Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.
1. Понятие экономической  безопасности
 
2. Жизненно важные интересы  Республики Беларусь в экономической  сфере
 
3. Реальные и потенциальные  угрозы безопасности Республики  Беларусь в экономической сфере
 
4. Приоритетные направления  обеспечения национальной безопасности  Республики Беларусь в экономической  сфере
Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.
3. Реальные и потенциальные 
угрозы безопасности 
Угрозы экономической 
безопасности Республики Беларусь - реальные 
и потенциальные негативные воздействия, 
порождаемые определенными 
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).
Внутренними угрозами, применительно к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и деятельность субъектов хозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасность республики, на условия и возможности реализации экономических интересов могут оказывать негативное влияние:
отсутствие механизма 
совершенствования отраслевой структуры 
в направлении роста 
отсталость технологической 
базы большинства отраслей, высокая 
энергоемкость и 
высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных условий, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, совершенствования качества продукции и снижения издержек производства;
достаточно высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальных проблем;
низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной;
изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
низкий уровень 
отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр;
ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
усиление имущественного 
расслоения населения с одновременным 
увеличением численности 
криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в экономическую сферу;
неэффективность экономических 
институтов регулирования отношений, 
приводящая вместе с несовершенством 
законодательной базы к низкой правовой, 
финансовой, договорной дисциплине, массовому 
сокрытию доходов и уклонению 
от уплаты налогов, криминализации экономики 
и коррупции в области 
отсутствие адекватного 
целям экономических 
неадекватность механизмов 
формирования экономической политики 
целям и интересам (несогласованность 
действий экономических ведомств), 
которое может приводить к 
нарушению финансовой сбалансированности, 
порождать угрозу социальных конфликтов, 
искусственно ослаблять 
несовершенство системы управления.
Как показывает мировая практика, одной из существенных общих угроз экономической безопасности в переходные периоды, аналогичных современным процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы управления экономикой, при которой процесс принятия решений чрезвычайно длительный и требует большого времени для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных аппаратах управления Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптации к часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам. Большие лаги движения информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений, могут затрагивать все основные жизненные интересы государства в экономической сфере, так как принятие оптимального решения с запаздыванием во времени может в будущем привести к противоположному результату
Для устранения такой угрозы 
необходимо создать автоматизированную 
систему государственного оперативного 
управления экономической безопасностью 
на основе модели устойчивого социально-
Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:
процесс снижения технологического уровня производственной сферы;
сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго - и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов (и в частности, из одного источника - России);
постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, даже на внутренних рынках;
старение основных производственных фондов, которые в настоящее время находятся на грани, за которой начинается физическое уничтожение производительных сил республики;
высокий уровень бартерных 
сделок, который вызван кризисом неплатежей 
и хроническим дефицитом 
высокий уровень монополизации 
в производственной сфере, отсутствие 
сбалансированного механизма 
нарастание разрушительных 
тенденций в сложившейся 
потеря значительной части 
традиционных рынков сбыта машиностроительной 
и других видов продукции 
вытеснение продукции отечественных производителей с внутреннего рынка аналогичными товарами зарубежных производителей, осуществляемое собственными белорусскими посредническими структурами;
дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировых рынках промышленного экспорта;
снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность
Кроме вышеназванных основных 
угроз экономической 
Указанные угрозы в равной 
степени могут оказывать 
технологическая отсталость 
сельскохозяйственного 
высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;
несовершенство земельных 
отношений и искусственное 
устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего катастрофически растут потери и снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации;
значительная зависимость республики от импорта агропромышленных технологий;
резкое увеличение предложения 
на внутреннем рынке импортных продуктов 
питания, которые зачастую попадают 
в республику полулегальным способом 
и их качество не всегда может быть 
проконтролировано 
устойчивая тенденция 
сокращения площадей сельскохозяйственных 
земель, особенно сенокосов и пастбищ, 
в результате их отводов для строительства 
промышленных и иных объектов, а 
также резкого сокращения объемов 
мелиоративных и культурно-
значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи.
Важно подчеркнуть, что угрозы продовольственной безопасности республики тесно взаимосвязаны с угрозами по другим составляющим экономической безопасности (производственной, финансовой, внешнеэкономической, социальной, топливно-энергетической и др.) Например, негативные тенденции в финансовой сфере непосредственно влияют на состояние сельскохозяйственных предприятий, и выражаются в дефиците оборотных средств, неплатежах, невозможности получать кредиты на требуемых условиях и т.д. Ежегодные "вливания" финансовых средств в сельскохозяйственное производство во время посевной и уборочной страды в принципе не изменяет ситуации. То же можно сказать и по другим составляющим экономической безопасности
Современная политика в сфере продовольственной безопасности базируется на том, что одним из основных условий ее обеспечения является создание предпосылок для развития хозяйственных структур на основе всех форм собственности, полной добровольности их выбора и предпринимательской инициативы, не разрушая эффективно работающие колхозы, совхозы и объединения, сохранив объекты с промышленными технологиями
Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают следующее
изношенность и 
запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;
структурная деформированность инфраструктурной сферы, зачаточное состояние рыночной инфраструктуры;
высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса;
вытеснение с внутреннего 
рынка отечественных 
Кроме того, важными составляющими угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и тяжелое состояние финансовой системы, и отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и ряд других угроз.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
Несогласованность отношений 
собственности и структуры 
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
Снижение качества товаров 
и услуг отечественных 
Снижение 
Информация о работе Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере