Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:26, монография
В монографии рассматриваются основные подходы к теории человеческого капитала. Исследуются состав и структура человеческого капитала. Особое внимание уделяется методологическим основам изучения человеческого капитала, в т. ч. социокультурному проектированию человеческого капитала на селе. Приведены результаты конкретного социологического исследования, проведенного лабораторией «Крестьяноведения и социологических исследований КГАУ и ИС РАН» в 2005 году.
Введение
5
I.
Теоретико - методологические аспекты изучения человеческого  капитала.
10
 	
1.1 Атрибутивный подход к изучению человеческого капитала
18
 	
1.2. Генетико – исторический  подход к изучению человеческого  капитала.
24
 	
1.3. Воспроизводственный  подход.
26
 	
1.4. Функционально – целевой подход к изучению человеческого капитала.
36
 	
1.4. 1. Корпоративная культура как источник человеческого капитала
40
 	
1.5. Социокультурное проектирование человеческого капитала.
45
 	
1.5.1.Социокультурное проектирование  взаимодействия власти, бизнеса  и человеческого капитала на  селе
 
60
II.
Особенности человеческого капитала современного села.
68
 	
II.1.
Социальное и экономическое  положение современного села.
68
 	 	
II. 1. 1.
Социальное положение  современного села
68
 	 	
II. 1. 2.
Экономическое положение  современного села.
75
 	 	
II. 1. 3.
Практические решения  и результаты.
80
 	
II. 2
Конкретно – социологические исследования совокупности формирования и реализации человеческого капитала на селе.
 
85
 	 	
Человеческий капитал  на селе (по материалам социологического исследования).
85
 	 	
Девальвация человеческого  капитала в рамках образовательного процесса (на материалах исследований неформальных отношений в государственном ВУЗе).
 
110
 	 	
Бизнес и региональная власть: поиск оптимальных моделей  взаимодействия в развитии человеческого  капитала.
 
117
 	 	
Этничность как социальный ресурс: на примере русского населения Краснодарского края.
 
125
 	 	
Человеческий капитал  в контексте ценностных ориентаций сельских жителей Краснодарского края (по материалам социологических исследований).
 
133
 	 	
Реализация человеческого  капитала в новых видах деятельности на селе – предпринимательстве и фермерстве (на примере Республики Адыгея).
 
145
 	 	
Гендерные особенности  формирования, реализации и сохранения человеческого капитала (на примере  Республики Адыгея).
 
158
 	
Вместо заключения: Человеческий капитал как основа устойчивого социально – экономического развития России.
 
164
 	
Человеческий капитал: словарь терминов
168
 	
Библиография
180
 	
Приложения
187
 	
Сведения об авторах.
208
Выбор этих ценностей обусловлен реакцией, на ухудшающуюся экологическую ситуацию негативно влияющую на здоровье населения, кризис здравоохранения, сложнейшее социально-экономическое положение людей, не позволяющее нормально выживать современной семье. Самыми забытыми ценностями являются вера в бога, духовность 8%, приносить пользу обществу 7%, общение с природой 3,5%. Это говорит об утрате духовных ценностей и все большему стремлению к материальным, утилитарным ценностям. Происходит духовное обнищание, движение к индивидуализму и восприятию западных ценностей. Этот факт подтверждают данные, полученные на вопрос о том, какая модель развития западная (ориентированная на индивидуализм, предприимчивость каждого соблюдение всеми закона) или восточная-еврозийская (ориентированная на коллективизм, моральную ответственность каждого, умение решать проблемы сообща) - поможет решить проблемы нашего общества (таб. 6)
Модель развития  | 
  Всего (%)  | 
  Пол  | 
  Возраст  | ||||
М  | 
  Ж  | 
  До 30  | 
  31-40  | 
  41-50  | 
  51 и больше  | ||
Индивидуалистическая  | 
  54  | 
  58  | 
  51  | 
  56  | 
  59  | 
  49  | 
  58  | 
Коллективистская  | 
  46  | 
  42  | 
  49  | 
  44  | 
  41  | 
  51  | 
  42  | 
Модель развития  | 
  Всего (%)  | 
  Пол  | 
  Возраст  | ||||
М  | 
  Ж  | 
  До 30  | 
  31-40  | 
  41-50  | 
  51 и больше  | ||
Индивидуалистическая  | 
  61  | 
  54  | 
  66  | 
  56  | 
  61  | 
  63  | 
  69  | 
Коллективистская  | 
  39  | 
  46  | 
  34  | 
  44  | 
  39  | 
  37  | 
  31  | 
Очень интересные результаты. Если в ст. Брюховецкой соотношение во всех рассматриваемых группах остается примерно одинаковое 54% к 46%. То в г. Усть-Лабинске 61% видят выход в западной модели развития, 39% видят его в опоре на коллективизм и т.д. Получается, что село гораздо медленнее воспринимает навязываемые нам западные ценности. Анализируя половозрастную структуру ответов на этот вопрос, получается, что женщины являются больше сторонниками индивидуалистской модели, чем мужчины. Женщины: 66% индивидуалистский 34% коллективистский подход. Мужчины: 54% индивидуалистский 46% коллективистский подход. Это связано как нам кажется с тем, что русская женщина более активна и быстрее приспосабливается к изменившимся условиям. С возрастом увеличиваются тенденции к индивидуализму. Если у людей до 30 лет это соотношение индивидуалистический 56%, коллективистский 44%, то в возрасте 51 и более лет разрыв увеличивается, составляет отношение 69% к 31%. Вероятнее всего, старшее поколение, умудренное опытом и не накопив в течение жизни состояния, разочаровавшись, постепенно меняет свои ценностные ориентации.
Такая разобщенность 
населения не может положительно 
повлиять на скорейший выход из кризиса. 
Здесь требуется большее 
Наряду с этими изменениями в общественной психике следует обратить внимание на то, что в последние годы в ней прочно укоренилось чувство тревоги и угрозы наступающего будущего.169
Одной из форм социально-психологической 
адаптации людей к 
Постепенно происходит привыкание к новым нормам, этого не должно происходить. Рост аморальности и правового нигилизма, должен находить сопротивление у большинства сознательных граждан. Так как здесь создается угроза существованию и жизнедеятельности социума в целом. Поэтому в программе преодоления кризиса российского общества, необходимо укрепление морали.
В политической деятельности 
граждан заметна некая 
Таблица 7
В какой степени вы интересуетесь политикой
ст. Брюховецкая  | 
  г. Усть-Лабинск  | |
Лично участвую в политической деятельности  | 
  -  | 
  -  | 
Внимательно слежу за политической информацией  | 
  30  | 
  23  | 
Изредка обсуждаю с друзьями, родственниками  | 
  46  | 
  45  | 
Хожу на выборы , но не более того  | 
  12  | 
  14  | 
Политикой не интересуюсь  | 
  12  | 
  18  | 
Таблица 8
Ваши политические взгляды
ст. Брюховецкая (%)  | 
  г. Усть-Лабинск (%)  | |
Консервативные  | 
  4  | 
  2  | 
Либеральные  | 
  26  | 
  25  | 
Социалистические  | 
  40  | 
  34  | 
Общество, где основной ценностью является закон  | 
  23  | 
  23  | 
Националистические  | 
  4  | 
  3  | 
Не имею политических убеждений  | 
  3  | 
  13  | 
Здесь мы видим, что либерализм не особо прижился на нашей почве и заметно желание наведения скорейшего порядка. Важно отметить, что люди, чье материальное положение по их же оценкам хорошее и отличное, все таки предпочитают либеральные ценности 33%, социалистические в этой группе имеет 22%, общество закона 19%. То есть, этих людей в принципе все устраивает, время либеральных идей и принципов дало им достаток и менять его они не желают. У людей с трудным материальным положением преобладают социалистические идеи 36%, затем общество закона 25%, и только потом ценности либерального общества 24%. В советское время не было такого разительного разрыва между богатыми и бедными, в большинстве своем люди жили достойнее и спокойнее, этим, наверное, и объясняются такие результаты. Если характеризовать политические взгляды по возрасту, то здесь явно прослеживается тенденция, с увеличением возраста увеличивается количество сторонников социализма и уменьшается сторонников либерализма. У респондентов до 30 лет сторонников либерализма 30%, социализма 24%. От 51 года и более сторонников либерализма всего 14%, социализма 52%. Таким образом, можно заключить что идеи социалистического общества являются основными, а все таки заключалась в отсутствии реального механизма претворения их в жизнь.
Большинство населения считают себя верующими. 48% веруют в бога, 23% верят в некие сверхъестественные силы, 14% колеблющихся. Интересно, что на вопрос о религиозной принадлежности 98% ответили, что они православные христиане. Очевидно, здесь прослеживается связь между религиозной принадлежностью и этнической идентификацией. А если вернуться опять к ценностям, то мы вспомним, что вера в Бога и духовность занимали последние места. Еще большим подтверждением того, что эта религиозность носит поверхностный характер, являются ответы на следующий вопрос. Большинство людей обращается к богу только в тяжелые минуты 41% и посещают церковь только по праздникам 29%. Регулярно посещают храм, молятся, читают религиозную литературу всего около 17%. Все это говорит о второстепенной роли религии в современном обществе. Таким образом, можно судить о множестве проблем в этой сфере жизни людей. И решением здесь могут быть создание устойчивой моральной системы и серьезное отношение к культурному воспитанию подрастающего поколения. Важную роль в этом процессе, особенно на селе, должны играть культурно - досуговые учреждения.
Сегодня Дома культуры и 
клубы являются одними из единственных 
общедоступных досуговых 
Краснодарский край один из немногих субъектов Российской Федерации, где сохранена и продолжает функционировать сеть муниципальных учреждений клубного типа, (край занимает 12 место среди 89 субъектов Российской Федерации по численности учреждений культурно-досугового типа МК РФ). Сеть государственных домов культуры, клубов из года в год растет. Начиная с 1992 года сеть увеличилась на 156 единиц (с 951 единицы до 1107) за счет перехода в систему Минкультуры учреждений из других ведомств. Статистика свидетельствует, что услугами муниципальных учреждений культуры пользуются сельские жители, составляющие около 46,5% населения края.
Однако результаты нашего исследования показывают неудовлетворительное положение культурной жизни на селе. 30% населения указывают на отсутствие культурных учреждений в их населенном пункте, у 43% нет времени на посещение этих учреждений, 32% не могут себе этого позволить из-за нехватки денег. 60% свое свободное время проводят у телевизора, 40% за чтением. Вот показательный момент приобщения к западной культуре, постепенно люди с книг переключаются на телевизоры. Однако пока мы все-таки остаемся самой читающей страной в мире.
Особое внимание органов исполнительной власти на местах сконцентрировано на поисках путей обеспечения сельской культуры квалифицированными кадрами. В настоящее время ситуация с кадрами в клубной подотрасли можно оценить как очень сложную. Наблюдается большая текучесть кадров. Число специалистов имеющих высшее и среднее специальное образование составляет в сельской местности 67,7% (в городской. 82,2%). Не укомплектованность профессиональными кадрами сказывается на качестве и уровне предлагаемых населению социально-культурных услуг. Низкая заработная плата (особенно молодых специалистов) мешает закреплению профессиональных кадров. Средняя заработная плата работника сельского клубного учреждения составляет 1550 рублей.
Известен и тот факт, что вся система подготовки кадров для учреждений культуры давным-давно на них не работает. Выпускники отраслевых вузов, понимая, что в культуре себя реализовать не смогут, уже в ходе учебы ориентируются на другие специальности. Подготовкой серьезных управленцев клубной подотрасли практически никто не занимается.
«Болевыми» точками культурно - досуговых учреждений названы нехватка финансовых средств и слабая материально-технической база, низкий профессиональный уровень кадров, обусловленный непрестижностью профессии, низкая заработная плата, зачастую отсутствие условий для работы (некоторые клубные учреждения не отапливаются более 5 лет).
Массовый приток населения, особенно молодежи, в учреждения культуры, делают их ответственными субъектами обеспечения политики по созданию качества жизни местного сообщества, через социальные и художественные проекты в сфере народного творчества и рекреации. Сохранение национально-культурных традиций. эстетическое воспитание, инициативы, направленные на борьбу с асоциальными явлениями, разработка и внедрение новых информационных и досуговых технологий становятся главным содержанием деятельности культурно-досуговых учреждений.
Основными задачами в сфере культуры на селе являются:
1) сохранение ранее накопленного и развитие культурного потенциала сельской местности, восстановление нравственных установок и ориентации сельских жителей, создание условий для приобщения их к отечественным и мировым культурным ценностям, разнообразия культурной жизни, удовлетворения и развития культурных потребностей и творческих способностей;
2) выявление и поддержка индивидуальных талантов и дарований;
3) сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора;
4) паспортизация и мониторинг сохранности памятников истории, культуры, архитектуры, природы, находящихся в сельской местности, введение их в культурный оборот;
5) обеспечение сохранности книжного фонда сельских библиотек, восстановление централизованной системы их книгоснабжения, повышение доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны;
6) улучшение кинопроката и кинообслуживания сельского населения
Преобразования и 
Информация о работе Человеческий капитал современного российского села