Эффективность государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

Английский экономист Л. Роббинс говорил, что экономика - наука, изучающая поведение человека как отношения между его целями и ограниченными средствами, которые допускают альтернативное использование. Кроме того, указания на проблемы редкости и выбора необходимо помнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности.

Содержание работы

1.Эффективность государственного регулирования экономики. 3

2.Что можно взять полезного у классиков при разработке и реализации экономической политики? 12

3. Список использованных источников. 22

Файлы: 1 файл

Контрольная ГРЭ правленная.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Эффективность государственного регулирования экономики.                    3

 

2.Что можно взять полезного у классиков при разработке и реализации   экономической политики?                                                                                    12

 

3. Список использованных  источников.                                                               22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

Английский  экономист Л. Роббинс говорил, что  экономика - наука, изучающая поведение человека как отношения между его целями и ограниченными средствами, которые допускают альтернативное использование. Кроме того, указания на проблемы редкости и выбора необходимо помнить о рациональном поведении человека в процессе хозяйственной деятельности. Суть рационального экономического поведения - минимизация затрат и максимизация выгоды. Соотношение «выгоды»/ «затраты» является действенным показателем эффективности. Именно поэтому в центр исследования рыночного хозяйства становится проблема эффективности: как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от производственных затрат.

Все реально  действующие экономические системы - «смешанные»; правительство и рыночная система делят между собой  функцию нахождения ответа на пять основных вопросов. Тем не менее разные экономические системы мира крайне отличаются друг от друга по распределению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Одновременно с этим, экономические функции правительства- федерального, штатов, местных органов власти- играют в ней значительную роль. Количественно выразить экономическую роль правительства весьма непросто. Грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике является тот факт, что сейчас около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства. Кроме финансирования производства, правительство реализует также ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя перед собой цель перераспределения дохода в частном секторе экономики. По статистике налоги и общий объем правительственных расходов на покупку товаров и услуг, и на социальные программы- составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Множество трудно поддающихся количественному измерению регулирующих мер, которые предназначены для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителя от опасных продуктов, обеспечение равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях, вовлекает правительство во все сферы экономической деятельности. То, что экономическая роль правительства, велика и всеобъемлюща не вызывает никаких сомнений. Экономических функций правительства много и спектр их очень широк. Фактически экономическая роль правительства осуществляется в таких огромных масштабах, что на деле невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций. Во-первых, есть такие экономические задачи правительства, которые имеют цель поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующие виды правительственной деятельности:

- обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

- зашита и  поддержка конкуренции.

Путем выполнения второй группы задач правительство  усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь немаловажное значение имеют следующие функции  правительства:

- перераспределение  дохода и богатства;

- корректирование  распределения ресурсов с целью изменить структуру национальной продукции;

- стабилизация  экономики, то есть контроль  за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической  конъюнктуры, а также стимулирование  экономического роста.

Перечень этих пяти функций служит основой для анализа его экономической роли. Например, программа перераспределения доходов в пользу бедных воздействует на распределение ресурсов, поскольку бедные покупают товары и услуги, отличающиеся от товаров и услуг, покупаемых более состоятельными слоями общества. В свою очередь, снижение государственных военных расходов с целью ослабления инфляционного напряжения также ведет к перераспределению ресурсов из государственного сектора в частный. На государство возлагается серьезная задача- задача прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Чтобы нормально осуществлять экономическую деятельность, субъекты должны быть защищены законодательно. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности. Собственник, сомневающийся в неприкосновенности своей собственности, опасается ее отчуждения и ограничения своего права на нее и не сможет использовать в полную силу свой творческий и материальный потенциал. Государственное противодействие неограниченной власти монополий играет большую роль в правовом обеспечении. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества. Важное значение имеет и законодательство о защите прав потребителей - серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм. Существуют законы, касающиеся защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономики. И конечно, - уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийства. Оно  создает относительно стабильную ситуацию в стране и тем самым улучшает функционирование рынка. Правительство берет на себя задачу по обеспечению правовой базы и некоторых важнейших услуг, которые по сути являются предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов такие меры предполагает необходимая правовая база. Правительство устанавливает также законные «правила игры», которые регулируют взаимодействие предприятий, поставщиков ресурсов и потребителей. На базе законодательства правительство имеет возможность реализовывать функции арбитра в области экономических связей, выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применять власть для наложения соответствующих наказаний. Обеспечение рынка средством обращения, гарантирование качества продуктов, определение прав собственности и ответственность за соблюдение условий контрактов – все эти меры обусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяют осуществлять более глубокую специализацию в использовании как материальных, так и людских ресурсов. А это означает более эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, и тем самым подавляет экономические стимулы и подрывает эффективность производства.

Государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах. они установлены масштабами «фиаско» рынка в целом и конкретной экономической ситуацией. Умелое государственное регулирование позволяет ликвидировать те «провалы», которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм.

На масштабы, инструменты и эффективность  государственного регулирования экономики  решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных  стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого  им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на госрегулирование, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках проблем государственной экономической политики в условиях рыночного хозяйства. Наряду с общетеоретическими работами со второй половины 60-х годов в развитых странах все больше публикуется конкретных прикладных исследований, которые посвященны количественному анализу последствий мер государственного регулирования. Также активизировалось сотрудничество ученых с правительственными органами, ответственными за принятие экономико-политических решений. Характер и направление научных исследований в области регулирования экономики за последние десятилетия претерпели значительные изменения. В начале 50-х годов обсуждался вопрос о том, регулировать экономику или нет. Позднее – «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?». Однако возможности госрегулирования ограниченны. Его экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, тем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительные границы роста.

В 50-60-х годах  государственные доходы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой проявляли общую тенденцию к росту более высокими темпами, чем показатели ВВП и доходы юридических и физических лиц. В настоящее время наблюдается иная ситуация, так как дальнейший рост налогообложения прибылей и капиталов подрывает мотивацию предпринимательской деятельности, снижает стимулы для инвестиций и может послужить толчком для оттока капиталов. Повышение налогов и сборов с лиц, работающих по найму, фермеров и лиц свободных профессий также не может продолжаться бесконечно. Налоги не могут забирать у населения основную часть доходов. Государственные доходы без увеличения налогов могут возрастать даже при некотором снижении налоговых ставок в условиях хозяйственного подъема. Существуют определенные относительные границы роста государственных доходов:

- границы достаточной  мотивации предпринимательской  деятельности;

- социальные  границы налогообложения лиц,  работающих по найму, и средних  слоев;

- границы прироста  ВВП.

Ограничены  и возможности государственной  собственности, поскольку государственный сектор не может расти, захватывая все новые позиции в ключевых отраслях хозяйства, так как это противоречит интересам частной собственности.

Определенные  границы имеет и государственное  регулирование, поощряющее самофинансирование. Конечной материальной основой самофинансирования -валовая прибыль (разница между ценой и действительными издержками производства). Самофинансирование осуществляется как один из вариантов санкционированного государством использования прибылей, а возможности присвоения прибылей и их размеры неразрывно связаны с фазой производственного цикла, в которой находится экономика страны.

Государственное регулирование экономики через  налоги и ставки амортизационных  отчислений с основного капитала имеет границы:

- бюджетные.  Они вытекают из пределов возможного отказа от бюджетных доходов;

- социальные  – те, которые связанны с готовностью  физических и юридических лиц  мириться с налоговым гнетом;

- границы прибыльности, определенные ростом издержек  производства единицы продукции по мере сокращения производства и достижения предела амортизационных отчислений для данной ситуации. Даже накопленные льготным образом в рамках самофинансирования средства инвестировать в условиях недогрузки мощностей невыгодно. Эффективность регулирования через государственные расходы ограничена тем, что потребности в финансировании государственных регулирующих мер резко возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.

Основная  граница  государственного регулирования экономики -  это возможное несовпадение его целей с частными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений. Частный капитал участвует в осуществлении государственной программы только в том случае, если государство гарантирует ему прибыли более высокие, чем он смог бы получить, отказавшись от сотрудничества с программой. Государство может гарантировать определенную норму и массу прибыли частному капиталу в меру своих финансовых возможностей, а они небзграничны.

Перечисленные границы госрегулирования в условиях рыночного хозяйства носят относительный  характер. В этих границах оно продолжает развиваться и его механизм постоянно  совершенствуется.

Что касается эффективности  регулирования государства как выразителя общенациональных интересов, то здесь нет каких-либо явных критерии, которые позволили бы вычленить его вклад в экономику. Также нет и универсального критерия оптимальности государственного участия в рыночной системе. Каждая страна ищет решения этой проблемы по-своему. Вопрос об эффективности государственного регулирования остро стоит и в нашей стране. Необходимо установить хотя бы качественные критерии, по средствам которых определяется успех или неуспех экономической политики государства.

Главной целью  государства в экономике  является обеспечение высокого уровня жизни  граждан. Пути достижения цели и результаты отражены в показателях государственного регулирования.

К критериям  эффективности можно отнести  выбранные непротиворечивые средства осуществления рыночных преобразований и соотнести поставленные цели с выбранными средствами. За определенный результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.

Применительно к России в качестве критерия эффективности государственного регулирования экономики может быть избрано развитие производительных сил, которое оценивается в конечном счете через рост благосостояния. Если конкретизировать этот обобщенный критерий, то к критериям можно отнести: спад производства, потерю управляемости экономикой и социальными процессами. Необходимо также включить в критерии эффективности повышение эффективности производства. В последнее время подчеркиваются возрастание угрозы для экономической безопасности государства и особая важность выполнения государством своих функций по обеспечению экономической безопасности.

Таким образом, эффективность государственного регулирования  можно оценить по следующим основным критериям:

- сравнение  прогнозируемых показателей с  фактически достигнутыми;

- международные сопоставления, позволяющие определить, оказало ли регулирование влияние на достижение более высоких темпов экономического развития, рост благосостояния народа, на более рациональное использование ресурсов, в которых за базу сравнения следует избирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше;

- соотнесение  фактических и пороговых показателей  экономической безопасности страны; в частности, в число показателей  экономической безопасности входит  возможность страны осуществлять расширенное воспроизводство и др.

Роль государства  в процессе преобразований в России должна оставаться значительной  во многих сферах экономики. При этом государственная  политика должна вестись новыми методами, шагающими в ногу с современностью. Только после завершения периода трансформации, после того как Россия вступит в фазу устойчивого роста, государство сможет несколько «устраниться» от вмешательства в экономические процессы и сосредоточиться на функциях и задачах, свойственных любой развитой капиталистической экономике.  В современной, многоукладной, смешанной, рыночной экономике государство активно участвует в формировании важнейших социально-экономических процессов. В период обострения негативной ситуации влияние государства возрастает и на достижение стабилизации экономики, и на решение других вопросов. Когда развитие страны идет спокойно, плавно, без скачков в отсутствие кризисных ситуаций,  влияние государства сокращается, и все структуры начинают  действовать в рамках долгосрочных программ. Такое влияние показало себя достаточно эффективным в развитых странах – на протяжении всего периода после Второй мировой войны, и особенно в последнее десятилетие. Позволило оно и избежать глубоких кризисов, а также  обеспечило сравнительно устойчивые темпы развития.

Информация о работе Эффективность государственного регулирования экономики