В-пятых, в некоторых случаях 
генератором безработицы может стать 
активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным 
работником и работодателем, что приводит 
к рыночной негибкости заработной платы 
и заставляет предпринимателей решать 
проблему достижения максимальной прибыли 
путем сокращения занятости.
    Рассмотрев эти причины, мы 
можем сделать следующие выводы. Основными 
источниками безработицы являются не 
рыночные пропорции и условия, складывающиеся 
на рынке труда, так как рынок труда лишь 
отражает существующие в данный момент 
пропорции между спросом и предложением 
рабочей силы, но непосредственного участия 
в их формировании не принимает. Эти пропорции 
зависят от процессов, находящихся за 
пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает 
их, проявляет безработицу, делает ее видимой 
для общества.
 
                     Методы борьбы 
с безработицей в России
 
Правительственная программа 
содействия занятости должна опираться 
на государственную политику занятости. 
Согласно российскому закону о занятости, 
ее главная цель заключается в содействии 
полной, продуктивной и свободно избранной 
занятости путем обеспечения профессиональной 
подготовки, повышения квалификации и 
переподготовки высвобождаемых граждан, 
сдерживания массовой долгосрочной безработицы, 
повышения эффективности государственной 
службы занятости и реализации других 
мер, направленных на обеспечение социальной 
защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной 
политики занятости на всех уровнях управления 
являются федеральные, территориальные 
и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным 
постулатом стратегии занятости в российском 
обществе должен стать принцип достижения 
и поддержания эффективной занятости, 
допускающий безработицу в социально 
приемлемых пределах. Реализации этого 
принципа может способствовать оптимальное 
сочетание экономической эффективности 
и социальных результатов, которое будет 
различным в российских регионах, отличающихся 
своим экономическим потенциалом, структурой 
хозяйства и ресурсообеспеченностью.
Наличие определенного числа 
граждан, ищущих работу и официально признанных 
безработными, следует рассматривать 
как неизбежный результат особенностей 
движения рабочей силы и рабочих мест. 
Минимизация социально-допустимого уровня 
безработицы зависит от действенности 
организационно-экономического механизма 
регулирования рынка труда, а также его 
основных звеньев – рынка рабочих мест, 
формирующего спрос на рабочую силу, и 
рынка рабочей силы, формирующего спрос 
на рабочие места.
Главным направлением государственной 
политики в социально-трудовой сфере является 
формирование эффективной системы создания 
рабочих мест, сохранение кадрового потенциала 
в сочетании с опережающими мерами по 
предотвращению роста безработицы.
Можно выделить следующие государственные 
задачи в этой сфере:
- обеспечение правовых, экономических 
и организационных условий для 
создания и сохранения рабочих 
мест, развития кадрового потенциала 
в различных отраслях экономики 
и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося 
национального рынка труда и 
повышение конкурентоспособности 
отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной 
структуры занятости населения;
- повышение качества создаваемых 
рабочих мест;
- развитие профессиональной 
и территориальной мобильности 
рабочей силы;
- создание благоприятных 
условий для повышения уровня 
жизни за счет стимулирования 
трудовой активности населения, 
усиления роли и ответственности 
участников социально-трудовых отношений 
в сфере занятости населения;
- предотвращение роста 
неполной занятости и массовой 
безработицы.
Реализуемая политика занятости 
становится активной тогда, когда средства 
Государственного фонда занятости населения 
используются в полной мере, а в структуре 
расходов преобладают финансирование 
затрат на сохранение рабочих мест и создание 
дополнительных, предоставление субсидий 
для организаций собственного дела, покрытие 
затрат на профессиональное обучение 
и переподготовку.
 
                                                         Заключение
 
Исходя из данным данной работы 
,можно утверждать, что проблема безработицы 
является одним из ключевых вопросов в 
рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно 
наладить эффективную экономическую деятельность. 
Возникновение безработицы в России 
связано с развитием рыночных отношений 
и, прежде всего, рынка труда. В качестве 
материальной предпосылки безработицы 
выступают спад производства и структурные 
преобразования в экономике. Масштабы 
безработицы оцениваются по ряду критериев:
- регистрация безработных в 
службе занятости;
- незанятость и активный поиск 
работы независимо от факта 
регистрации;
- отсутствие работы, независимо 
от наличия официального статуса 
занятости (в случае отпусков 
и неполного рабочего дня по 
инициативе нанимателя).
Следует сделать вывод о том, что в нашей 
стране безработица измеряется не с помощью 
обследования, а количеством безработных, 
зарегистрированных государственной 
службой занятости. 
Таким образом, низкий уровень 
безработицы в большей мере связан с:
-действующей системой 
регистрации безработицы;
-чрезвычайно низким пособием 
по безработице;
- ограниченными возможностями 
переподготовки безработных и 
низкой вероятностью последующего 
трудоустройства;
- предложением, как правило, 
низкооплачиваемых рабочих мест, 
которое сдерживает поступление 
квалифицированной рабочей силы 
на рынок труда.
Очевидно, чем более оперативный 
и кратковременный характер носит та или 
иная проблема занятости, тем выше вероятность 
использования прямого административного 
воздействия. Поскольку решение вопроса 
о наличии избыточной занятости в отечественной 
экономике является приоритетным, именно 
меры по ее снижению должны учитываться 
при разработке концепции регулирования 
экономических отношений занятости.
Эта концепция должна включать:
· макроэкономическое регулирование, 
создающее общую среду, содействующую 
эффективной занятости (инвестиционная, 
структурная политика, разгосударствление 
и приватизация, создание благоприятных 
условий для мелкого бизнеса) и улучшению 
качественных характеристик человеческого 
капитала;
· государственную политику 
занятости, воздействующую на формы, структуру, 
уровень занятости и безработицы административными, 
правовыми, финансово - кредитными методами;
· регулирование занятости 
на предприятиях за счет активизации действий 
кадровых служб предприятий в направление 
создания внутренних рынков труда, их 
сотрудничества с региональными центрами 
занятости;
· регулирование отношений 
занятости с помощью общественных организаций 
субъектов этих отношений.
Главными стратегическими целями 
регулирования занятости должны быть:
- повышение экономической 
и социальной эффективности занятости 
за счет изменения ее структуры, 
форм;
- создание условий для 
развития человеческого капитала 
страны, совершенствование экономических 
отношений занятости.
 
 
 
                                   Список 
литературы
 
1.Сажина М.А., Чибриков 
Г.Г. Экономическая теория.– М.:, 2002. 
2. Павленков В.А.Рынок 
труда. Занятость. Безработица.-М.:Издательство 
МГУ, 2004.- 368 с.
3. Апокин А., Юдкевич 
М. Анализ студенческой занятости в контексте 
 российского 
рынка труда// Вопросы экономики. 
– 2008. - № 6. – С. 98-111
4. Базыленко Т. Влияние 
службы занятости на предпринимательскую 
 активность безработных// 
Человек и труд. – 2012. - № 5. – С. 
28-32
5. Вишнякова В.А. Проблемы 
трудовой миграции в сфере занятости 
 кризисного состояния// 
Соц. политика и социология. – 2010. 
- № 10. 
 – С. 109-114 
 
6. Давыдов С. Предельная 
привлекательность работы: понятие и измерение//  
Общество и экономика. – 2011. - № 8-9. – С. 
228-247
7. Дробот Г.А. Глобальная 
миграция: факторы, последствия, регулирование, 
 Диаспоры.-М.:СГЗ,2012. 
- № 2. – С. 152-171 
8. Зинченко Н.Н. причины 
и сущность социального явления незаконной 
 Миграции.-М.:СГЗ,2012. 
- № 1. – С. 138-147 
 
9. Полевой И., Шуняев 
А. Демография и миграция – важнейшие 
факторы 
 формирования 
трудовых ресурсов в современной 
России// Человек и 
 труд. – 2012. - № 11. 
– С. 55-61 
10. Ребров А.В. Факторы 
формирования мотивации работников// СОЦИС. 
 – 2011. - № 3. – 
С. 38-50