Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:52, курсовая работа
Цель работы: всестороннее изучение безработицы как экономической категории и социально – экономического феномена.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.
Исследования  и разработки: в ходе исследования было проанализировано понятие «безработица» и ее статистические показатели, изучены проблемы безработицы в странах с переходной экономикой, предложены пути преодоления безработицы в Республике Беларусь.
Таблица 2 - Число свободных рабочих мест в I полугодии 2011 года (на конец месяца)
| Число свободных рабочих мест | Численность незанятого населения на 100 заявленных вакансий (человек) | |||
| тысяч | в % к | |||
| Июню 2010 | Маю 2011 | |||
| Азербайджан | 9,4 | 105,8 | 101,9 | 427 | 
| Армения | 1,4 | 122,9 | 110,9 | 5399 | 
| Беларусь | 63,1 | 116,0 | 105,9 | 82 | 
| Казахстан | 18,2 | 67,5 | 98,1 | 316 | 
| Кыргызстан | 8,8 | 152,4 | 104,2 | 1154 | 
| Молдова | 5,0 | 133,4 | 94,0 | 815 | 
| Россия | 1563,4 | 122,2 | 99,0 | 101 | 
| Таджикистан (на начало месяца) | 12,4 | 91,6 | 107,0 | 598 | 
| Украина | 90,6 | 113,6 | 95,3 | 570 | 
| Всего по СНГ млн. мест | 1,8 | 120,3 | 99,1 | 143 | 
Примечание – Источник: [12].
В июне 2011 года в странах Содружества службами занятости трудоустроено 0,7 млн. незанятых граждан, или на 13% меньше, чем в соответствующем месяце прошлого года. Всего с начала года было трудоустроено 2,4 млн. человек.
В целях обеспечения временной занятости и дополнительной поддержки безработных граждан службы занятости организуют проведение оплачиваемых общественных работ, осуществляется профессиональная подготовка и переподготовка граждан.
Таблица 3 - Общественные работы и профессиональное обучение незанятых граждан при содействии служб занятости в июне 2011 года (на конец месяца)
| Принимали участие в общественных работах | Направлено на профессиональное обучение | |||||
| В % к | В % к | |||||
| Всего человек | Численности безработных, состоящих на учете | Июню 2010 | Всего человек | Числен-ности безработ-ных, состоя-щих на учете | Июню 2010 | |
| Азербайджан | 283 | 0,7 | 120,9 | 752 | 1,9 | 66,5 | 
| Армения | 139 | 0,2 | 9,4 | 711 | 1,0 | 136,5 | 
| Беларусь | 8709 | 28,5 | 122,0 | 2163 | 7,1 | 77,9 | 
| Казахстан | 8768 | 15,3 | 41,5 | 8991 | 15,7 | 91,6 | 
| Кыргызстан | 4233 | 6,5 | 128,7 | 2076 | 3,2 | 93,5 | 
| Молдова | 484 | 1,2 | 86,6 | 676 | 1,6 | 174,7 | 
| Россия | 141479 | 9,9 | 71,5 | 37098 | 2,6 | 74,0 | 
| Таджикистан (на начало месяца) | 471 | 0,9 | 63,5 | 3348 | 6,1 | 100,7 | 
| Украина | 11391 | 2,3 | 112,7 | 20787 | 4,1 | 116,0 | 
| Всего по СНГ тыс. чел. | 176,7 | 7,7 | 72,7 | 76,6 | 3,3 | 87,2 | 
                              
Примечание – Источник: [12].
Средний размер пособия по безработице в июне 2011 года в Азербайджане составил 179 манатов (225 долларов США), Армении – 17305 драмов (46 долларов), Беларуси – 70352 белорусских рублей(14 долларов), Молдове – 948 лей (81 доллар), Таджикистане (в мае) – 207 сомони (45 долларов), Украине – 838 гривен (105 долларов США).
В России на 2010 год минимальный размер пособия по безработице сохранился на уровне прошлого года в размере 850 рублей (в июне он составил 30 долларов США), максимальный – 4900 рублей (175 долларов США).
Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем над количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда, и этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным.
3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь
Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчеркивают особую важность государственной политики занятости.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики:
-социальной
- макроэкономической
- в сфере занятости
Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно–кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Политика занятости опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми, согласно Закону о занятости, признаны:
Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Активный тип регулирования занятости отличается тем, что государство оказывает влияние не на последствия происходящего, а на само явление – на состояние рынка труда. При этом могут использоваться два основных метода воздействия.
Первый метод – повышение спроса на рабочую силу, что осуществляется двумя основными способами:
1) общеэкономическим;
2) созданием нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами увеличения спроса на рабочую силу служат:
- расширение свободы работодателей в решении вопросов занятости;
- льготное налогообложение там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу;
- кредитные льготы тем работодателям, которые повышают спрос на рабочую силу;
- установление дотаций при обеспечении занятости для групп лиц с низкой конкурентоспособностью (инвалиды, молодежь).
Меры по созданию нетрадиционной занятости включают в себя:
- общественные работы;
- надомные работы;
- занятость по вызову и др.
Второй из методов, составляющих активный тип регулирования занятости, представлен мерами по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Эти меры состоят в следующем:
- расширение государственных и поддержка негосударственных программ по подготовке кадров как общеобразовательной, так и профессиональной. При этом структура подготовки кадров должна предопределяться необходимой структурной перестройкой экономики; подготовка кадров должна вестись на самом высоком современном уровне; все субъекты общества должны иметь в системе подготовки равные возможности, выделяться могут лишь способности;
- повышение пособий и сроков отпуска по уходу за малолетними детьми как средство оттока рабочей силы с рынка труда;
- введение учебных и творческих отпусков, что содействует сокращению предложения рабочей силы сегодня, но обеспечивает более высокую ее продуктивность завтра.
Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция № 142).
В нынешних условиях можно предложить лишь некоторые меры, направленные на недопущение массовой безработицы, снижение напряженности на рынке труда и достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, как по объему, так и по структуре.
Определяющее место в формировании спроса на рабочую силу занимает создание новых рабочих мест. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования государством создания рабочих мест не столько путем прямых инвестиций, сколько на основе предоставления налоговых и кредитных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места. Следует разработать и законодательно предусмотреть такие нормы льгот. Дальнейшее совершенствование налоговой системы в республике, в частности, снижение налогообложения, будет способствовать увеличению накоплений предприятий, которые могут быть использованы на расширение производства и создание рабочих мест. Кроме того, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест в тех отраслях, продукция которых является конкурентоспособной на рынке товаров и услуг, а также жизненно обеспечивающих производствах. Кроме того, для повышения качества рабочих мест необходимо стимулировать предприятия к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда, а также к развитию инновационной деятельности предприятий.
В условиях обострения ситуации на рынке труда особое значение приобретает деятельность по содействию самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволяет решать не только проблемы безработицы, но и насыщать рынок товарами и услугами. Однако высокий уровень налогов, несовершенство кредитно-денежной системы не стимулируют незанятое население к предпринимательству. Кроме того, в развитии негосударственного сектора экономики не проявляют особой заинтересованности и местные органы власти.
В качестве мер, стимулирующих самозанятость, в дополнение к существующим (выдача ссуд и субсидий), можно предложить гарантирование службами занятости совместно с фондом занятости кредитов, предоставляемых коммерческими банками безработным для открытия собственного дела. Заинтересованность банков в таких кредитах может поддерживаться при помощи налоговых льгот.
Также целесообразно установление льгот и по индивидуальному налогу на доходы, полученные этими гражданами от собственного дела сроком на 1-2 года.
Кроме того, при центрах занятости желательно расширить в региональном разрезе обучение безработных основам предпринимательства, оказывая помощь в разработке бизнес-планов, предоставляя консультации специалистов по организации собственного дела, юридическим вопросам и законодательству, а также налогообложения.
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике