Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, изучение антимонопольного законодательства РФ, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
Задачи: 
- изучение антимонопольной  политики на федеральном уровне;
-   ознакомиться  с историей становления антимонопольного  законодательства в России;
- ознакомиться с нормативно-правовыми  актами  антимонопольной деятельности;
- рассмотреть виды  нарушений антимонопольного законодательства  на примере предприятий;
- ознакомиться с деятельностью  антимонопольных органов  на федеральном и региональном уровнях;
- ознакомиться с осуществлением  государственного контроля над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой. 
Предмет исследования - антимонопольное  законодательство РФ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные принципы  антимонопольной политики РФ……………5
  1.1. Понятие конкуренции и монополистической деятельности……………..5
  1.2. Виды монополистической деятельности…………………………………..6
  1.3. Цели и методы антимонопольного регулирования в России…………….8
2. Антимонопольное законодательство  в России……………………………...16
  2.1. Этапы развития антимонопольного законодательства …………………16
  2.2. Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности…………..18
  2.3. Основные положения антимонопольного законодательства…………..27
3. Деятельность Федеральной Антимонопольной  Службы РФ………………31
4. Влияние антимонопольного законодательства на единство российского рынка и экономическое развитие…………………………………………….…37
5.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем……………………………………….…40
6. Государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………..…...43
Заключение………………………………………………………………………50
Список используемой литературы…..…………………………………………54
Приказом Госкомитета 
- указывать дату и номер 
- не допускать объявления 
- не допускать сравнения между 
рекламируемыми и другими 
- не обещать проведения работ, 
оказания услуг, 
- акционерным обществам в 
При наличии перечисленных 
Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.
При рассмотрении дел ГКАП России 
и его территориальные 
Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.
Основанием для рассмотрения дела является выявление фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:
- указывать реальные размеры дивидендов, выплаченных по простым именным акциям в течение последнего финансового года;
- указывать реальные проценты, 
выплаченные по различным 
2.3. Основные положения антимонопольного законодательства
Сердцевина российского 
антимонопольного законодательства – Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении 
монополистической деятельности на товарных 
рынках» от 22 марта 1991 года (далее – Закон). 
Монополистической деятельностью, согласно 
ст. 4 Закона, являются противоречащие 
антимонопольному законодательству действия 
(бездействие) хозяйствующих субъектов 
или федеральных органов исполнительной 
власти, органов исполнительной власти 
субъектов Российской Федерации и органов 
местного самоуправления, направленные 
на недопущение, ограничение или устранение 
конкуренции. 
Формам монополистической деятельности 
посвящен раздел II Закона. Он состоит из 
пяти статей, предусматривающих регулирование 
злоупотребления доминирующим положением 
на рынке, вертикальных и горизонтальных 
(картельных) монополистических соглашений, 
деятельности органов исполнительной 
власти и местного самоуправления, ограничивающих 
конкуренцию, а также недопустимость участия 
в предпринимательской деятельности должностных 
лиц органов государственной власти и 
государственного управления.
В п.1 ст. 5 Закона закреплен общий запрет злоупотребления хозяйствующим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (т.е. не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров) составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением, указанные в ст. 5 Закона о конкуренции, следующие:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого 
является создание или поддержание дефицита 
на рынке либо повышение цен; 
- навязывание контрагенту условий договора, 
не выгодных для него или не относящихся 
к предмету договора (необоснованные требования 
передачи финансовых средств, иного имущества, 
имущественных прав, рабочей силы контрагента 
и др.);
- включение в договор 
дискриминирующих условий, 
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в 
него положений, касающихся товаров, в 
которых контрагент (потребитель) не заинтересован; 
- создание препятствий доступу на рынок 
(выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушения установленного 
нормативными актами порядка ценообразования; 
- установление монопольно высоких (низких) 
цен; 
- сокращение или прекращение производства 
товаров, на которые имеются спрос или 
заказы потребителей при наличии безубыточной 
возможности их производства; 
- необоснованный отказ от заключения 
договора с отдельными покупателями (заказчиками) 
при возможности производства или поставки 
соответствующего товара.
Согласно ст. 6 Закона 
антиконкурентные соглашения (согласованные 
действия) являются наиболее опасной 
и часто встречающейся формой монополистической деятельности в 
условиях рыночной экономики. 
Пункт 1 этой статьи касается так называемых 
горизонтальных (картельных) соглашений, 
т.е. соглашений между хозяйствующими 
субъектами одного и того же уровня. Так, 
запрещаются и в установленном порядке 
признаются недействительными полностью 
или частично достигнутые в любой форме 
соглашения (согласованные действия) конкурирующих 
хозяйствующих субъектов (потенциальных 
конкурентов), имеющих в совокупности 
долю на рынке определенного товара более 
35%, если такие соглашения могут иметь 
своим результатом ограничение конкуренции.
Пункт 2 ст. 6 Закона посвящен 
вертикальным антиконкурентным сговорам. 
Так, запрещаются достигнутые в 
любой форме соглашения (согласованные 
действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает 
доминирующее положение, а другой является, 
его поставщиком или покупателем (заказчиком), 
если такие соглашения (согласованные 
действия) имеют либо могут иметь своим 
результатом ограничение конкуренции. 
Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической 
деятельности в сфере управления экономикой 
на период перехода от командно-административной 
системы к рыночным отношениям. Следует 
отметить, что указанные положения не 
присущи законодательству промышленно 
развитых стран; они больше свойственны 
странам с переходной экономикой. 
Согласно п. 1 ст. 7 Закона федеральным органам 
исполнительной власти, органам исполнительной 
власти субъектов РФ и органам местного 
самоуправления запрещается принимать 
акты и (или) совершать действия, которые 
ограничивают самостоятельность хозяйствующих 
субъектов, создают дискриминирующие 
или, напротив, благоприятствующие условия 
деятельности отдельных хозяйствующих 
субъектов, если такие акты или действия 
имеют либо могут иметь своим результатом 
ограничение конкуренции и (или) ущемление 
интересов хозяйствующий субъектов или 
граждан. 
При слиянии, создании, присоединении 
коммерческих организаций возможны различные 
проявления антиконкурентных последствий. 
Статьи 17 и 18 Закона регламентируют контроль 
следующих видов экономической концентрации: 
1) создания, слияния и присоединения объединений 
коммерческих организаций, а также самих 
коммерческих организаций; 2) приобретения 
определенных пакетов акций (вкладов, 
долей) в уставном (складочном) капитале 
хозяйствующих субъектов; 3) ликвидации 
и разделения (выделения) государственных 
и муниципальных унитарных предприятий 
(если это приводит к появлению хозяйствующего 
субъекта, доля которого на соответствующем 
товарном рынке превышает 35%); 4) получения 
в собственности или использования одним 
хозяйствующим субъектом основных производственных 
средств и нематериальных активов другого 
хозяйствующего субъекта; 5) приобретение 
любым лицом прав, позволяющих определять 
условия ведения хозяйствующим субъектом 
его предпринимательской деятельности; 
6) переплетения директоратов.
Необходимое условие 
для обращения в 
3. Деятельность 
Федеральной Антимонопольной 
Законом устанавливаются формы недобросовестной конкуренции:
-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
-продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
-получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).
Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).
Федеральный антимонопольный 
орган входит в структуру федеральных 
органов исполнительной власти, формируемую 
в порядке, установленном 
Конституцией Российской Федерации и 
Федеральным конституционным законом 
«О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо ограничения 
в отношении количества, структуры и местоположения 
территориальных органов федерального 
антимонопольного органа, однако традиционной 
стала практика их формирования в соответствии 
с административно-
Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган создает свои территориальные органы. Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций (ст. 12 Закона о конкуренции).
В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:
1) о предоставлении 
льготных кредитов, а также об 
уменьшении налогов или 
2) об изменении сфер 
применения свободных, 
3) о создании и развитии 
параллельных структур в 
4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
5) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.
На федеральный 
1) созданием, слиянием 
и присоединением коммерческих 
организаций (союзов или 
2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
3) ликвидацией и разделением 
(выделением) государственных и 
Кроме вышесказанного, функции государственного контроля возложены на федеральные антимонопольные органы – это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
1) приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
2) получение в собственность 
или пользование одним