Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 21:37, курсовая работа
Целью данной работы  является систематизация и обобщение знаний по проблеме безработице. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
•	раскрыть сущность понятия «безработица»;
•	проанализировать причины безработицы;
•	выявить социально-экономические последствия безработицы;
•	рассмотреть меры государственной политики в целях снижения уровня безработицы в России.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                             3
1.1 Понятие, формы безработицы и их специфика                                              4
1.2 Причины безработицы в переходной экономике                                           9
1.3 Определение уровня безработицы                                                                 14
2.1 Экономические последствия безработицы                                                   16
2.2 Социальные последствия безработицы                                                         22
3.1Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация  их воздействия                                                                                                            24
3.2 Методы борьбы с безработицей                                                                    27
3.3 Государственная служба занятости населения и ее функции                    33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                                  39
Обеспечение занятости и 
массовая безработица находятся 
под контролем государства. Оказывается 
легче приостановить 
Наряду с этим расширяется 
“ исход ” ранее 
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либерализация наемного труда, прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.17
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спец. учета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные 
и неэффективные формы 
Предстоит признать приоритет 
социального партнерства по закону 
над государственным 
Государственные гарантии незанятому 
населению должно заменить обязательное 
страхование структурной и 
Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.19
По мере углубления реформ 
число безработных должно возрастать 
в прямой пропорции с повышением 
эффективности производства и реальной 
оплаты за труд. Более того, необходимо 
форсировать структурную 
Для реализации государственной 
политики в области занятости 
населения и обеспечения 
В связи с этим, нового 
определения потребовало 
Законодательство 
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции службы занятости многообразны:
Анализ и прогнозирование 
спроса и предложения на рабочую 
силу, информирование населения и 
работодателей о состоянии 
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления 
этих задач необходимо комплексное 
внедрение автоматизации в 
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
Оказание помощи гражданам 
в выборе подходящей работы, а работодателям 
- в подборе необходимых 
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень 
профессиональной подготовки занятого 
населения достаточно низок, несмотря 
на довольно высокий общеобразовательный 
уровень: в промышленности, например, 
78% работников имеют среднюю квалификацию, 
5% - высокую и 17% - низкую. При значительном 
высвобождении с предприятий 
работников потребуется организация 
курсов ускоренной их подготовки и 
переобучения по краткосрочной программе. 
Основным принципом обучения, в том 
числе и через систему служб 
занятости, должно стать "непрерывное 
образование". На базе действующих 
учебных заведений необходимо создать 
межреспубликанское учебное заведение 
для переподготовки и повышения 
квалификации высвобождаемых работников 
и незанятого населения. Служба занятости 
и соответствующие органы по подготовке 
кадров, исходя из потребностей административно-
Оказание услуг в 
В связи с этим необходима 
разработка новой концепции развития 
системы профориентации, охватывающей 
все категории населения, определения 
статуса различных звеньев этой 
системы, перспективы развития сети 
центров профориентации и психологической 
поддержки. Профориентационные услуги 
должны предоставляться не только учащейся 
молодежи, но и рабочим гражданам, 
желающим сменить профессию. Это 
требует развитие сети профконсультационных 
подразделений, входящих в службу занятости. 
В связи с новыми функциями 
системы профориентации изменяются 
и требования к работникам службы 
занятости. Сейчас необходимы специалисты 
для оценки ситуации в сфере занятости, 
прогноза занятости, разработки программ 
и организации общественных работ; 
по профессиональной ориентации взрослого 
населения и организации 
Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.
Оплата стоимости 
Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Таким образом, функции Государственной 
службы занятости значительно 
 
Данная работа посвящена одной из актуальных тем современной экономической науки – проблеме безработицы.
Безработица 
представляет собой сложное социально-
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы считается неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения.
Главными 
стратегическими целями регулирования 
занятости в России должны быть не 
поддержание и стимулирование общего 
уровня занятости населения в 
народном хозяйстве на базе его неизменной 
структуры (либо сокращение уровня официальной 
безработицы), а повышение экономической 
и социальной эффективности занятости 
за счет изменения ее структуры, форм, 
создание условий для развития человеческого 
капитала страны, совершенствование 
экономических отношений