Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:25, курсовая работа
Целью работы является определение количественной взаимосвязи дефицита бюджета и макроэкономических показателей, определение величины дефицита бюджета, в том числе и для Беларуси за 2008-2010г., поиск оптимальных путей сбалансирования дефицита бюджета.
Введение 3
     Глава 1 Бюджетный дефицит и государственный долг в экономической теории:
     1.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки, способы финансирования бюджетного дефицита 5
     1.2. Основные причины устойчивого  бюджетного дефицита и увеличения  государственного долга 8
     1.3 Первичный дефицит государственного  бюджета и механизм самовоспроизводства  долга. Государственный долг, налоги, инвестиции и экономический рост 11
     1.4. Взаимосвязь внутреннего и внешнего  долга, их влияние на экономику  страны  14
     1.5. Причины долгового  кризиса и стратегия  управления государственной  задолженностью 17
     Глава 2  Государственный долг и дефицит  бюджета в РБ
     2.1 Дефицит бюджета в РБ на 2008-2010г. 20
     2.2 Внешний государственный долг  Беларуси на 2008- 2010г. 20
     2.3  Внутренний государственный долг  в Республике Беларусь 2008-2010г. 22
     Глава 3 Перспективы Республики Беларусь. Модель Бруно-Фишера
     3.1 Планирование дефицита бюджета  РБ, перспективы погашения государственного  долга в РБ 23
     3.2 Модель Бруно-Фишера. Эмиссионное финансирование дефицита государственного бюджета 25
     3.3 Реализация модели 31
     Заключение 33
     Список  использованных источников 34
     Приложение А 35
К числу квазифискальных операций относятся:
3.1 финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
3.2 накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;
3.3 финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.
375
Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП.
Поэтому целесообразно использовать относительные показатели задолженности, представленные в таблице 1.
Таблица 1-Относительные показатели задолженности.
| Показатели | Характеристика показателей | 
| Показатели запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала. | |
| Показатели потока: чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платежного баланса (особенно если велика доля внешнего долга). | |
     В 
макроэкономическом анализе также 
используется сравнительная динамика 
показателей 
                             (
                             (
     [1, 
с. 372-375]. 
     1.2. Основные причины 
устойчивого бюджетного 
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2, с. 269]
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.
Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать исключительно с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
       
Однако чаще всего дефицит 
отражает кризисные явления в  
экономике, ухудшение  
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны.
Сознательный бюджетный дефицит возникает при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно снижает ставки налогообложения и увеличивает государственные затраты.
     Структурные 
затраты и поступления в 
     Когда 
же правительственные структуры 
ставят за цель уменьшить бюджетным 
путем повышения налоговых 
В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате сознательного планирования превышения расходов над доходами. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.
Второй возникает в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, налоговых неплатежей). [3, с. - 11]
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
1 увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;
2 циклические спады экономики;
3 сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).
Налоговые поступления в государственный бюджет Т и показатель налогового бремени в экономике (где Y - совокупный выпуск) в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к снижению, так как:
        3.1 в целях стимулирования 
экономики целенаправленно 
        3.2 все системы 
налогообложения включают 
        3.3 нередко налоговые 
сборы снижаются из-за 
        3.4 в переходных 
экономиках налоговые 
4 усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с проведением "популярной" макроэкономической политики увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами;
5 повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере в результате:
     1.3 
Первичный дефицит 
     Одним 
из факторов экономического роста является 
соотношение 
.
Динамика этого соотношения зависит от следующих факторов:
     Первичный 
дефицит госбюджета представляет собой 
разность между величиной общего 
дефицита и суммой процентных выплат 
по долгу. При долговом финансировании 
первичного дефицита увеличивается и 
основная сумма долга, и коэффициент его 
обслуживания, то есть возрастает "бремя 
долга" в экономике. Увеличение первичного 
излишка позволяет избежать самовоспроизводства 
долга. 
                              
                             (
           (8) 
где BD общий- общий дефицит бюджета;
BD первичный- первичный дефицит бюджета;
G- государственные закупки;
     N 
- выплаты по обслуживанию долга;
F-трансферты;
T-налоговые поступления в бюджет;
D - величина долга;
RR - реальная ставка процента.
     Механизм 
BD первичный ↑ => государственные ↑ => государственный ↑ => N↑
                              
=> BD общий ↑ => новые государственные ↑ => долг ↑=> и т.д.
                              
Если реальная ставка процента превышает темп роста реального ВВП, то увеличение государственного долга становится неуправляемым: весь прирост реального ВВП уходит на выплату процентов по обслуживанию долга и возрастает соотношение долг/ВВП, характеризующее бремя долга.
     Для прогнозирования 
динамики соотношения долг/ВВП 
                              
     где 
Δλ- изменение соотношения долг/
λ-исходное значение соотношения долг/ВВП,
RR- реальная ставка процента,
– темп роста реального ВВП,
σ – доля первичного бюджетного излишка в ВВП.
     Для 
снижения соотношения долг/ВВП