Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 19:39, реферат
На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
                              
На современном этапе 
развития России, определяемом масштабными 
социально-экономическими преобразованиями 
внутри страны и общемировыми тенденциями 
перехода от индустриального к 
 
Информатизация образования предполагает 
использование современных информационных 
технологий в целях: совершенствования 
методических систем обучения, ориентированных 
на развитие интеллектуального потенциала 
учащихся; осуществление информационной 
деятельности и информационного взаимодействия 
образовательного назначения; реализацию 
психолого-педагогической диагностики 
уровня обученности учащихся на базе компьютерного 
тестирования; управление образованием, 
в том числе в условиях локальных и глобальной 
компьютерных сетей и т.д. 
 
Основной чертой сложившейся к настоящему 
времени в отечественной школе ситуации 
с использованием в учебном процессе информационных 
технологий, в том числе электронных образовательных 
ресурсов (ЭОР), является то, что соответствующая 
деятельность учителей поощрялось, однако 
не являлась для них обязательной. 
Ситуация существенно изменилась с принятием 
и введением в действие федеральных государственных 
образовательных стандартов (ФГОС),  содержащим 
требования к: результатам освоения основной 
образовательной программы; условиям 
реализации основной образовательной 
программы; структуре основной образовательной 
программы. 
 
ФГОС фактически обязывают педагогов 
использовать в образовательном процессе 
ИКТ и научить их разумному и эффективному 
использованию учащихся. Так, согласно 
Федеральному государственному образовательному 
стандарту начального общего образования 
(ФГОС НОО), введенному в действие 1 сентября 
2011 года, ряд требований к результатам 
образования прямо связан с необходимостью 
использования информационных технологий. 
В частности, выпускник начальной школы 
должен: 
 
• активно использовать речевые средства 
и средства ИКТ для решения коммуникативных 
и познавательных задач; 
• вводить текст с помощью клавиатуры; 
• фиксировать (записывать) в цифровой 
форме и анализировать изображения, звуки 
и измеряемые величины; 
• готовить свое выступление и выступать 
с аудио-, видео- и графическим сопровождением; 
• уметь использовать различные способы 
поиска (в справочных источниках и открытом 
учебном информационном пространстве 
Интернета), сбора, обработки, анализа, 
организации, передачи и интерпретации 
информации в соответствии с коммуникативными 
и познавательными задачами и технологиями 
учебного предмета. 
 
Согласно ФГОС важным условием реализации 
основной образовательной программы является 
требование наличия информационной образовательной 
среды (ИС). 
 
Таким образом, необходимость широкого 
использования информационных технологий 
и электронных образовательных ресурсов 
в общеобразовательных учреждениях субъектов 
Российской Федерации прямо определяется 
требованиями к результатам реализации 
основной образовательной программы, 
определяемым ФГОС. Возможность широкого 
использования информационных технологий 
и электронных образовательных ресурсов, 
в свою очередь, неразрывно связана с условиями 
реализации основной образовательной 
программ
Цель: рассмотреть основные направления управления информатизацией образования на современном этапе, выявить пути развития этой деятельности, а так же специфику использования информационных ресурсов в образовании.
Глава 1. Информационная среда образовательного учреждения.
1.1 Создание информационной 
среды образовательного учреждения 
 
Необходимость формирования информационной 
среды прямо определяется ФГОС, в которых 
указывается, что  современная школа в 
условиях информационного общества за 
счет наличия школьной ИС, квалифицированных 
кадров и сервисов должна обеспечивать: 
 
• возможность для изучения и преподавания 
любого общеобразовательного курса, реализации 
общеобразовательного проекта с использованием 
ИКТ в формах и на уровне, возможном в современной 
школе, в целях, отвечающих современным 
образовательным приоритетам, с учетом 
возрастных и индивидуальных особенностей 
учащихся, в объемах, расширяющихся с ростом 
потребности учащихся и готовности школы; 
• планирование образовательного процесса, 
его обеспечения ресурсами  с фиксацией 
плана и его выполнения в ИС; 
• фиксацию в ИС результатов деятельности 
учителей и учащихся; 
• прозрачность образовательного процесса 
для родителей и общества; 
• управление на различных уровнях образовательным 
процессом в школе с привлечением всех 
субъектов образования и всех перечисленных 
выше возможностей. 
 
Одной из составляющих ИС является электронный 
журнал и электронный дневник учащегося. 
Обязанностью администрации учреждения 
общего образования становится обеспечение 
государственной услуги по информированию 
родителей о результатах обучения ребенка 
и домашних заданиях (электронный дневник). 
 
В информационной среде в здании школы 
и за его пределами (с помощью средств 
телекоммуникации) ведут свою деятельность 
участники образовательного процесса 
(учителя и другие работники организации, 
учащиеся, родители), в информационной 
среде размещаются ЭОР. Доступность и 
удобство использования ЭОР и в результате 
реальная используемость ЭОР во многом 
связана с удобством организации и постоянной 
работоспособностью информационной среды. 
 
Информационная среда должна обеспечивать: 
 
• размещение ЭОР с обеспечением удобных 
функций по их поиску и отбору; 
• простое и естественное планирование 
курсов с использованием ИКТ и ЭОР и других 
фрагментов образовательного процесса 
(например, проектов); 
• удобную реализацию курсов с использованием 
ИКТ и ЭОР (размещения ЭОР, материалов 
учителя, заданий учащимся, рецензий и 
оценок учителя, соответствие реализации 
и плана и т. д.); 
• размещение цифровой фиксации (записи, 
регистрации) хода образовательного процесса, 
деятельности учителя и учащихся, в том 
числе формализованной информации о проведенных 
занятиях, фиксируемой в электронном журнале 
и других документах; 
• прозрачность информации о ходе и результатах 
учебного процесса для родителей, органов 
управления образованием, общественности 
и т. д. за счет доступа к школьной информации 
через Интернет, средства мобильной связи, 
информационные киоски в школах, 
а также ряд других функций с использованием 
возможностей ИКТ. 
К моменту начала эксплуатации школьной 
ИС должны быть определены и уточнены 
функции различных служб, связанных с 
информатизацией образования, и конкретных 
исполнителей этих функций. Указанные 
функции включаются в регламенты их деятельности, 
входящие (в соответствии с тем, кто реализует 
функции данной службы) в: 
• обязательства по договорам – для сторонних 
организаций, с которыми взаимодействует 
ОУ; 
• положения о подразделениях ОУ (в том 
числе – вновь создаваемых), утверждаемые 
приказами самого учреждения; 
• должностные инструкции работников 
ОУ, утверждаемые приказами.
1.2 Информатизация организационно-управленческой деятельности в школе
Виды и классификация средств информатизации организационно-управленческой деятельности. Информационные и коммуникационные технологии в школьной библиотеке
Развитие средств ИКТ 
и все более широкое их внедрение 
в различные сферы образования 
создают основу для широкого внедрения 
компьютерных комплексов автоматизации 
управления учебными заведениями системы 
общего среднего образования. 
     В настоящее время известно несколько 
программных систем, предназначенных 
для автоматизации процессов управления 
учебным заведением общего среднего образования. 
Большая часть таких систем поддерживает 
достаточно ограниченный круг функций, 
связанных с управлением учебным заведением, 
имеет собственную структуру данных, которая 
не позволяет обеспечить горизонтальный 
(от одного учреждения другому) и вертикальный 
(информация для органов управления образованием 
на уровне города или района) обмен данными. 
До сих пор не выработано единых подходов 
для обеспечения взаимодействия с родителями 
и общественностью. 
     В то же время использование средств ИКТ 
в организации и планировании деятельности 
учебных заведений системы общего среднего 
образования позволяет достичь многих 
преимуществ, в числе которых: 
До последнего времени 
накоплен большой практический опыт 
использования 
     Изначально средства ИКТ и автоматизированные 
системы управления в сфере общего среднего 
образования разрабатывались как базы 
данных по контингенту школьников, кадрам, 
учебным планам и другой информации. Средства 
ИКТ, задействованные в управлении средним 
образовательным учреждением должны состоять 
из подсистем:
Наличие таких подсистем 
позволяет сформировать совокупность 
взаимосвязанных 
     В процессе информатизации организационно-управленческой 
деятельности учебных заведений существенную 
роль должна сыграть информация "управленческого 
характера", содержание которой должно 
включать несколько основных структурных 
составляющих. В их числе нужно выделить:
Разработки, проводимые в 
государственном масштабе в области 
информатизации системы образования, 
позволяют сгруппировать 
Современное состояние информатизации 
общего среднего образования в области 
создания и использования 
     Средства ИКТ, используемые в управлении 
образовательным учреждением должны количественно 
и качественно обрабатывать следующие 
данные: