"Бегство" капитала из России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:29, реферат

Описание работы

Известно, что капитал всегда стремится туда, где от его вложения можно получить максимальную прибыль. В этом его стремлении капитал может перемещаться не только в пределах породившей его страны, но и за эти пределы. Процесс этот многогранен и противоречив. В зависимости от конкретных условий он может оказаться для страны, как позитивным, так и негативным. Негативный характер данный процесс приобретает тогда, когда вывозимый капитал перестает работать на ту страну, откуда он пришел, а начинает работать на ту страну,куда он уходит. В научной литературе такая ситуация определяется как «бегство капитала».

Файлы: 1 файл

Бегство капитала из России.docx

— 5.41 Мб (Скачать файл)

– по узкому определению  как сумму: (1) непоступление экспортной выручки

+ (2) непоступление  товаров и услуг в счет погашения  импортных авансов

+ (3) чистые пропуски  и ошибки;

– по широкому определению: 1+2+3+(4) капитальные трансферты эмигрантов + (5) портфельные инвестиции + (6) ссуды  и займы, представленные банковским сектором и сектором нефинансовых предприятий + (7) остатки на текущих счетах и депозитах + (8) наличная иностранная валюта . Методика Банка России для расчета чистого вывоза капитала предполагает суммирование таких граф платежного баланса страны, как: «торговые кредиты и авансы», «своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет перевода денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценным и бумагами» и «чистые ошибки и пропуски». Эта методика предполагает исключение из общей суммы увеличения частных российских активов за рубежом статьи «Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений», что логично, так как это скорее вывоз государственного капитала. Статью «чистые ошибки и пропуски» относят к вывозу капитала нефинансовыми предприятиями, так как именно в этом секторе возникают наибольшие технические сложности с учетом операций. В отличие от других стран, где расхождение в платежном балансе обычно носит чисто статистический характер, и его величина составляет считанные проценты от кредитовых статей баланса, в России эта величина устойчиво отрицательна и значительно превышает мировые аналоги. Таким образом, основным источником «ошибок и пропусков» следует признать не случайные погрешности измерений, а целенаправленный вывод средств за рубеж.

В результате получается следующая структура чистого  вывоза капитала частного сектора:

• Чистый вывоз  капитал банками

– иностранные  активы

– иностранные  пассивы

• Чистый вывоз  капитала нефинансовыми предприятиями  и домохозяйствами

– иностранные  активы

– иностранные  пассивы

– чистые ошибки и пропуски

Некоторые эксперты считают, что наличие в статистике российского платежного баланса  детализированных компонентов (как  по счету текущих операций, так и по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами) позволяет напрямую определить величину утекающих за рубеж капиталов, основываясь на мотивацион-ных признаках оттока активов. Так, В. Вислогузов подсчитывает нелегальный вывоз капитала на основании таких статей платежного баланса РФ:

– «своевременно  не полученная экспортная выручка и  не поступившие товары и услуги в  счет переводов денежных средств по импортным контрактам»(то есть невозвращенная валютная выручка и вывод средств за границу пофиктивным контрактам);

– «чистые ошибки и пропуски» (то есть расхождения  в платежном балансе страны, традиционно  свидетельствующие о целенаправленном выводесредств за рубеж)

Вместе с тем, поскольку в начальный период реформ (1992–1993 гг.) международная стандартизация этой статистики еще не проводилась  и, кроме того,в ней не учитывались  расчеты России со стороны стран–членов СНГ, то по данному периоду можно составить лишь приблизительные оценки, основанные на официально уточненных показателях внешнеторговой статистики РФ и экспертных заключениях Банка России .

Следует отметить, что вычисленная по методологии  платежного баланса величина чистого  вывоза капитала носит весьма разнородный  характер. Во-первых, в нее включены (в раздел «иностранные активы») прямые и портфельные инвестиции резидентов России за рубежом, совершенные в предусмотренном закономо валютном регулировании порядке. Сюда же входит приобретенная населением иностранная валюта, то есть своего рода «внутренний вывоз капитала». Статья:«своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами» – это, по большей части, есть не что иное, как нелегальный вывоз капитала, то есть невозвращенная валютная выручка и вывод средств за границу по фиктивным контрактам (импортным или с ценными бумагами). Подобный вывоз капитала представляет собой грубое нарушение валютного законодательства, а заодно, возможно, таможен-ного, уголовного и др. Статья «чистые ошибки и пропуски» также в значительной степени представляет собой нелегальный вывоз капитала.

То есть в  оценку чистого вывоза капитала по методике Банка России входит как  легальный, так и явно нелегальный  его вывоз. Однако существует еще  такая разновидность вывоза капитала, как полулегаль-ный экспорт капитала, замаскированный под текущие  операции: с занижением стоимости  товаров или услуг при экспорте и завышением – при импорте (трансфертное ценообразование), выплате дивидендов, процентов, роялти на собственные оффшорные  структуры и т.п. В результате такого вывода часть средств от текущих  операций накапливается на зарубежных компаниях, контролируемых россиянами. Такой вывод капитала не предполагает явного нарушения валютного и  иного законодательства, хотя может  допускать налоговые нарушения, а также обман акционеров менеджерами  компании.

Численная оценка полулегального экспорта капитала на основе одного лишь платежного баланса  – невозможна. Это признают и  эксперты Банка России: «…из-за сложностей при подсчетах точно назвать  цифры утечки капиталов практически  невозможно. Мы в Банке России ведем  как бы два счета: один – чисто  по данным платежного баланса и второй – с учетом тех оценок,

который в платежный  баланс никогда не войдут, например, выплаты по фиктивным штрафным санкциям или по кредитам с завышенным процентом  возврата. Или, наконец, разница в  ценах. Такие вещи не поддаются точному  счету,они оцениваются».

Аналитики международного рейтингового агентства Fitch Ratings, подсчитывая  утечку капитала, в отличие от Банка  России, не принимают в расчет заимствования  российских компаний за рубежом и  их прямые зарубежные инвестиции,считая это нормальной бизнес-практикой. Они  полагают, что утечкой капитала является прирост иностранных активов  российского частного сектора (исключая прямые иностранные инвести-ции  за рубеж) в сумме с «чистыми ошибками и пропусками». Они не разделяют  операции, связанные с движением  капитала, на законные и незаконные. В результате, итоговая цифра отражает в основном полулегальный увод денег  за границу через оффшоры и  тому подобные механизмы. Именно поэтому  оценки агентства столь сильно отличаются от данных Банка России.

Известный экономист  А. Илларионов считает, что данные официальной  статистики по вывозу капитала, основанные на статьях платежного баланса, отражающих операции банков, которые экспортируют и импортируют капитал, неправильны, так как они фиксируют не инвестиции, а краткосрочное движение капитала, связанное с разницей процентных ставок и колебаниями курсов валют  и возможностью спекулятивных заработков на них. По его мнению, реальное значение имеет только то, что происходит с деньгами небанковского сектора. Поэтому учитывать надо именно статьи платежного баланса, отражающие движение активов нефинансовых бизнесов: «Мы, конечно, не можем определить, покупают ли предприни-матели, скажем, сеть бензоколонок, как «ЛУКОЙЛ», или просто вкладывают средства на банковские счета физических лиц. Да это и неважно,непринципиально. Мы просто видим, что эти счета находятся за границей. И мне кажется, что именно этот показатель является наглядным и информативным. Потому что он действительно отражает деятельность предприятий, которые могли бы все эти средства инвестировать в стране, но у них нет такой возможности».

Таким образом, не существует одной, признанной единственно  верной методики идентификации бегства  капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересные факты.

1.Интересен тот факт, что бегство капитала из России за 1992-1997 гг. соответствует объёму          бегства капитала из всех развивающихся стран за 10 лет. К развивающиемся странам в основном относятся страны Азии, Африки и Латинской Америки.

2.К 2009 г. Россия продолжала занимать первое место в мире по оттоку капитала среди стран с развивающимися рынками.По различным оценкам, за период 1992-2006гг. из страны выведено порядка 1 трлн долларов США.

3.Бегство капитала и рост золотоволютных резервов находятся в прямой зависимости: чем меньше отток капитала за границу,тем больше рост золотоволютных резервов.Однако способ хранения золотоволютных резервов для России оказывается легальной формой утечки капитала за пределы страны.

Золотоволютные резеры Банка России-величина,оцениваемая  в долларах США, рассчитываемая как разность между суммой резервных валютных активов Банка России, принадлежащих банку России монетарного золота и золота на счетах в зарубежных банках, и обязательствами Банка России перед зарубежными контрагентами.

С 2002 по 2008 г. золотовалютные резервы  России достаточно стремительно росли. Связано это было, в первую очередь, с ростом цен на углеводородное сырье  на мировых рынках.

Казалось бы, увеличение золотовалютных резервов должно положительно влиять на инвестиционную привлекательность  России, поскольку под его влиянием обычно снижается риск дефолта по внешним заимствованиям в случае неблагоприятных изменений мировой  конъюнктуры, а также уменьшается  вероятность резких колебаний курса  национальной валюты. Однако на практике сравнение международных валютных резервных активов России, США, Гонконга, Японии и Норвегии, по данным Международного валютного фонда, по состоянию на декабрь 2008 г. показывает, что именно Россия финансирует средствами валютного резерва не свое развитие, а развитие зарубежных экономик при том, что крупные экономики мира в отношении России этого не делают.

4. Если проанализировать структуру международных резервных активов России, то можно прийти к выводу, что 69% международных резервных активов РФ хранится в иностранной валюте, а лишь 2,7% — в монетарном золоте. Подобная ситуация свидетельствует о «финансовой поддержке», оказываемой Россией ряду развитых стран. Между тем она ведет к крайне низкому уровню стабильности национальной экономики, к фактическому подрыву национальной экономической безопасности.

5. Финансируя, таким образом, иностранные экономики и прежде всего экономику США, Россия фактически выводит наличную валюту и депозиты валютных резервов из обращения. По этому показателю РФ остается безусловным лидером, но, к сожалению, это лидерство не приносит нашей стране положительного эффекта.

 

 

 

6. Разобравшись со структурой расходов золотовалютного резерва, рассмотрим то, как другие страны распоряжаются своими резервами. Конечно же, наибольший интерес здесь представляют те страны, чьи резервы больше резервов РФ, т.е. государства, с которых мы могли бы брать пример. По нашему мнению, таких примеров два: Китай ($1,4 трлн) и Япония ($0,9 млрд). При этом главный вопрос, который следует задать, рассматривая эти примеры: следует ли России продолжать подобную политику накопления, равняясь на опыт Китая и Японии, или же целесообразно выработать собственную стратегию?

Сначала рассмотрим Китай. Здесь важно  отметить, что Китай сформировал $1,4 трлн валютного резерва за счет отказа от финансирования социальной политики государств, что, очевидно, связано  с демографической ситуацией  в стране. Поэтому в Китае для  большинства рядовых граждан  недоступны бесплатная государственная  система образования и система  здравоохранения. Лишь 15% китайского населения  можно отнести к категории  грамотных. Государственной пенсионной системой пользуются лишь работники  органов партийного и государственного управления и крупных государственных  предприятий. Ясно, формировать золотовалютный резерв РФ путем отказа от основных социальных гарантий населения, особенно в сложившей демографической  ситуации, Россия позволить себе не может.

Другое дело опыт Японии. Он для  Росси гораздо интереснее. Япония сформировала свой более чем внушительный валютный резерв (правда, после необыкновенно  быстрого и фундаментального подъема  собственной экономики, вложив огромные средства с техническое перевооружение своей промышленности и в образование  собственного населения) и уже накопленные  излишки средств вложила в  американский фондовый рынок. Причины  подобной политики также очевидны. После поражения во Второй мировой  войне Япония подписала унизительные мирный договор — Договор безопасности (1951 г.) и Административное соглашение (1952 г.), согласно которым она находилась в полной зависимости, в т.ч. и  финансовой, от США. Однако в отличие  от Японии, Россия никому войны не проигрывала. Так, с какой стати ей «дарить» золотовалютный резерв РФ какой-либо стране?

7.

 

 

 

  1. В начале января 2011 года Global Financial Integrity (GFI) представила доклад по нелегальному вывозу капитала во всем мире, согласно которому с 2000-го по 2008 год из России вывезли $427 млрд, и если в 2000 году незаконный отток составил $15,61 млрд, в 2004-м — $37,05 млрд, в 2007-м — $55,33 млрд, то уже  в 2008 году — $196,37 млрд. Согласно GFI, основные каналы нелегального вывоза денег —  искажение таможенной стоимости  товаров и балансов платежей.

 

  1. По данным ЦБ с 2000 по 2011гг. чистый вывоз  капитала из России составил $243,3 млрд.

 

 

 

11.На 01.01.2012 г. международные резервы (т.е., внешние активы, в основном, средства в иностранной валюте, а именно в долларах и евро, а также в долговых ценных бумагах, выпущенных нерезидентами) составили $ 505,391 млрд. Т.е., сотни миллиардов долларов, принадлежащих России, уже 12 лет как работают на экономику чужих государств.

 

 

  1. Совокупный внешний долг государственного и частного сектора РФ составлял на 01.01.2012 г. $ 538,94 млрд. В «проклятые 90-е» такие суммы никому и не снились

Информация о работе "Бегство" капитала из России