Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:34, курсовая работа
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.  В  реальной  экономической   жизни     безработица     выступает     как 
превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.
Государство содействует трудоустройству граждан. С 2001 г. эта
политика изменилась. Ликвидирован Фонд занятости, в который предприятия отчисляли взносы, и из которого выплачивалось пособие по безработице. Теперь установлено единое пособие по безработице, равное прожиточному минимуму, а ищущим работу минимальная оплата труда, и эти средства будут выделяться из федерального бюджета.
Ужесточаются 
и требования к безработным. Основными 
принципами государственной 
-  обеспечение  
всем гражданам равных 
- поддержка 
трудовой и 
- обеспечение социальной защиты в области занятости, создание мер для особо нуждающихся в социальной защите, т.е. помогать в трудоустройстве;
- создание условий, 
обеспечивающих достойную 
      - поощрение работодателей, 
сохраняющих рабочие места и создающих новые;
- координация мер по занятости населения с другими системами:
социальным обеспечением, 
- развитие трудовых ресурсов;
- сокращение безработицы;
- международное сотрудничество
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Федеральная служба занятости населения, в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости
нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.
Органы служб 
занятости на основе прогнозов экономического 
развития с участием работодателей 
и представителей трудящихся разрабатывают 
программы занятости, которые после 
согласования утверждаются представителями 
соответствующих органов 
Взаимодействие 
служб занятости с 
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств местного бюджета.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Федеральная и 
региональные службы занятости населения, 
аккумулируя в фондах занятости 
большую часть страховых платеж
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со
следующими критериями:
- ниже среднего уровня по стране;
- в пределах 
двукратного превышения 
- более двукратного превышения.
Сегодня становятся 
актуальными вопросы 
Всесторонняя 
оценка эффективности функционирования 
государственной службы занятости 
может быть дана на основе использования 
системы взаимосвязанных 
- охват всех направлений 
службы занятости, по которым достигнутые 
результаты отражаются в 
- ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
- "сквозной" характер оценочных показателей, обеспечивающих
возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных
(городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров
занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
- единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
- полная объективность оценочных показателей;
- использование действующих форм учета и отчетности.
По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей.
В Институте 
экономики РАН разработана 
Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Государственная служба занятости населения осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. В ведении Государственной службы занятости населения находятся государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
Основными функциями Государственной службы занятости являются:
а) контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
б) деятельность 
по предупреждению, обнаружению и пресечению 
нарушений законодательства Российской 
Федерации в закрепленных сферах деятельности 
до внесения соответствующих изменений 
в Кодекс Российской Федерации об административных 
в) организация альтернативной 
г) организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
д) содействие гражданам в 
е) подбор работодателям 
ж) бесплатная консультация, бесплатное предоставление информации и
услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора
сферы деятельности (профессии)
з) профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан, психологическая поддержка;
и) обеспечение социальной 
к) направление граждан на общественные работы, а также их временное трудоустройство;
л) осуществление 
социальных выплат гражданам, признанным 
в установленном порядке 
м) выдача заключений 
о целесообразности привлечения 
и использования иностранной 
Федеральная служба по труду и занятости руководствуется в своей
деятельности 
Конституцией Российской Федерации, федеральными 
конституционными законами, федеральными 
законами, актами Президента Российской 
Федерации и Правительства 
       При вступлении России во Всемирную 
торговую организацию (23.08.2012г.), сертификация 
продукции на соответствие международным 
стандартам серии ISO 9000, как и переход к 
рыночной экономике, выдвигают принципиально     
новые     требования     
к     работникам     
—   руководителям, 
специалистам, рабочим, к организации и содержанию их профессиональной
подготовки и переподготовки.
Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них. Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в
кадрах в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе,
которую они могут или смогут выполнить.
Кроме того, как показывает практика, многие 
организации в условиях ужесточающейся 
конкуренции испытывают недостаток в 
кадрах высокой квалификации (особенно 
рабочих), в молодежи, которая бы приходила 
на производство для приобретения профессии, 
ее последующего освоения, дальнейшего совершенствования,
Сложившаяся за многие годы система подготовки и переподготовки кадров на производстве оказалась, по существу, вне государственного регулирования. Разрушилась или утратила прежнюю стройность и последовательность система повышения квалификации руководящих кадров и специалистов.
Актуальной задачей становится подготовка, повышение квалификации,
обучение смежным и вторым профессиям рабочих, формирование
предпринимательского корпуса с учетом новых экономических условий,
российских традиций и