Денежно-кредитная политика Центрального Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.
Задачами курсовой работы являются:
определение целей и направления развития денежно-кредитной политики;
рассмотрение методов и инструментов денежно-кредитной политики;
анализ эффективности денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде;
рассмотрение денежно-кредитной политики России в современных условиях.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….2
1.Денежно-кредитная политика: цели и направления развития…………..5
2.Инструменты денежно-кредитной политики……………………………….10
3.Эффективность денежно-кредитной политики в краткосрочном и долгосрочном периоде…………………………………………………………..24
4.Денежно-кредитная политика в России :2015…………………………….33
Заключение………………………………………………………………………..45
Список используемой литературы…………………………………………....46

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.31 Кб (Скачать файл)

 Еще одним важным  шагом стало рефинансирование  ЦБ РФ с апреля 2014г. коммерческих банков под залог прав требования по ссудам на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках программ Правительства РФ. Средства на указанные цели предоставляются Банком России по фиксированной ставке - 6,5% на срок до трех лет. Следовательно, такое кредитование осуществляется по ставке, пониженной по сравнению с ключевой.                                               В этой связи следует отметить, что с 2009 г. Банк России кредитует под за-лог прав требований по межбанковским кредитам ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» на срок до одного года по фиксированной ставке 4%. С августа 2013 г. ЦБ РФ осуществляет рефинансирование кредитов, выданных под залог прав требовании, обеспеченных договорами страхования ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ЭКСАР). Рефинансирование предоставляется па срок до одного года по фиксированной ставке 6,5%. Отметим, что в обоих случаях рефинансирование, предоставляемое ЦБ РФ, является среднесрочным, до 3 лет. Поэтому предпринимаемые Банком России меры по рефинансированию системно значимых сфер отечественной экономики вино недостаточны.                                                                                  Введение против России санкций, ограничивших доступ банков и корпораций с государственным участием к ресурсам международного финансового рынка, обусловливает необходимость ускоренного реформирования системы рефинансирования коммерческих банков, радикального расширения участия ЦБ РФ н кредитовании процесса модернизации ведущих отраслей отечественной экономики. Основным направлением такого реформирования должен стать переход к рефинансированию средне- и долгосрочных кредитов коммерческих банков и государственных институтов развития в инфраструктуру и инвестиционные проекты, обеспечивающие инновационное развитие народного хозяйства страны.                                                                                                                  В этой связи особое значение имеет прекращение поддержки экономического роста и занятости в одну из целей денежно-кредитной политики Банка России. Это предполагает: формирование денежном предложения (т.е. денежных агрегатов) в значительной мере на основе рефинансирования средне- и долгосрочных кредитов банковских учреждений реальному сектору; обеспечение связи между процентными ставками и рентабельностью бизнес-структур; проведение курсовой политики с учетом интересов импортеров производственного оборудования; оптимизацию золотовалютных резервов и их частичное размещение в национальной банковской системе.                                     Кроме того, стимулирование экономического роста предполагает тесную координацию денежно-кредитной политики с бюджетной политикой, в том числе при: формировании процентных ставок, определяющих стоимость обслуживания правительственных заимствований; монетизации государственного долга, т.е. скупки Центральным банком правительственных облигаций; формировании золотовалютных резервов.   Обеспечение экономического роста и занятости как цели денежно-кредитной политики предполагает использование специфичного трансмиссионного механизма. Его основными каналами являются процентный и кредитный. Причем основное значение имеет регулирование средне- и долгосрочных процентных ставок и предоставление на такие же сроки кредитных ресурсов.                                                                                                       Формирование золотовалютных резервов (ЗВР) России не осуществляется на традиционных для мировой практики подходах - таких как объем критического импорта и потребность в ресурсах для обслуживания внешнего долга. Основной причиной скупки Банком России иностранной валюты является необходимость поддержки относительно стабильного курса рубля в условиях колебаний мировых цен на энергоносители. Кроме того, следует отметить, чти в состав валютных резервов ЦБ РФ как в актив его баланса автоматически входят учитываемые по пассиву баланса средства фондов, формируемых в составе федерального бюджета - резервного и национального благосостояния .Но  расходование по решениям Правительства РФ средств этих фондов не может осуществляться путем конвертации валюты в рубли, поскольку валютные резервы размещены в иностранные активы на различные сроки. Поэтому при использовании Минфином РФ средств резервных фондов ЦБ РФ проводит рублевую эмиссию.                                                                                До попытки перехода к инфляционному таргетированию, предпринятой ЦБ РФ, формирование курса рубля осуществлялось за счет интервенций, сглаживающих волатильность валютного курса. При таких интервенциях ЦБ РФ увеличивал предложение иностранной валюты на рынке. Ее продажа из валютных резервов означала снижение последних. Одновременно уменьшалась рублевая денежная масса. Но для ограничения волатильности рубля мог бы использоваться и другой подход - вывод с рынка части рублевой массы. Это позволило бы стабилизировать курс без использования валютных резервов.      Реализация этого метода состоит в переходе к новой модели рефинансирования ЦБ РФ коммерческих банков, состоящей в размещении в кредитных учреждениях дифференцированных по срокам депозитов. Их не возобновление после истечения срока размещения означало бы снижение денежной ликвидности в экономике.                                                   В январе 2014 г. ЦБ РФ сделал заявление о прекращении традиционного влиянии на валютный курс рубля в связи с переходом к инфляционному таргетированию. Руководство банка предполагало, видимо, что свободное курсообразованис позволит широко использовать для регулирования монетарной сферы ключевую процентную ставку. Но в случае ее резкого повышения приток в страну иностранного спекулятивного капитала сдерживался бы повышением курса национальной валюты.

Прекращение влияния Центрального балка на курсообразование активизировало деятельность спекулянтов. Возросшая волантильность рубля заставила импортеров перевести валютные риски на потребителей, т.е. повысить цены в рублях. Поэтому эффект от попытки перехода к инфляционному таргетированию оказался для ЦБ РФ противоположным ожидаемому - ускорился рост цен. Между тем такой результат был вполне прогнозируемым. Впоследствии ЦБ РФ был вынужден возобновить валютные интервенции и тем самым обеспечить стабилизацию курса рубля.                                                                                                                   В августе 2014 г. Банк России повторил попытку перехода к свободному курсообразованию в рамках таргетирования инфляции. Заметим, что особая опасность этой попытки состояла в перемене геополитичесской ситуации - введении против России экономических санкций, изменивших условии внешней торговли и доступа российских компаний к рынкам капитала. Результат второй попытки был аналогичен результату первой - ускорение инфляции.                                                                                        На российском валютном рынке резко возросла спекулятивная активность. Но в таких условиях валютные интервенции Банка России для поддержки курса рубля происходили одновременно с предоставлением банковской системе рублевой ликвидности через операции рефинансирования, а это стимулировало спекулятивные операции. С 31 октября 2014 г. ключевая процентная ставка Банка России была повышена до 9,5%. Но такая мера не снизила масштабы обмена рублей на валюту. В пресс-релизе ЦБ РФ от 7 ноября 2014 г. констатировалось наличие ажиотажного спроса на иностранную валюту. Это означало не что иное, как масштабный валютный кризис.                                                                                                      В сложившейся ситуации ЦБ РФ заявил, что его новая политика «не предполагает полного отказа от валютных интервенций» (пресс-релиз «О параметрах курсовой политики Банка России» от 10 ноября 2014 г.;. Фактически это означало признание невозможности и нецелесообразности свободного курсообразования. ЦБ РФ также попытался снизить предложение банковской системе рублевой ликвидности, ограничив ежедневные операции валютный своп на уровне 2 млрд. доля. Но установление такого объема указанных операций означает, что банковская система продолжит получать рублевую ликвидность почти в фактически сложившемся объеме, причем по ежедневным операциям, востребованным в наибольшей степени именно спекулянтами, Распространенным аргументом в пользу использования в России инфляционного таргетирования являются ссылки на опыт Австралии и Канады, использующих эту модель денежно-кредитной политики. Но в этих странах в отличие от России в течение трех последних десятилетий повышательная ценовая динамика не наблюдалось. Соответственно изменения валютного курса не влияют на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. В России снижение курса национальной валюты неизбежно приводит к увеличению как розничных, так и оптовых цен, причем не только на импортируемые товары.                                                      Следует отметить, что из числа центральных банков крупных стран инфляционное таргетирование использует Банк Англии, но не применяют ни ФРС США, ни ЕЦБ, хотя они и устанавливают целевые показатели инфляции.                                                                                                  Очевидно, что увеличение рефинансирования коммерческих банков Цен-тральным банком создает риск усиления инфляционного процесса. Это связало с ростом доходов домашних хозяйств, частных предпринимателей, компаний. Поэтому меры по расширению рефинансирования должны быть согласованы с ростом производства в потребительском секторе. Кроме того, следует учитывать, что рост платежеспособного спроса приведет к увеличению импорта и соответственно давлению на курс рубля. Разумеется, существование таких рисков не является поводом для отказа от модернизации отечественной экономики, тем более в условиях санкций.

 На наш взгляд, в  существующих условиях Банку  России целесообразно отказаться от перехода к инфляционному таргетированию, с тем чтобы продолжить осуществление мер по минимизации колебаний курса национальной валюты , а также расширить рефинансирование коммерческих банков и повысить значение средне- и долгосрочных процентных ставок в регулировании макроэкономических процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Таким образом, в данной работе согласно главной цели, поставленной во введении, был проведен анализ денежно-кредитной политики, а так же согласно задачам курсовой работы можно сделать следующие выводы: 
1. Денежно-кредитная политика является совокупностью мероприятий денежной политики, определяющей изменение денежной массы,  и кредитной политики, направленной на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничение роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов.                                                                                                             2 .Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: учетная и процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов, Использование данных методов помогает Центральному банку регулировать денежно-кредитную сферу и воздействовать на нее необходимым образом на данном экономическом этапе.

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти. 
  Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ: 
- создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе; 
- последовательное снижение уровня инфляции  
- повышение темпов экономического роста; 
- укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах; 
- ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть; 
- использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда; 
- стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность; 
- стимулирование кредитных операций; 
- совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

При реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

Поэтому целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:

1) совершенствование законодательной  базы в сфере денежно – кредитной политики; 
2) снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен

3) уменьшение долларизации российского денежного обращения; 
4) усиление стимулов инвестиционной активности; 
5) усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса; 
6) изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны платить банки; 
7) предоставление государственных гарантий.; 
8) достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной сферы; 
9) обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно-кредитной политики;

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем. 
Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики значительно высока. Грамотное проведение денежно-кредитной политики обеспечит низкую инфляцию, увеличит эффективность регулирования банковской ликвидности и обеспечит развитие экономики на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Ахмадуев А. Количественные  ориентиры денежно-кредитной политики. Экономист.-2011. №11

2.Бурлачков В. Политика  банка России :тенденции и противоречия/В. Бурлачков// Экономист.-2014.-№12.-С.21-26

3.Ивашковский С. Т. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд. Испр., доп-М., Дело, 2002-472с.

4.Курс экономической теории/ Под ред. проф. Сидоровича А.В. Дело и Сервис,2011

5.Макеев С.Р. Денежно-кредитная  политика: теория и пркактика.М.:Экономистъ ,2009 с.84.

6.Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 17, 18 14-е изд. дораб. и испр. , 2011

7.Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. : Изд-во МГУ, 2009.- 736с.

8.Официальный сайт Центрального  банка Российской Федерации

9.Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России.2011

10.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика Москва: Дело ЛТД, 2009, 864с.

 

 


Информация о работе Денежно-кредитная политика Центрального Банка России