• взаимодействие структурных 
подразделений банка;
            
• структура ресурсов банка;
            
•  сроки привлечения денежных 
средств и порядок установления 
условий договоров;
            
• перечень документов, необходимых 
для заключения договора и 
открытия депозита или счета 
в банке;
            
• перечень документов и порядок 
оформления операций по привлечению 
средств в депозитные и сберегательные 
сертификаты;
            
• порядок привлечения средств 
и оформления операций по привлечению 
средств кредитных организаций;
            
• порядок начисления и уплаты 
процентов по пассивным операциям;
            
•  порядок отчисления в 
фонд обязательного резервирования 
Национального банка Республики 
Казахстан, контроль над соблюдением 
экономических нормативов;
            
• порядок хранения документов.
       Кроме 
того, в зависимости от состава 
клиентуры и направления деятельности 
банка его депозитная политика 
может включать и другие разделы.
      Таким образом, 
депозитная политика банка определяется: 
во-первых, приоритетами в выборе 
клиентов и депозитных инструментов 
(сегментирование рынка), во-вторых, 
нормами и правилами (в том 
числе законодательными, инструктивными, 
внутрибанковскими и т.д.), регламентирующими 
практическую деятельность банковского 
персонала, реализующего эти приоритеты 
на практике. Качество депозитной 
политики и эффективность пассивных 
операций, зависят также и от 
компетентности руководства банка 
и уровня квалификации персонала 
и выработкой условий депозитных 
договоров.
      При разработке 
депозитной политики любому банку 
необходимо руководствоваться определенными 
критериями ее оптимизации. Оптимизация 
депозитной политики банка – 
это сложная многофакторная задача, 
в основу решения которой следует 
положить учет интересов экономики 
страны в целом, коммерческого 
банка, как субъекта экономики, 
клиента и персонала банка.
      Очевидно, что 
их интересы далеко не всегда 
совпадают. Поэтому оптимальная 
депозитная политика предполагает 
прежде согласование их интересов. 
[17]
      Итак, критерии 
оптимизации следующие:
      а) взаимосвязь 
депозитных, кредитных и прочих 
операций банка для поддержания 
стабильности банка, его надежности, 
финансовой устойчивости;
      б) диверсификация 
ресурсов банка с целью минимизации 
риска;
      в) сегментирование 
депозитного портфеля (по клиентам, 
продуктам,
      рынкам);
      г) дифференцированный 
подход к различным группам 
клиентов;
      д) конкурентоспособность 
банковских продуктов и услуг;
      е) необходимость 
эффективной комбинации ресурсов, 
обеспечение оптимального сочетания 
стабильных и «летучих» ресурсов 
при увеличении доли стабильных 
ресурсов в депозитном портфеле 
банка в условиях повышенных 
рисков (в т.ч. по депозитным операциям);
      ж) учет 
концепции жизненного цикла в 
процессе формирования гаммы
      вкладов 
и депозитного портфеля в целом.[18]
      В целях 
совершенствования депозитной политики 
коммерческого банка необходимо 
следующее:
      – каждый 
коммерческий банк должен иметь 
собственную депозитную политику, 
выработанную с учетом специфики 
его деятельности и критериев 
оптимизации этого процесса;
      – необходимо 
расширение круга депозитных 
счетов юридических и физических 
лиц сроком «до востребования», 
что позволит даже в условиях 
незначительных финансовых накоплений 
полнее удовлетворять потребности 
клиентов банка и повысить 
заинтересованность инвесторов 
в размещении своих средств 
на счетах в банке;
      – в качестве 
одного из направлений совершенствования 
организации депозитных операций 
возможно использование различных 
видов счетов для всех категорий 
вкладчиков и повышение качества 
их обслуживания;
      – индивидуальный 
подход (стремление банка предоставить 
клиенту особые льготы);
      – создание 
системы гарантирования банковских 
вкладов и защиты интересов 
вкладчиков, что позволит реально 
повысить надежность банков и 
их способность выполнять возложенную 
на банки задачу по преобразованию 
сбережений граждан в инвестиции, 
в которых столь остро нуждается 
российская экономика.
      Таковы некоторые 
возможные пути совершенствования 
депозитной политики коммерческого 
банка и повышения ее роли 
в обеспечении его устойчивости.
      Взаимосвязь 
сберегательной и депозитной 
политики коммерческого банка 
следующая: с одной стороны, 
основные направления депозитной 
политики являются элементами 
формирования сберегательной деятельности 
банка (например, политика в области 
банковского товара, то есть ассортимент 
депозитов, процентная политика, 
продвижение продукта на рынке, 
организация работы соответствующих 
подразделений кредитной организации). 
С другой стороны, назвать депозитную 
политику составным элементом 
сберегательной деятельности банка 
нельзя. Напротив, депозитная политика 
банка – это более широкое 
понятие, включающее кроме стратегии 
и тактики привлечения ресурсов 
на возвратной основе, также организацию 
и управление депозитным процессом.
      Кроме того, 
сбережения населения – это 
лишь один из источников формирования 
пассивов. В настоящее время динамично 
развиваются другие источники 
привлечения – средства юридических 
лиц, в том числе банков, а 
также ресурсы, привлекаемые на 
международных финансовых рынках.
      В целом 
же, как депозитную, так и сберегательную 
политику каждый банк разрабатывает 
сам. Также руководством кредитной 
организации самостоятельно определяется 
степень важности названных направлений, 
первостепенность того или иного 
вида политики банка. В первую 
очередь это будет зависеть 
от области функционирования 
конкретного банка, его специализации 
или универсализации.
 
 
 
 
 
 
2.3. Новые условия гарантирования 
депозитов
 
 
 
      1 января 2007 
года вступил в действие Закон 
Республики Казахстан “Об обязательном 
гарантировании депозитов, размещенных 
в банках второго уровня Республики 
Казахстан”, принятый 7 июля 2006 года.
      Данный закон 
направлен на защиту прав вкладчиков 
казахстанских банков, определяет 
правовые основы функционирования 
системы обязательного гарантирования 
депозитов, а так же порядок 
деятельности Казахстанского фонда 
гарантирования депозитов и участия 
коммерческих банков в системе 
обязательного гарантирования депозитов.
      Необходимость 
принятия данного Закона обусловлена 
стремлением приблизить казахстанскую 
систему гарантирования депозитов 
к лучшей международной практике, 
обеспечить прозрачность функционирования 
Системы, а также снизить присущие 
ей риски. Закон разработан 
на основе изучения и анализа 
мирового опыта и рекомендаций 
международных организаций в 
сфере страхования депозитов, 
их адаптации к отечественным 
условиям.
      С момента 
создания Системы и до принятия 
данного закона регулирование 
осуществлялось в соответствии 
с Правилами, утвержденными Правлением 
Национального Банка Республики 
Казахстан:
      1) Правилами 
обязательного коллективного гарантирования 
вкладов физических лиц в банках 
второго уровня Республики Казахстан;
      2) Правила 
функционирования системы обязательного 
коллективного гарантирования вкладов 
физических лиц и участия в 
ней банков второго уровня 
Республики Казахстан.
      Как результат 
поступательного развития Системы 
в указанные правила вносились 
изменения и дополнения. Они касались 
расширения объектов гарантирования, 
увеличения размеров гарантийного 
возмещения, упрощения схемы выплаты 
возмещения, изменения размеров 
ставок обязательных календарных 
взносов для банков-участников 
Системы, расширения полномочий 
Фонда и др.
      Принятый 
закон в свою очередь вносит 
изменения в механизм гарантирования.
      1.Касательно 
деятельности Фонда АО “Казахстанский 
фонд гарантирования депозитов” 
является организацией, осуществляющей 
обязательное гарантирование депозитов, 
размещенных в банках второго 
уровня Республики Казахстан. 
Учредителем и единственным акционером 
Фонда выступает Национальный 
Банк Республики Казахстан.
      Общее руководство 
деятельностью Фонда осуществляет 
Совет Директоров, в состав которого 
входят заместитель Председателя 
Национального Банка Республики 
Казахстан по регулированию и 
надзору финансового рынка и 
финансовых организаций, вицеминистр 
финансов Республики Казахстан, представитель 
Ассоциаций финансистов Казахстана, а 
также Генеральный директор Фонда, назначаемый 
Национальным Банком Республики Казахстан.
      В качестве 
основных задач Фонда государством 
определены участие в обеспечение 
стабильности финансовой системы, 
а также защита прав и законных 
интересов вкладчиков в случае 
принудительной ликвидации банка-участника 
Системы.
      Для эффективной 
реализации возложенных задач 
Фонд выполняет следующие функции:
    • определяет 
размер и порядок уплаты взносов 
банками-участниками;
    • на накопительной 
основе формирует резерв возмещения;
    • инвестирует 
собственные активы;
    • выплачивает 
гарантийное возмещение по депозитам 
вкладчикам принудительно ликвидируемого 
банка;
    • выбирает 
банк-агент для выплаты гарантийного 
возмещения вкладчикам.
      С принятием 
закона помимо указанных функций 
Фонд участвует в составе временной 
администрации, назначаемой в 
период консервации или отзыва 
лицензии на проведение всех 
банковских операций у банка-участника, 
а также в составе ликвидационной 
комиссии и комитета кредиторов 
принудительно ликвидируемого банка-участника.
      2.Касательно 
размеров гарантийного возмещения 
и объектов гарантирования.
      В 1999 году 
максимальный размер гарантийного 
возмещения на одного вкладчика 
составлял 200 тысяч тенге. Учитывая 
факторы экономического развития 
страны и рост уровня доходов 
населения, в 2003 году данный 
показатель был увеличен до 400тысяч 
тенге, а с 1 января 2007 года максимальный 
размер гарантийного возмещения 
на одного вкладчика в одном 
банке составляет 700 тысяч тенге.
      При рассмотрении 
перечня гарантируемых депозитов 
за годы функционирования Системы 
модно выделить следующие основные 
этапы:
      1)В 1999-2003гг. 
объектом гарантирования являлись 
лишь срочные вклады и вклады 
до востребования, ставки вознаграждения 
по которым не превышали предельные 
величины ставок, установленных 
Советом директоров Фонда.
      2)В 2003-2006гг. 
гарантировались вклады до востребования, 
вклады-гарантии, остатки денег на 
текущих счетах и на карт-счетах, 
а также срочные и условные вклады, размером 
до 50000 долларов США (или их эквивалента). 
В 2004 году в рамках осуществления политики 
дедолларизации экономики Казахстана 
максимальный размер гарантируемых вкладов 
был изменен с 50 тысяч долларов США на
      7 миллионов 
тенге.
      Также на 
первых двух этапах не являлись 
объектом гарантирования вклады 
руководящих работников банка-участника, 
их близких родственников и 
супругов, а также его акционеров, 
владеющих пятью и более процентами 
акций с правом голоса, их близких 
родственников и супругов.
      3)С 1 января 
2007 года объектом гарантирования 
являются все депозиты физических 
лиц в тенге и иностранной 
валюте без ограничения по 
сумме.
      Это означает, 
что в случае принудительной 
ликвидации банка-участника все 
вкладчики - физические лица получат 
от Казахстанского фонда гарантирования 
депозитов гарантийное возмещение 
в размере вклада (без начисленного 
вознаграждения), но не более 700 
тысяч тенге.
      Если до 
2007 года гарантийное возмещение 
выплачивалось в той же валюте, 
в какой был внесен вклад, 
то теперь в соответствии с 
законом гарантийное возмещение 
будет выплачиваться в тенге. 
Для расчета гарантийного возмещения 
по депозитам в иностранной 
валюте будет использоваться 
рыночный курс обмена валют, 
установленный на дату вступления 
в законную силу решения суда 
о принудительной ликвидации 
банка.
      Для удобства 
вкладчиков срок обращения за 
получением гарантийного возмещения 
через банк-агент продлен с 
3 месяцев до 6 с даты публикации объявления 
о начале выплаты.
      В целях 
проведения депозитной политики 
банков в соответствие с инвестиционными 
возможностями рынка Фонд устанавливал 
для банков-участников максимальные 
ставки вознаграждения по привлекаемым 
депозитам физических лиц. Данные 
размеры согласовывались на заседаниях 
Консультативного совета Фонда, 
состоящего из представителей 
банков-участников, и утверждались 
решением Совета директоров Фонда. 
С 2007 года данное регулирование 
отменено, т.е. теперь банки самостоятельно 
определяют и устанавливают ставки 
вознаграждения по привлекаемым 
депозитам.