1996 года N 7-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ, от 23.12.2003 N 179-ФЗ):

Некоммерческая организация (НКО) (п.1 ст. 2 ФЗ) — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Цели НКО (п. 2 ст. 2 ФЗ):социальные;  благотворительные; культурные; образовательные; научные; управленческие; охрана здоровья граждан; развитие физической куль-туры и спорта; удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защита прав, законных ин-тересов граждан и организаций;

    • оказание юридической по-мощи;
    • иные цели, направленные на достижение общественных благ.

НКО вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.

НКО  может  быть  создана в  различных  организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы  зависит  от  целей, ради  которых образуется НКО, ее отношений с учредителями, возможных источников финансирования и др.

Гражданским кодексом предусмотрены следующие  организационно-правовые формы НКО:

1) потребительский  кооператив;

2) общественная  или религиозная организация  (объединение);

3) объединение  юридических лиц (ассоциация или союз);

4) фонд;

5) учреждение.

Иные федеральные  законы существенно расширяют этот перечень, допуская возможность создания некоммерческих юридических лиц также в формах:

1) некоммерческого  товарищества, в том числе товарищества  собственников жилья; садоводческого, огороднического или дачного товарищества; 2) некоммерческого партнерства; 3) автономной некоммерческой организации; 4) государственной корпорации;

5) товарной биржи; 6) торгово-промышленной палаты; 7) объединения  работодателей. 

Большинство НКО, подобно коммерческим, являются корпорациями, т.е. построены на началах фиксированного членства: потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства и др.  Среди некоммерческих организаций обнаруживаются и смешанные формы.

 

В РФ существует более 30 видов/форм НКО. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы  НКО устанавливает Гражданский  Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и  ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, кроме этих двух актов, существует более двадцати иных законов, регулирующих специфическую деятельность других НКО.

 


Информация о работе Эффективность работы некоммерческих организаций: опыт и критерии оценки