Методы борьбы с безработицей 
 
При разработке федеральной и региональной 
программой обеспечения занятости населения 
необходимо учитывать определенную специфику 
России исходя при этом из неоднократно 
проверенного факта: предотвратить безработицу 
невозможно, но можно и нужно минимизировать 
ее, одновременно смягчая социальные, 
политические и нравственные последствия 
неполного обеспечения трудоспособного 
населения работой. И речь идет не только 
о соблюдении интересов отдельного гражданина, 
но и об интересах государства, поскольку 
при безработице в 8-10% только на выплату 
пособий безработным уйдет 2.5% валового 
национального продукта. В социально - 
трудовой политике первоначально превалировали 
меры, направленные на выработку и реализацию 
механизмов, облегчавших институциональные 
перемены в собственности и структурные 
сдвиги в экономике. Важнейшими из них 
были поддержание доходов на минимальном 
уровне и гарантии занятости в условиях 
спада производства и роста безработицы. 
В русле демократизации общества было 
модернизировано законодательство о труде 
и занятости путем приведения его в соответствии 
с международно признанными правилами: 
сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная 
продолжительность отпусков, расширены 
гарантии занятости безработных, началось 
реформирование социального страхования.Регулирование 
социально - страховых отношений способствовало 
их нормализации во время приватизации 
экономики, установлению перемирия между 
нынешними работниками и их будущими хозяевами. 
Поддержание доходов на минимальном уровне 
стало целью социальной защиты населения, 
пострадавшего от правительства « реформаторов». 
Государство на время отказалось от прямой 
регламентации в оплате труда (кроме его 
минимума), перейдя к косвенному регулированию 
через налоги. Понемногу росло реальное 
наполнение средней заработной платы, 
отставая, однако, от динамики потребительских 
цен на товары и услуги. В связи с рыночными 
изменениями наметился переход от жестоких 
социалистических к более гибким видам 
найма (срочным контрактам, неформализованным 
соглашениям и т.п.). При этом почти сошла 
на нет традиционная роль органов труда 
как госнадзирателя за использованием 
рабочего времени, дисциплины, производительностью, 
условиями и оплаты труда. Вместе с тем 
увеличивалась вынужденная безработица, 
порожденная новыми условиями функционирования 
предприятий и формами найма. Высвобожденные 
по экономическим мотивам составили более 
половины официально зарегистрированных 
безработных. Именно для них, квалифицированных 
работников со стажем и производственным 
опытом, были особенно нужны реальные 
гарантии занятости, альтернативные косметическим 
мерам по трудоустройству социально незащищенных 
маргиналов. Неуклонный рост структурной 
безработицы предопределял необходимость 
преобразования фондов занятости в полноценную 
систему социального страхования. Безработица 
из негативного явления превращалась 
в постоянно действующий фактор развития 
рынка труда и обострения конкуренции 
за рабочие места. Надо было считаться 
с ее объективным характером, обусловленностью 
процессами реформирования экономики, 
искать новые формы эффективной занятости. 
Однако безработица оказалась тем «орешком», 
о который сломали «рыночные» зубы не 
одна команда реформаторов в России.
Следуя правительственному курсу 
социальной защиты, служба занятости 
трансформировалась в организацию 
по борьбе с безработицей. Были продолжены 
раздачи гарантий ее клиентам по растущему 
числу специально проводимых мероприятий. 
Причем упор делался на выигрышные 
в глазах общественности проекты 
в пользу социально незащищенных. 
И наоборот, в программах содействия 
занятости сознательно принижалось 
значение трудового посредничества, 
задач повышения мобильности 
высвобождаемой рабочей силы и ее 
конкурентоспособности на открытом 
рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной 
занятости и предотвращение безработицы 
не решал важнейшую задачу реформ 
– повышение эффективности производства. 
Когда экономический кризис усилился, 
обновленное к тому времени правительство 
увидело выход из него в достижении 
финансовой стабилизации, фактически 
в ускоренном развитии финансово - промышленного 
капитала путем мобилизации ресурсов 
накопления. В условиях катастрофической 
нехватки инвестиций, что вполне естественно 
для системного кризиса, активного 
вывоза из страны капиталов и сокращения 
возможностей инфляционного кредитования 
промышленности источником стабилизации 
экономики становились доходы населения. 
На смену социальным приоритетам 
и монетаристским моделям пришли 
узкопрагматические задачи перераспределения 
национального дохода в пользу крупнейших 
монополий, возникших в результате 
«народной» приватизации. Обеспечение 
занятости и массовая безработица 
находятся под контролем государства. 
Оказывается легче приостановить 
высвобождении работающих без оплаты, 
чем наладить работу предприятий 
в нормальном режиме, то есть без 
долгов по зарплате, но и без излишнего 
персонала. Недостаток трудовой мотивации 
и доходов по основному месту 
работы замещается государственными компенсациями: 
социальными гарантиями на производстве, 
выплатами и льготами неимущим по 
месту жительства. То, что рабочие 
недополучили как трудящиеся, им пытаются 
вернуть как социально незащищенным. 
Наряду с этим расширяется « исход 
» ранее многочисленного слоя 
квалифицированных работников с 
простаивающих предприятий, бесперспективных 
производств. Вместе с распадом наукоемких 
отраслей промышленности растет депрофессионализация 
высококлассных специалистов. Они вынуждены 
перебиваться случайными заработками, 
искать относительно доходные занятия 
в ущерб своей квалификации и 
социально - профессиональному статусу. 
Что же надо делать, чтобы привести 
в движение эту топчущуюся на месте, 
неурегулированную, а потому шаткую, 
грозящую повернуть вспять систему отношений 
труда и капитала? Суть новой социально 
- трудовой политики можно свести к следующему: 
окончательный переход от полной занятости, 
заждавшейся на низкоэффективном труде 
и социальных гарантиях неработающим, 
к рыночной системе, предполагающей полную 
свободу труда и выбора занятий, экономически 
обоснованную резервную армию труда и 
безработицу. Особенно важной является 
социальная либералиция наемного труда 
прежде всего через радикальную реформу 
трудового законодательства в полном 
соответствии требованиями рыночной экономики. 
Надо коренным образом изменить «дух законов» 
о труде, бес всяких оговорок признать 
рабочую силу товаром, собственником которого 
является свободный от внеэкономического 
принуждения и административного диктата 
индивид. Как хозяин уникального товара 
он имеет права на приоритет на рынке труда, 
его цена формируется в зависимости от 
способности, образования, квалификации, 
опыта. Для обеспечения свободы труда 
необходимо окончательно избавиться от 
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, 
спецучета кадров, административных ограничений 
приема и произвольных увольнений наемных 
работников). Ввести в действие регуляторы 
свободного рынка труда. Среди них принципиально 
важны справедливая оплата, надежная охрана 
и достойные условия труда, механизмы 
социального страхования экономических 
рисков потери трудоспособности, независимые 
институты непредвзятого урегулирования 
трудовых конфликтов. Причем необходимо 
выделить особенности наемного труда 
в аграрном секторе, малом предпринимательстве. 
Давно пора заменить архаичные и неэффективные 
формы законодательного регулирование 
труда, например, единый для всех размер 
минимальной заработной платы и ее индексации, 
которые из инструментов социальной защиты 
на практике, в ситуации бюджетного дефицита, 
превращаются в государственные нормы 
фиксированного порога бедности трудящихся. 
Взамен следует установить минимум оплаты 
за единицу отработанного времени (час) 
и заложить в основу тарифных систем.
Предстоит признать приоритет 
социального партнерства по закону 
над государственным управлением 
трудом в его бюрократическом 
исполнении. Поэтому необходимо ограничить 
роль государства в обеспечении 
занятости, включая отказ от глобальных 
федеральных программ, попыток унифицировать 
нормы и нормативы социальной 
и экономической «защищенности» 
от безработицы. Для этого необходимо 
создать независимую от правительства 
и местной администрации систему 
активного содействия безработным 
на основе страховых взносов. Следует 
рассматривать безработицу как 
неотъемлемый элемент рынка труда, 
а под обеспечением занятости 
понимать трудоустройство вынужденно 
безработных и трудовую активизацию 
добровольно незанятых с использованием 
преимущественно экономических 
стимулов привлечение к труду. Государственные 
гарантии незанятому населению должно 
заменить обязательное страхование структурной 
и профессиональной безработицы. Нужно 
очистить экономически обусловленную 
безработицу от социальных наслоений 
популистского толка: передать безработных, 
лишь эмитирующих трудовую активность, 
но зачастую неспособных к профессиональному 
труду, в органы социальной опеки для последующей 
трудовой реабилитации путем приобщения 
к посильным для них занятиям. Однако, 
в последнее время предпринимаются попытки 
«спрятать» официальную растущую безработицу, 
приукрасить результаты деятельности 
служб занятости. Направляемые на общественные 
и временные работы безработные в результате 
бюрократического кульбита уже не считаются 
таковыми. Затем настает очередь посылаемых 
на переобучение и переподготовку, опоздавших 
на перерегистрацию. Далее следует черед 
других «нарушителей» новых правил, вводимых, 
кстати, «заднем» числом. Если пойти по 
этому пути, то вскоре борьба с безработицей 
закономерно перерастет в войну с безработными. 
По мере углубления реформ число безработных 
должно возрастать в прямой пропорции 
с повышением эффективности производства 
и реальной оплаты за труд. Более того, 
необходимо форсировать структурную безработицу 
в соответствии с реализацией программ 
реструктуризации производства, создавая 
на ее базе мобильный резерв рабочей силы, 
используемый для интенсивного развития 
экономики. Прежде всего следует стремиться 
к поддержанию взаимосвязи занятости, 
зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, 
что является условием социально - экономической 
сбалансированности. Только так может 
быть обеспечена надежная экономическая 
основа для создания новых рабочих мест, 
расширяющих сферу эффективной занятости, 
что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» 
безработицы, понижению ее уровня при 
стабилизации развития. Именно тогда становится 
возможным создание в обозримой перспективе 
динамичной, адаптированной к глубинным 
рыночным трансформациям в экономике 
социально - трудовой сферы.
 
Список литературы
 
  - Малкина М.Ю. Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика: