По окончании процедуры 
наблюдения временный управляющий 
представляет в арбитражный суд 
отчёт о своей деятельности, сведения о финансовом 
состоянии предприятия-должника и предложение 
о возможности или невозможности восстановления 
его платёжеспособности. На основании 
представленного отчёта и ходатайства 
первого собрания кредиторов арбитражный 
суд принимает одно из решений: 
  - о введении внешнего управления;
- о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
- о заключении мирового соглашения.
  С момента принятия 
решения, наблюдение, как процедура 
банкротства, прекращается.
 
 
 
 
 
 
 
 
  - Внешнее управление (судебная санация).
 
  Под внешним управлением 
имущества должника понимается 
процедура, направленная на продолжение 
деятельности предприятия-должника, 
назначаемая арбитражным судом по заявлению 
должника, собственника предприятия или 
кредитора и осуществляемая на основании 
передачи функций по управлению предприятием-должником 
внешнему управляющему.
  Основанием для 
назначения внешнего управления 
имуществом должника является наличие реальной 
возможности восстановить платёжеспособность 
предприятия-должника с целью продолжения 
его деятельности путём реализации части 
его имущества и осуществления других 
организационных и экономических мероприятий. 
Последствия внедрения внешнего управления:
  - С даты введения внешнего управления: 
          
прекращаются полномочия руководителя 
должника, управление делами должника 
возлагается на внешнего управляющего;  
          
внешний управляющий вправе издать 
указ об увольнении руководителя должника или предложить 
руководителю перейти на другую работу 
в порядке и на условиях, которые установлены 
трудовым законодательством;
          
прекращаются полномочия органов 
управления должника и собственника 
имущества должника – унитарного предприятия, полномочия руководителя 
и иных органов управления должника переходят 
к внешнему управляющему;
          
отменяются ранее приятые меры 
по обеспечению требований кредиторов;
          
аресты на имущество должника 
и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим 
ему имуществом могут быть наложены исключительно 
в рамках процесса о банкротстве; 
          
вводится мораторий на удовлетворение 
требований кредиторов по денежным 
обязательствам и об уплате 
обязательных платежей. 
     2. Органы управления должника в пределах 
компетенции, установленной федеральным 
законом, вправе принимать решения: 
          
о внесении изменений и дополнений 
в устав общества в части 
увеличения уставного капитала;
          
об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;  
          
об увеличении уставного капитала 
акционерного общества путём 
размещения дополнительных обыкновенных 
акций;
          
об определении порядка ведения 
общего собрания акционеров;
          
об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
          
о замещении активов должника 
и т.д.
  Внешний управляющий 
может быть освобождён от занимаемой 
должности управляющего по собственному 
заявлению в арбитражный суд; 
так же внешний управляющий 
освобождается от должности в случае ели цель внешнего 
управления (выход из кризиса) достигнута 
или если стало очевидно, что достижение 
этой цели невозможно. Существуют и другие 
причины по которым внешний управляющий 
может быть отстранён от занимаемой должности, 
они предусмотрены статьями 97 и 98 Федерального 
закона «о банкротстве».     
  Внешний управляющий 
имеет право:
  - распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьёй 102 настоящего Федерального закона;
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключённых или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона «о банкротстве».
  Также внешний 
управляющий имеет обязанности:
  - принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; 
- разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
- вести бухгалтерский, финансовый, статистический учёт и отчётность;
- заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявляемых к должнику требований кредиторов;  
- принимать меры по взысканию задолженности перед должником; 
- вести реестр требований кредиторов;
- реализовать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
- представить собранию кредиторов отчёт об итогах реализации плана внешнего управления; 
  Меры по восстановлению 
платёжеспособности должника:
  - перепрофилирование производства;
- закрытие нерентабельных производств; 
- взыскание дебиторской задолженности; 
- продажа части имущества должника;
- уступка прав требования должника;
- увеличение уставного капитала должника за счёт взносов участников и третьих лиц;
- размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
- продажа предприятия должника;
- замещение активов должника;
Санация.
  При санации собственники предприятия, 
либо кредиторы, либо иные лица (в том числе 
органы исполнительной власти) оказывают 
должнику целевую финансовую помощь, предоставляют 
льготные кредиты, льготное налогообложение 
и пр. Государственная финансовая поддержка 
предоставляется тем предприятиям, которые 
при наличии собственных возможностей 
способны в короткое время эффективно 
использовать полученные финансовые средства.
  ФСДН разработала 
два подхода к оздоровлению 
неплатёжеспособных предприятий:
  - санация с учётом наличия текущего спроса на их продукцию на рынке, состояния основных производственных фондов и мощностей, уровня технологии производства и квалификации производственного персонала, оценки внутренних резервов;
- вывод предприятия из хозяйственного оборота в силу их низкой эффективности.
  Для реализации 
этих задач органы исполнительной 
власти формируют из проблемных 
предприятий четыре группы претендентов на получение 
государственной финансовой помощи, положив 
в основу следующие критерии:
  - величину износа основных производственных фондов конкретного предприятия по сравнению со среднеотраслевым показателем;
- уровень спроса на основные виды выпускаемой продукции исходи из её качества и потребительских свойств.
  Первая группа объединяет предприятия, у которых износ 
основных фондов ниже среднеотраслевого 
и имеет место высокий спрос на их продукцию 
на соответствующем товарном рынке. Предполагается, 
что подобные предприятия способны самостоятельно 
изыскать внутренние резервы для оздоровления 
своего финансового состояния. Вторая группа включает 
предприятия, у которых износ основных 
фондов ниже среднеотраслевого, но имеет 
место низкий спрос на их продукцию на 
соответствующем товарном рынке. К третьей группе относят 
предприятия, у которых износ основных 
фондов выше среднеотраслевого, но имеет 
место высокий спрос на их продукцию на 
соответствующем товарном рынке. Четвёртая группа объединяет 
предприятия, у которых износ основных 
фондов выше среднеотраслевого и имеет 
место низкий спрос на их продукцию на 
соответствующем товарном рынке. Предприятия 
четвёртой группы в связи с низким производственным 
и рыночным потенциалом не могут рассчитывать 
на финансовую помощь. Финансовая помощь 
может быть оказана предприятиям второй 
и третьей групп.
  Наличие возможности 
восстановления платёжеспособности 
оформляется планом финансового оздоровления (бизнес – планом). Типовой план финансового 
оздоровления разработан ФСДН и рекомендован 
проблемным предприятиям для рассмотрения 
возможности их санации. Данный план должен 
включать в себя следующие разделы:
  - Общая характеристика предприятия.
- Краткие сведения по плану финансового оздоровления. Приводятся срок реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, срок погашения помощи, финансовые результаты реализации плана.
- Анализ финансового состояния. Приводятся сводная таблица финансовых показателей предприятия, анализ, выводы.
- Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности. К ним относятся:
  - смена руководящего звена предприятия;
  - инвентаризация предприятия;
- оптимизация дебиторской задолженности;
- снижение издержек производства;
- продажа дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
- продажа незавершённого строительства;
- оптимизация численности персонала;
- продажа излишек запасов товарно-материальных ценностей и оборудования;
- конверсия долгов путём преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды.
  - Рынок и конкуренция. Содержатся 
  сведения об отрасли, в которой работает 
  данное предприятие, её современном состоянии 
  и перспективах развития.
  - Деятельность в сфере маркетинга предприятия. Описываются стратегия маркетинга, характеризующаяся стратегиями проникновения на рынок и роста предприятия, 
  каналы распределения продукции, коммуникации.
- План производства. Рассчитываются производственная программа, численность работников, фонд заработной платы, смета расходов и калькуляция себестоимости продукции.
- Финансовый план. Определяются прибыль, текущая 
  стоимость, чистая текущая стоимость, 
  внутренняя норма рентабельности, срок 
  окупаемости, точка безубыточности.      
- Выводы.
  Очевидно, что квалификационное 
составление плана финансового 
оздоровления является основой 
при принятии решения об оказании 
той или иной помощи. Оценивается эффективность 
представленных бизнес-планов при помощи 
показателей внутренней нормы прибыли 
и чистой текущей стоимости. В случае положительного 
заключения ФСДН принимает решение о размере 
государственной финансовой поддержки, 
сроках проведения санации предприятия, 
размере предполагаемой процентной ставки 
по кредитам и сроке погашения кредита.                
6. Конкурсное производство.
 
  Целями конкурсного 
производства являются:
  - соразмерное удовлетворение требований кредиторов;
- объявление должника свободным от долгов;
- предотвращение неправомерных действий сторон в отношении друг друга.
  Принятие арбитражным 
судом решения о признании 
предприятия-должника банкротом 
влечёт за собой открытие конкурсного производства. Срок конкурсного 
производства не может превышать одного 
года, в исключительных случаях арбитражный 
суд может продлить указанный срок на 
6 месяцев. С этого момента:
  - срок исполнения всех денежных обязательств должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иные финансовые санкции по всем видам задолженности;
- сведения о финансовом состоянии должника перестают относится к коммерческой тайне;
- не допускается совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника;
- снимаются ранее наложенные аресты имущества должника;
- все требования к должнику предъявляются только в рамках конкурсного производства.
  Для выполнения 
целей конкурсного производства 
арбитражный суд назначает конкурсного 
управляющего. С момента назначения конкурсного 
управляющего к нему переходят все полномочия 
по управлению делами предприятия-должника, 
в том числе полномочия по распоряжению 
его имуществом. После проведения инвентаризации 
и оценки имущества предприятия конкурсный 
управляющий приступает к продаже указанного 
имущества на открытых торгах, если собранием 
или комитетом кредиторов не установлен 
иной порядок продажи имущества. Конкурсный 
управляющий производит расчёты с кредиторами 
в соответствии с реестром требований 
кредиторов. Вне очереди покрываются судебные 
расходы, расходы, связанные с выплатой 
вознаграждения арбитражным управляющим, 
текущие коммунальные и эксплуатационные 
платежи должника, а также удовлетворяются 
требования кредиторов по обязательствам 
предприятия-должника, возникшим в ходе 
наблюдения, внешнего управления и конкурсного 
производства. Далее требования кредиторов 
удовлетворяются в следующей очерёдности:
  - в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несёт ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путём капитализации соответствующих повремённых платежей;
- во вторую очередь производятся расчёты по выплате выходных пособий и оплате туда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
- в четвёртую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчёты с другими кредиторами.