Автомобилетроение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Автомобилестроение сегодня - одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. Если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия автомобилестроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль, либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит..

Файлы: 1 файл

Автомобилестроение.docx

— 19.88 Кб (Скачать файл)

2. Дайте экономико-географическую  характеристику одной из отраслей  хозяйства России (значение отрасли  для экономики страны; состав; факторы  размещения предприятий; география  бизнеса, в том числе: современное  состояние и основные центры  размещения производства, рынки  сбыта, перспективы развития отрасли). Проиллюстрируйте ответ статистическими  данными и примерами по карте.

 

Вариант 1 (А–Г). Автомобилестроение.

Автомобилестроение сегодня - одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. Если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия автомобилестроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль, либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.

 

 Автомобилестроение - это  та отрасль машиностроения, которая  постоянно развивается. Сейчас  человечество живет в так называемом  информационном обществе; цель информационных  технологий состоит в ускорении  процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке  сверхновых машин, имеющих максимальную  скорость и максимум удобств,  и автомобилестроение является  той областью, в которой используются  только сверхновые информационные  технологии. Учитывая еще и то, что в последнее время гонка  между мировыми лидерами отрасли  перешла на качественно новый  уровень за счет появления  сверхновых технологий, автомобилестроение  становится все более нако-, капитало- и ресурсоемким. Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение автотранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного автомобилестроения.

 

Автомобилестроение - одна из ведущих отраслей машиностроения, которая  существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы  и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.

 

Автомобилестроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический  прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической  революции является быстрый моральный  износ способов производства.

 

Технический прогресс побуждает  все более частую смену типов  и моделей изделий. Модели продукции  стареют и меняются значительно  раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно растет удельный вес серийного, а иногда и мелкосерийного выпуска.

 

Повышение эффективности  автомобилестроения определяется не только внедрением в производство новых  типов машин и оборудования, усовершенствованием  его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в  усовершенствовании территориальной  организации отрасли, лучшем размещении ее предприятий.

 

На это существенно  влияет традиционный уровень автомобилестроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные  региональные факторы и условия, потребность районов в продукции  отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов  для испытания новой продукции  и т.д. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли  является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных  кадров.

 

Усложнение автомобилестроительного  производства способствовало разделению стран на производителей массовой и  наукоемкой продукции. Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем  научно-технического прогресса, где  имеют место большие затраты  на научные исследования при освоении новых видов продукции.

 

Следует подчеркнуть немалую  роль специализации и кооперирования в автомобилестроении. Специализация  производства предусматривает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в отдельных отраслях, на предприятиях. Преимущество специализации выражается в широкой механизации и автоматизации производства, возможности усовершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует увеличению производительности труда за счет использования более производительного оборудования.

 

Предметная специализация  предусматривает сосредоточение использования  конструктивно похожих машин  и оборудования на специализированных предприятиях.

 

Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях. Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей и т.д.

 

Дальше следует отметить технологическую специализацию, которая  предусматривает создание предприятий  для выполнения отдельных технологических  операций (процессов).

 

Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.

 

Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск автостроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего  рынка, способного использовать продукцию  большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Между тем чрезвычайно  развита внутренне- и межотраслевая  специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.

 

Автомобилестроение России является стратегическим партнером  Украины во многих вопросах, в том  числе и автомобилестроения. Все  украинские производители автомобилестроительной отрасли тем или иным образом  связаны с Россией: рынком сбыта, закупкой деталей и т.д. Состояние  дел в российском автомобилестроении в настоящее время нестабильностью  во всех сферах общественной жизни, в  особенности в промышленном производстве в целом по стране. По сообщению  Госкомстата России, замедлить спад производства (2004) пока не удается. В  целом за девять месяцев 2005 г. объем  промышленного производства снизился на 17,6 %.

 

Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 2002 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.

 

В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются  центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

 

Автомобильная промышленность понемногу выбирается из затяжного  кризиса. Если брать за точку отсчёта 2003 год, то за 2004год производство всех категорий автомобилей в целом  возросло. Ненамного, конечно (легковые - плюс 7.5%, автобусы - 18.6%).

 

Ситуация же по “легковым” предприятиям улучшена: здесь и реанимированный  АЗЛК, и АвтоВАЗ, и Красный Аксай (сборка Daewoo) , который заработал на полную мощность. Новенькие Волги сходят с конвейера без остановки (легковые автомобили на ГАЗе собирают шесть дней в неделю в три смены, а иногда и по воскресеньям). Всего за 2004 год Горьковским автозаводом было выпущено 220417 автомобилей (по сравнению с 2003 годом прирост на 5.4%). Лучше всего дела идут у грузового производства (96078 автомобилей - прирост на 13.2%).

 

Ситуация с грузовиками  несколько хуже. ЗИЛ вылезает из долговой ямы за счёт бычка, по-прежнему популярна Газель (выпущено 92958 грузовичков, фургонов и микроавтобусов - прирост  на 23.1), неплохо идут дела в Ульяновске, наращивает производство МАЗ. А вот  КамАЗ охватила лихорадка: объём  выпуска упал почти в четыре раза.

 

Что касается автобусов, то российскую статистику спасают в  основном производители микроавтобусов - УАЗ и ГАЗ; неплохо идут дела у ПАЗа. А хороших и массовых больших автобусов (отвёрточная сборка Икарусов - не в счёт) как не было, так и нет.

 

В автомобилестроительном производстве занято, по данным за 2001 г. 1114336 чел., что  составляет 97,2% занятых в 2000 г., в  том числе численность промышленно-производственного  персонала равнялась 963386 чел. (97% к 2000 г.), из них рабочих 771241 чел. (96,8% к 2000 г.).

Автомобилестроение остается пока еще одной из высокорентабельных отраслей промышленного производства Российской Федерации.

 

Основные центры: ОАМО ЗИЛ; АОА ГАЗ; ОАО КамаЗ; АОА Автоваз; АО Москвич; АО АвтоУАЗ; АООГ СеАЗ; АО Красный Аксай; ИжМаш; АО УралАЗ; АОО ЗТП; ЗАО Уральский автомоторный завод; АОА ПСА Бронто; АО БАЗ; АО НефАЗ; АО ЛиАЗ; АО ПАЗ; АО Спецавто; АО Троллейбусный завод имени Урицкого.

 

19 мая Правительство РФ  приняло стратегический документ  о развитии автомобильной промышленности  России до 2010 г. Документ, представленный  Минпромэнерго скромно назывался "О реализации ... приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России", но он является самым настоящим стратегическим документом, наконец фиксирующим судьбу этой важнейшей отрасли современной машиностроительной индустрии страны. На мой взгляд, он поставил крест на национальной автомобильной промышленности России. К 2010 году, когда "задачи", предусмотренные документом будут выполнены, в России не останется собственной автопромышленности. Более того, почти наверняка не останется вообще никакой автомобильной промышленности, достойной названия "промышленности", хотя, автомобили как товары будут "выпускаться". Многочисленные слайды с графиками и таблицами, представленные на заседании Правительства министром Христенко, по своей должности обязанный защищать промышленность, недвусмысленно показали, что в России рынок легковых автомобилей расширится, а автомобилестроение как промышленность исчезнет.

 

В настоящее время в  России существует более 250 крупных  и средних предприятий отрасли, на которых работает 658 тыс. человек. На их долю приходится около 25 процентов  всего машиностроительного комплекса  страны. В 2004 году в России было продано  всего 1673 тыс. легковых автомобилей. Из них 625 тыс. машин было иномарки (новых  и подержанных). Российскими автозаводами были выпущены 1035 тыс штук. Эта цифра включает 129 тыс. машин, собранных на совместных предприятиях из импортных комплектующих. Практически, ничего из этого, за исключением сборки, не останется после 2009 года, согласно стратегии Минпромэнерго.

 

Как известно, в этом году выпуск российских автомобилей драматически падает. В первом квартале их производство было сокращено до 200 тыс. с 232 тыс. к  соответствующему периоду 2004 г Этому  есть две причины, короткосрочная и долгосрочная. Короткосрочной причиной является укрепление рубля и падение конкурентоспособности российских автомобилей, а долгосрочной причиной является отсутствие серьезного финансирования для модернизации действующих заводов. Дела действительно плохи. Министр Христенко заключает: "Существенный рост производства легковых автомобилей без масштабных инвестиций, на основе действующих мощностей российских предприятий затруднителен в связи с высокой степенью их износа, недостаточным качеством большей части продукции". Слова просты до циничности. Логичный вывод - эти предприятия не перспективны.

 

Зато документ Минпромэнерго предусматривает увеличение выпуска иностранных машин в России. И для этой цели правительство России должно принять ряд поощрительных мер. Первый шаг в этом направлении уже был осуществлен. В конце апреля правительство решило снизить импортные пошлины на автомобильные комплектующие и детали.

 

Если бы после этого  иностранные автогиганты стали  осуществлять масштабные инвестиции для  создания в России автомобилестроения как промышленности, с передачей  технологий, созданием баз технических  разработок и самое главное, созданием  смежных отраслей, а не просто строить  цеха для сварки, покраски и сборки, то в этом случае не за что было бы критиковать стратегию российского  правительства. А на самом деле таковое  вряд ли произойдет.

 

Автомобильная промышленность - одна из наиболее крупных отраслей народного хозяйства и поэтому  давая общую характеристику уровня автомобильного производства, можно  отметить, что по основным параметрам (степень автоматизации, коэффициенты использования мощностей и сменности  работы оборудования и др.) оно занимает ведущее положение среди других отраслей машиностроения. Хотя, если сравнивать с зарубежным автомобилестроением, мы отстаем по таким показателям  производства, как производительность труда и технологическая трудоемкость. Кроме того, ряд заводов требует  технологического перевооружения.

Информация о работе Автомобилетроение