Авторитет науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:35, реферат

Описание работы

Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира. Цели исследования науки зависят от гносеологического убеждения его субъекта. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями. Также наука изучает лишь наблюдаемые закономерности явлений и не может познать некое «истинное» устройство мира. Такое мнение очень распространено среди религиозных людей или агностиков.

Файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 31.09 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  автономное образовательное

Учреждение высшего профессионального  образования

« Южный федеральный университет»

Экономический факультет

Кафедра управления человеческими  ресурсами

 

 

 

 

 

Эссе

на тему:

«Авторитет науки»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 1.13,

Фурса М.А

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону −2013

 

 

Наука — сфера человеческой деятельности, имеющая своей целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование достоверных сведений, построение новых или улучшение существующих теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Под наукой часто подразумевается вся сложная система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира. Цели исследования науки зависят от гносеологического убеждения его субъекта. Обычной целью науки является познание устройства природы, движущих сил, управляющих различными процессами и явлениями. Также наука изучает лишь наблюдаемые закономерности явлений и не может познать некое «истинное» устройство мира. Такое мнение очень распространено среди религиозных людей или агностиков.

Рассматривая историю такого явления, как наука, необходимо в первую очередь  обратиться к причинам её возникновения. Первостепенной важностью здесь  обладает развитие особых отношений  между человеком и окружающей его средой, где среда является объектом практической деятельности человека. Второе основание для появления  науки – усложнение процесса познания, развитие познавательных способностей. Ещё в античности учёными проводились  опыты по познанию и изменению  действительности, однако как социальный институт наука начинает складываться в XVI-XVII веках, и с течением времени  превращается в довольно авторитетную сферу, влияющую на культуру общества в целом.

Естественно-научную картину мира нельзя понять, не проследив ее истории и путей ее формирования. И так в доисторическом обществе и древней цивилизации знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными. Например, миф, магия, ранние формы религии.  
В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и абстрактное мышление. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Выделяют следующие этапы развития науки: 

Первый этап – это древняя  Греция, возникновение науки в  социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объектом исследования является вся вселенная  во всём своём многообразии. Этот этап характеризуется тем, что здесь работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. 
Идеалом  и нормой  науки было  знание ради  знаний. Метод познания – наблюдение. 

Второй  этап – это средневековая  европейская наука. Объект исследования был макромир (Земля и  космос).Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Считалось, что окружающий мир является божественным происхождением, то есть научное знание ориентируется на теологизм.  Третий этап-новоевропейская классическая наука (15-16 вв.). Объектом исследования является микромир, совокупность элементарных частиц. На этом этапе культура постепенно освобождается от господства церкви, происходит интенсивное развитие экономики, научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность, начинают преобладать экспериментальные знания, наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги), начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки.

Четвертый этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования – микро-, макро- и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания. Происходит формирование общенаучной картины мира, преобладание представления о глобальном эволюционизме.  

И наконец, последний  этап-это  постнеклассическая наука, современный этап развития научного познания.

Развитие науки в современном  мире необходимо. Наука является одним  из важнейших элементов глобальной системы, наиболее динамичной отраслью духовной культуры, стимулирующей развитие человечества. Она дает военное, технологическое  и культурное превосходство одной  части мира над другой. От того, насколько  развита наука в отдельной  стране, зависит ее независимость  и благосостояние населения. От того, какие средства ассигнуются на развитие науки и как они используются, зависит будущее страны и ее место  в мире.

Вся история развития человечества, особенно история XIX-XX веков, свидетельствует, что кардинальные перемены в экономической, социальной и общественно-политической сферах жизни отдельных людей, стран  и мирового сообщества в целом, происходили  тогда и только тогда, когда совершались  научно-технические революции (НТР), приводившие к появлению новых  технологий. Новые экономические, социальные, да и этические отношения в системе сообщества людей в развитии цивилизации наблюдались и с появлением технологий, базирующихся на паровых машинах, и с появлением технологий на основе электричества и, наконец, с появлением электронных, информационных и атомных технологий. Любое изменение материального производства вызванного научно-экспериментальной и практически технической деятельностью ведет за собой изменение социально-политической жизни людей. Не всегда эти изменения сразу видны, а оценить их последствия как положительные, так и отрицательные можно только после тщательного анализа. 

 Научно-технический прогресс  – неотъемлемая и важная часть  современной жизни. Техника занимает  все больше времени и места,  развивается подобно живым организмам, за исключением того, что все  эти процессы в технике контролируются  человеком. Главные задачи, которые  ставят перед собой разработчики  - это улучшение уровня жизни, устранение причастности человека к рутинной, однообразной, монотонной работе. Однако, в реальности не все так хорошо, не все достижения идут на пользу. Есть и негативные стороны прогресса, которые обязывают общество задумываться над проблемами оглупления, отчуждения, обезличивания человека. Рассмотрим некоторые из обозначенных проблем. На НТР возлагаются многие надежды в решении глобальных проблем стоящих перед человечеством, таких как, экология, отсутствие долговременных энергетических сырьевых запасов, перенаселенность и голод, да и само выживание человека, как биологического вида. Очевиден глобальный экологический кризис нынешней цивилизации. Обеспечение экологической чистоты производств уже сейчас требует на эти нужды около половины капитальных затрат при создании новых производств. Доля затрат на очистные сооружения продолжает расти еще быстрее и особенно в химических производствах, в химических отраслях. Человек не может чувствовать себя комфортно, в некомфортном окружении. Одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он все оценивает в сравнение, и в связи с эти проблемы «расслоения» общества, вызванных процессами НТР, выглядит очень угрожающе. Расслоение происходит по нескольким признакам: расслоение по имущественному признаку, расслоение по возрастному признаку, расслоение по интеллектуальному признаку, расслоение по профессиональному признаку.  

Несмотря на все отрицательные  стороны НТР совершается все-таки для улучшения жизни людей, и  главная цель любой НТР это  благо людей, например: расширение горизонтов познания, развитие глобальных сетей  и инфраструктуры, увеличение возможностей духовного роста, гуманизация познания  

Таким образом, научно-техническая  революция оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека, она открывает новые горизонты развития личности и общества.  

Наука XXI века будет принципиально отличаться от науки XX века. В ней будут другие сверхзадачи. Это теория управления рисками, нейронаука и теоретическая история. От того, насколько успешно они будут решаться, зависит судьба науки как социального института. 

 Будущее-это наука и духовность одновременно. В действительности, для человечества будет будущее, только если мы станем непрерывно повышать уровень нашей духовности, чтобы он равнялся с нашим технологическим уровнем. Наука должна служить человеку и освобождать его, а не уничтожать или отчуждать. Наука открывает нам дорогу к счастью.


Информация о работе Авторитет науки