Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 10:47, реферат
Целью настоящей работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития и методов ее минимизации в условиях рыночной экономики в России – то есть теоретических и практических аспектов.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие сущности понятия безработицы
- анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),
- изучение динамики российской безработицы,
- анализ сложившейся на данный момент структурной безработицы в России,
- поиск методов дальнейшего совершенствования мер государственной политики в целях снижения безработицы в России.
Введение.                                                                                                                    2
1. Теоретические аспекты безработицы.                                                                 3
    1.1. Показатели уровня безработицы.                                                                  3
    1.2. Виды безработицы.                                                                                         7
    1.3. Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы,
а также ее возможных последствий.                                                                        8
        1.3.1. Классический подход.                                                                             8
        1.3.2. Кейнсианская концепция.                                                                       9
        1.3.3. Монетаристская модель.                                                                        10
        1.3.4. Марксистский подход.                                                                            11
        1.3.5. Современное представление.                                                                 11
    1.4. Последствия безработицы.                                                                            12
2. Практические аспекты безработицы.                                                                  18
    2.1. Безработица в России.                                                                                   18
    2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России.                     22
        2.2.1. Пособия по безработице.                                                                        22
        2.2.2. Трудоустройство.                                                                                     22
        2.2.3. Переобучение.                                                                                          24
        2.2.4. Самозанятость - поддержка предпринимательства.                             27
        2.2.5. Общественные работы.                                                                           29
Заключение.                                                                                                                30
Список литературы.                                                                                                   32
Данные последствия 
2. Практические аспекты безработицы.
2.1. Безработица в России.
Рассматривая вопрос динамики безработицы в России, следует обратить внимание на характерные причины ее возникновения, особенности социально-экономических условий, влияющих на ее формирования. Если обратиться ко времени построения социалистического государства (ведь говоря об эпохе «перестройки» следует помнить, что экономически активное население было воспитано в духе построения социализма), стоит отметить, что в данный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.
Рыночной экономике 
При переходе к капиталистическому 
развитию многие промышленные предприятия 
потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. 
Проблемы с законодательным 
1 июля 1991 года началась официальная 
регистрация безработных в 
По данным Росстата проблема занятости по состоянию на вторую неделю августа 2012 года:
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в августе 2012г. составила 76,4 млн.человек, или около 54% от общей численности населения страны.
В численности экономически активного населения 72,5 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в августе 2012г. составил 5,2% (без исключения сезонного фактора).
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в августе 2012г. составил 65,4%.
По сравнению с июлем 2012г. численность занятого населения в августе увеличилась на 216 тыс.человек, или на 0,3%, численность безработных уменьшилась на 169 тыс.человек, или на 4,1%. По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения выросла на 480 тыс.человек, или на 0,7%, численность безработных сократилась на 717 тыс.человек, или на 15,3%.
Общая численность безработных, классифицируемых 
в соответствии с критериями МОТ, 
в 3,7 раза превысила численность 
безработных, зарегистрированных в 
государственных учреждениях 
В августе 2012г., 71% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости (в августе 2011г. - 65%). При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в августе 2012г. составила 28,5%, среди безработных женщин - 30,1%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в августе 2012г. его использовали 62,6% безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в августе 2012г. составила 47,0%, доля городских жителей - 62,5%.
Безработица городского и сельского 
населения характеризуется 
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в августе 2012г. составил 34 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 32,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,1%, 20-24 лет - 25,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,8%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 0,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1 процентный пункт.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в августе 2012г. составил 14,5%, в том числе среди городского населения - 13,8%, среди сельского населения - 15,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 4 раза, в том числе среди городского населения - 4,6 раза, сельского населения - 2,5 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 39,3% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,3% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей 
доля застойной безработицы 
Наличие опыта работы. В численности безработных 34,5% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В августе 2012г. их численность по сравнению с августом 2011г. уменьшилась на 143 тыс.человек, или на 9,5% и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 16,9% составляет молодежь до 20 лет, 53,2% - от 20 до 24 лет, 13,5% - от 25 до 29 лет.
В августе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,7% (в августе 2011г. - соответственно 19,4% и 22,6%).
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.
2.2. Возможные пути решения проблем безработицы в России.
2.2.1. Пособия по безработице.
Пособие по безработице – это 
денежные выплаты гражданам, признанным 
в установленном порядке 
Начисление пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.
На 2012 год минимальная величина пособия по безработице составляла 850 рублей, максимальная– 4 900 рублей7.
2.2.2. Трудоустройство.
По данным Федеральной службы по труду 
и занятости общая численность безработных 
граждан с января по март 2012 года снизилась 
на 37 тыс. человек и на конец марта составила 
4,87 млн. человек. По сравнению с аналогичным 
периодом прошлого года общая численность 
безработных граждан снизилась на 480 тыс. 
человек или 10 %. 
 По состоянию на 18 апреля 2012 года численность 
зарегистрированных безработных составила 
1,29 млн. человек. 
 По состоянию на 18 апреля 2012 года в 40 регионах 
России отмечается увеличение по сравнению 
с началом 2012 года численности безработных 
граждан, зарегистрированных в органах 
службы занятости. Наибольший рост отмечается 
в республиках Тыва, Бурятия, Хакасия, 
Саха (Якутия), Дагестан, Кабардино-Балкарской 
Республике. 
 Вместе с тем, в 43 регионах отмечается 
снижение численности безработных граждан, 
зарегистрированных в органах службы 
занятости. Например, в республиках Калмыкия 
и Ингушетия, Ивановской, Ярославской 
и Волгоградской областях, Удмуртской 
Республике, Ставропольском крае. 
 Уровень регистрируемой безработицы в 
целом по Российской Федерации с начала 
2012 года остался неизменным и составил 
1,7 % от численности экономически активного 
населения (аналогичный показатель 2011 
года – увеличился с 2,1 % до 2,2 %). 
 Высокий уровень регистрируемой безработицы 
отмечается в регионах, входящих в Дальневосточный 
федеральный округ (в среднем 2,2 %), Сибирский 
федеральный округ (в среднем 2 %). Самый 
высокий уровень регистрируемой безработицы 
зафиксирован в Чеченской Республике 
(32,32 %), Республике Ингушетия (16, 3%), Республике 
Тыва (5,5 %). 
Наиболее низкий уровень регистрируемой 
безработицы зафиксирован в городе Санкт-Петербурге 
(0,5 % от численности экономически активного 
населения), городе Москве, Ленинградской 
области (0,6 %), Липецкой, Московской и Тюменской 
областях (0,7 %). 
 Количество вакансий, заявленных работодателями 
в органы службы занятости субъектов Российской 
Федерации, возросло с 1,16 млн. единиц на 
начало 2012 года на 338,5 тыс. единиц (на 29,2 
%) и составляет в апреле 2012 года 1,5 млн. 
единиц (в 2011 году аналогичный показатель 
вырос на 250,2 тыс. единиц или 25,5 % и составлял 
в апреле 2011 года 1,4 млн. единиц). 
Коэффициент напряженности в целом по 
Российской Федерации в 2012 году снизился 
с 1,2 до 1 человека на одну вакансию. 
 В органы службы занятости с начала 2012 
года за предоставлением государственных 
услуг обратились 2,4 млн. человек, в том 
числе за содействием в поиске подходящей 
работы – 1,1 млн. человек, что на 17,1 % меньше 
по сравнению с аналогичным периодом 2011 
года. Каждый второй из числа обратившихся 
был трудоустроен при содействии органов 
службы занятости (545,4 тыс. человек). Уровень 
трудоустройства составил 51 %. 
В целом по Российской Федерации доля 
трудоустроенных граждан увеличилась 
на 6,3 % по сравнению с аналогичным периодом 
прошлого года. Наибольший рост уровня 
трудоустройства в 2012 году отмечается 
в С-Петербурге (на 29,4 %), Ивановской области 
(на 22,1 %), Карачаево-Черкесской Республике 
(на 18 %), Калининградской (на 14,6 %), Липецкой 
(на 12,4 %), Астраханской (на 11,9 %), Тульской 
(на 11,6 %) и Ярославской (на 11,3 %) областях. 
Снижение уровня трудоустройства за указанный 
период отмечается в Калужской области 
(на 10,8 %), Республике Адыгея (на 7,8 %), Амурской 
области (на 6 %), Кировской области (на 4 
%), Вологодской области (на 3,6 %), Хабаровском 
крае (3 %)8. В августе 2012 года численность уволенных 
работников по наблюдаемым видам экономической 
деятельности составила 519,4 тыс. человек 
по сравнению с 500,2 тыс. в июле 2012 года, 
свидетельствуют данные федерального 
статистического наблюдения о неполной 
занятости и движении работников. Таким 
образом, численность уволенных за месяц 
выросла на 3,8%. По сравнению с августом 
2011 года число уволенных сократилось на 
3,4%. 
 В августе число принятых снизилось за 
месяц на 6,7% - до 480,5 тыс. человек. По сравнению 
с августом прошлого года этот показатель 
подрос на 0,1%. 
 В августе численность выбывших работников 
организаций превысила численность принятых 
работников на 38,9 тыс. человек. 
 В предыдущем месяце число принятых работников 
превысило количество уволенных, впервые 
за 5 месяцев. 
 В общей численности принятых в августе 
2012 г. работников доля приема на дополнительно 
введенные рабочие места составила 4,5%, 
в том числе в организациях финансовой 
деятельности - 7,7%. 
 По сведениям обследованных организаций, 
на конец августа 2012 г. численность работников, 
которых требуется принять на вакантные 
рабочие места, составила 2,2% от списочной 
численности работников. По видам экономической 
деятельности этот показатель колеблется 
от 1,2% - в организациях строительства до 
4,3% - в организациях, осуществляющих лесозаготовки. 
 В общей численности выбывших работников 
75,2% составляют уволившиеся по собственному 
желанию (на 0,2 процентного пункта меньше, 
чем в июле 2012 г.), 5,7% - по соглашению сторон 
(на 0,1 процентного пункта меньше, чем в 
июле 2012 г.), 2,0% - в связи с сокращением численности 
(на 0,4 процентного пункта меньше, чем в 
июле 2012 г.).  
 Доля работников, выбывших в связи с сокращением 
численности, в общей численности выбывших 
колеблется от 0,6% в организациях строительства 
до 5,4% - в организациях по производству 
и распределению электроэнергии, газа 
и воды. 
 В августе 0,8% списочной численности работников 
обследуемых организаций работали неполное 
рабочее время (на уровне июля 2012 г.). Доля 
работников, находившихся в простое по 
вине работодателя и по причинам, не зависящим 
от работодателя и работника, в августе 
составила 0,3% списочной численности работников 
(в июле 2012 г. - 0,4%)9.
2.2.3. Переобучение.
В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.
С 2010 года запущена новая программа опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики страны. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данными Правилами субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих дополнительные мероприятия направленные в том числе на:
  -опережающее профессиональное 
обучение и стажировку 
Информация о работе Безработица - теоретические и правовые аспекты