Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности затрат и их классификации в бухгалтерском управленческом учете и анализе хозяйственной деятельности. 
Задачами курсовой работы является изучить понятие затрат, их классификацию, группировку, а также рассмотреть современные модели учета затрат на производство и результатов хозяйственной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО…………...…...5
1.1. Понятие затрат на производство, их классификация и задачи учета……..5
1.2. Система счетов для учета затрат на производство…………………………7
1.3. Методы учета затрат  на производство…………………………………...…9
1.4. Учет прямых затрат  на производство……………………………………...12
1.5. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции, работ и услуг вспомогательного производства………………………………………………..16
1.6.Учет и распределение расходов по обслуживанию производства
 и управления………………………………………………………………….…20
1.7. Учет расходов будущих  периодов…………………………………………27
1.8. Учет потерь производства………………………………………………….31
1.9. Учет и оценка незавершенного  производства…………………………….33
1.10. Сводный учет затрат  на производство…………………………………...34
1.11.Учет выпуска продукции…………………………………………………..36
2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА  ПРОИЗВОДСТВО………………………………….40
2.1. Цель, задачи, источники  анализа затрат на производство……………….40
2.2.Анализ структуры и  динамики затрат на производство…………………..41
2.3. Анализ затрат на 1 рубль  товарной продукции…………………………...43
2.4. Анализ себестоимости  сравнимой товарной продукции…………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ ……………………………...51
Приложение А- ПОПЕРЕДЕЛЬНЫЙ  МЕТОД………………………………...52
Приложение Б – ФОРМА №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»……………..53
Приложение В– ФОРМА №2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»……..54
Из таблицы видно, что при снижении себестоимости продукции на 5001 тыс. руб. или 7,46% затраты по отдельным статьям калькуляции изменились по-разному. Сопоставив данные за 2010г. и 2011г. видно, что стоимость сырья и материалов увеличилась на 1 тыс. руб., а доля материальных затрат в полной себестоимости повысилась на 0,03%. Повышение материальных затрат говорит о том, что на предприятии стали выпускать более материалоемкие изделия и не проводится работа по экономии материалов.
В тоже время трудовые затраты уменьшились на 1050 тыс. руб. или доля трудовых затрат в себестоимости уменьшилась на 0,65%. Основными причинами снижения трудовых затрат является сокращение штата сотрудников и соответственно трудового времени.
По статье РСЭМО произошел спад затрат на 230 тыс. руб. или доли этих расходов уменьшились на 2,16%. Спад затрат на обслуживание производства произошел в следствие с уменьшением объема продукции.
По общепроизводственным и общехозяйственным 
расходам предприятие в целом 
получило экономию, что послужило 
результатом рационального 
Коммерческие расходы 
2.3. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции
Показатель затрат на 1 рубль товарной 
продукции применяется для 
Затраты на 1 рубль товарной продукции определяется путем деления себестоимости всей товарной продукции на стоимость всей товарной продукции в установленных ценах. При этом, чем меньше затрат приходится на 1 рубль товарной продукции, тем выше рентабельность продукции.
Выполнение плана по затратам на 1 рубль всей (сравнимой и несравнимой) товарной продукции определяется на основании следующих данных:
Таблица 2
Объем и себестоимость товарного выпуска по видам изделий
| № | Показатели | Изделия | Сумма, тыс. руб. | |||
| краска | фанера | |||||
| I Выпуск, шт.: | ||||||
| 1 | 2010 г | 750 | 780 | |||
| 2 | 2011 г (план) | 800 | 830 | |||
| 3 | 2011 г (факт) | 740 | 765 | |||
| II Цена за 1 шт. в руб. | ||||||
| 4 | 2010 г | 200 | 150 | |||
| 5 | 2011 г (план) | 210 | 160 | |||
| 6 | 2011 г (факт) | 190 | 145 | |||
| III Объем товарного выпуска тыс. руб.: | ||||||
| 7 | 2010 г | 150000 | 117000 | 267000 | ||
| 8 | 2011 г (план) | 168000 | 132800 | 300800 | ||
| 9 | 2011 г (факт) | 140600 | 110925 | 251525 | ||
| IV Себестоимость 1 шт. в руб. | ||||||
| 10 | 2010 г | 140 | 80 | |||
| 11 | 2011 г (план) | 150 | 90 | |||
| 12 | 2011 г (факт) | 130 | 75 | |||
| V Себестоимость товарного выпуска в тыс. руб. | ||||||
| 13 | 2010 г | 105000 | 62400 | 167400 | ||
| 14 | 2011 г (план) | 120000 | 74700 | 194700 | ||
| 15 | 2011 г (факт) | 96200 | 57375 | 153575 | ||
| VI Производственная себестоимость 1 шт. в руб. | ||||||
| 16 | 2010 г | 47,467 | 40,359 | |||
| 17 | 2011 г (план) | 45,225 | 38,819 | |||
| 18 | 2011 г (факт) | 46,622 | 36,051 | |||
| VII Производственная себестоимость товарного выпуска | ||||||
| 19 | 2010 г | 35600 | 31480 | 67080 | ||
| 20 | 2011 г (план) | 36180 | 32220 | 68400 | ||
| 21 | 2011 г (факт) | 34500 | 27579 | 62079 | ||
Для анализа затрат на 1 руб. товарной продукции используются следующие данные:
1) затраты на 1 рубль товарной 
продукции определяются по 
∑ (С 2010,2011 ∙ К 2010,2011) / ∑ (Ц 2010,2011 ∙ К 2010,2011), (2.3.1)
где С 2010,2011 – себестоимость 1 изделия в 2010 г. и 2011 г., руб.;
К 2010,2011 – количество изделий в 2010 г. и 2011 г., руб.;
Ц 2010,2011 – цена 1 изделия в 2010 г. и 2011 г., руб.
2) затраты на 1 рубль товарной продукции в базовом периоде – 2010 г. = 167400 / 267000 = 0,6269662 тыс. руб. (626 руб. 97 коп.).
затраты на 1 рубль товарной продукции фактически в 2011 г. = 153575 / 251525 = 0,6105754 тыс. руб. (610 руб.58 коп).
Исходя из данных о себестоимости и ценах каждого изделия можно сделать следующую подстановку: затраты на 1 руб. фактически выпущенной товарной продукции, базовые 2010 г. цены и себестоимость за 2010 г., формула:
∑ (С 2010 ∙ К 2011) / ∑ (Ц 2010 ∙ К 2011), (2.3.2)
т.е.= 140 ∙ 740 + 80 ∙ 765 / 200 ∙ 740 + 150 ∙ 780 = 0,6218868 тыс. руб. (621руб.89 коп.)
Определяем затраты на 1 руб. товарной продукции исходя из цен 2010г.:
∑ (С 2010 ∙ К 2011) /∑ (Ц 2010 ∙ К 2011), (2.3.3)
т.е.=130 ∙ 740+75 ∙ 765 / 190 ∙ 740+145 ∙ 765=0,6105755тыс.руб.
( 610руб.58коп.)
Общее уменьшение затрат на 1 рубль товарной продукции =610,58-626,97= -16,39 руб.
Производим расчет воздействия различных факторов на это уменьшение:
1. Воздействие структурных 
621,89 - 626,97= -5,08руб .
2. Влияние ценовых факторов 
610,58 - 610,58= 0руб .
3. Воздействие роста 
610,58 - 621,89= - 11,31 руб.
Баланс влияния факторов:
-5,08 + 0 + (-11,31)= - 16,39
2.4 Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции
Анализ себестоимости товарной 
продукции начинается с определения 
отклонения от плана себестоимости 
всей товарной продукции, затем раздельно 
рассматривается себестоимость 
сравнимой и несравнимой 
Сравнимая товарная продукция – это продукция выпускаемая предприятием постоянно. Несравнимая – это продукция, которая выпускается предприятием в отчетном периоде впервые.
В процессе анализа устанавливаются отклонения по каждой статье затрат, место их возникновения и выявляются причины этих отклонений. Основными причинами отклонений затрат (соответственно и себестоимости продукции) против плановых издержек на производство или плановой себестоимости по сравнимой и несравнимой товарной продукции могут быть:
 Изменение структуры 
| Показатели | Фактический выпуск товарной продукции по себестоимости тыс. руб. | Отклонения | |||
| по среднегодовому уровню прошлого года | 2010г. | 2011г. | тыс. руб. | % | |
| Товарная продукция | 68400 | 67080 | 62079 | -5001 | -7.46 | 
| В т.ч.: сравнимая | 68400 | 65228 | 60119 | -5109 | -7.83 | 
| несравнимая | - | 1852 | 1960 | +108 | +5.83 | 
Вывод: абсолютная сумма сверхплановой экономии от снижения себестоимости, полученная предприятием по сравнимой товарной продукции составляет 5109 тыс. руб. или 7,83% к полной себестоимости. По несравнимой продукции предприятие допустило перерасход на сумму 108 тыс. руб. или 5,83% к полной себестоимости. Перерасход произошел по осваемой продукции, освоение этой продукции связано с повышением затрат: несоблюдение установленных норм расхода на изделие, перерасход материальных затрат и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление предприятием 
представляет собой процесс обеспечения 
его деятельности для достижения 
поставленных целей. Целью нормально 
функционирующего предприятия является 
получение максимальной прибыли 
с наименьшими затратами для 
формирования источников последующего 
экономического развития предприятия, 
которое позволит вести инвестиционную 
политику, политику реконструкции и 
расширения производства; социальную 
политику развития коллектива, дающую 
базу для формирования кадровой политики, 
и т. д. Финансовый результат деятельности 
предприятия в свою очередь во 
многом зависит от правильно выбранной 
стратегии управления себестоимостью. 
Модели, основанные на изучении взаимоотношения 
затрат, объема производства и прибыли, 
дают возможность руководителям 
предприятия планировать и 
Одна из серьезных проблем руководителя предприятия сегодня - невозможность принятия управленческих решений на основании бухгалтерской информации, так как предложенные Минфином РФ методы классификации учета затрат, в рамках которых формируется информационная база для менеджеров российских фирм, не позволяют правильно и полноценно ее использовать для анализа и прогнозирования. Поэтому для финансово-экономического управления предприятием необходима разработка системы методов и рекомендаций по формированию более точной информации в российских условиях.
Одним из проверенных мировой практикой эффективных способов управления себестоимостью в рыночных условиях является управление через центры затрат. Эта форма управления стоимостью в различных вариантах применяется практически всеми крупными и средними компаниями.
Причем себестоимость может включать затраты как прямые, так и косвенные расходы. Она может калькулироваться на основе только произведенных расходов, связанных с изготовлением данного вида продукции. Все же другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, либо включаются в калькуляцию, либо нет, то есть возмещаются единой суммой из выручки (или валовой прибыли).
Таким образом, для реализации задач оптимального финансового управления предприятием целесообразно выделять центры формирования затрат с делением затрат на условно-постоянные (косвенные) и переменные (прямые).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение В. Попередельный метод.
Организация имеет 3 передела. Запланировано и фактически изготовлено 200 изделий. Согласно установленным нормам первому цеху отпущено сырья и материалов на 15000 руб., а затраты на обработку сырья составили 8000руб. , вторым переделом израсходовано на обработку 7000 руб., третьим 10000руб.. себестоимость по переделам составила:
1 передел 23000руб. / 200ед. = 115руб;
2 передел 7000руб. / 200ед. = 35 руб;
3 передел 10000 руб. / 200ед. = 50 руб.
Итого 200 руб.
Фактическая себестоимость елдиницы продукции равна 200 рублей. (40000 руб. : 200 ед.)
Приложение Б – ФОРМА №1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»
Приложение В– ФОРМА №2 «ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ»
Информация о работе Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство