Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 21:19, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассмотрю основные причины возникновения монополий; понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства, особенности современной монополизации экономики; государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой, ведь опыт этих стран является полезным для Беларуси. Также проведу анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ	    3
1  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  
    5
       1.1 Понятие, основные принципы антимонопольной политики и антимонопольного законодательства	 
    5
      1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ	
  13
2  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ	 17
3 АНАЛИЗ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ	 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	 40
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ	 43
1.2 Об упорядочивании регулирования цен (тарифов) и соблюдении антимонопольного законодательства в РБ
В целях 
сокращения сферы государственного 
регулирования цен (тарифов) принят 
Указ  Президента Республики Беларусь 
от 25 февраля 2011 года №72 «О некоторых вопросах 
регулирования цен (тарифов) в Республике 
Беларусь».  
Указом предусматривается сохранение 
государственного регулирования цен (тарифов) 
на отдельные товары (работы, услуги), имеющие 
наиболее важное значение для обеспечения 
экономической безопасности страны, на 
продукцию организаций-монополистов, 
а также на социально значимые товары (услуги).  
В связи с этим Указом определен конкретный 
перечень товаров (работ, услуг), в отношении 
которых осуществляется государственное 
регулирование цен (тарифов), а также органы 
государственного управления, на которые 
возлагаются функции по их регулированию.  
Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), 
не вошедшие в перечень регулируемых, 
будут формироваться субъектами предпринимательской 
деятельности самостоятельно с учетом 
конъюнктуры рынка.  
С принятием Указа отменяются предельные 
индексы изменения отпускных цен (тарифов) 
на товары (работы, услуги), производимые 
на территории республики, которые ранее 
устанавливались Правительством. Соответственно 
отменяется регистрация этих цен (тарифов) 
в органах ценообразования.  
Исключена необходимость представления 
экономических расчетов юридическими 
лицами и индивидуальными предпринимателями 
при определении уровня применяемых ими 
цен (тарифов), за исключением регулируемых.  
Отмена этих норм обусловила  и необходимость 
изменения состава административных правонарушений 
в сфере ценообразования.  
Сокращение государственного регулирования 
направлено на  раскрепощение предпринимательской 
инициативы и обеспечение дальнейшего 
развития добросовестной конкуренции 
субъектов хозяйствования независимо  
от формы собственности. 
Исходя из изменившихся экономических 
условий, острой необходимостью сегодняшнего 
дня стала либерализация экономики, сокращение 
административных процедур, ценовых методов 
регулирования и в полной мере переход 
к рыночным методам регулирования. 
Однако все это повлекло проявление недобросовестной 
конкуренции со стороны отдельных предприятий-производителей, 
торговых, посреднических и других организаций, 
органов управления, в связи с чем приоритетным 
направлением государственной политики 
стало антимонопольное регулирование. 
Особое место в системе антимонопольного 
регулирования занимает регулирование 
цен, так как именно манипулированием 
цен злоупотребляют на товарных рынке 
недобросовестные субъекты хозяйствования 
– установление монопольно высоких цен, 
вступление в ценовые сговоры, заключение  антиконкурентных 
Антимонопольные органы столкнулись с 
проявлениями монополистической деятельностью 
хозяйствующих субъектов и органов государственного 
управления, регионального сепаратизма 
на местах, направленными на ограничение 
конкуренции, созданием искусственных 
барьеров для перемещения и реализации 
продукции отдельных производителей.   
В связи с чем, для усиления роли и функций 
антимонопольных органов, с целью усиления 
оперативности в принятии мер по противодействию 
недобросовестной конкуренции, был принят 
Указ Президента Республики Беларусь 
от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах 
по совершенствованию антимонопольного 
регулирования и развитию конкуренции».  
Данным Указом  на законодательном уровне 
закреплены полномочия антимонопольных 
органов, в том числе – обращения в установленном 
порядке в суды без уплаты государственной 
пошлины с исковыми заявлениями (жалобами), 
отмены решений органов управления, принятыми 
с нарушениями законодательства, пресечение 
монопольных действий органов управления 
и юридических лиц, приводящих к ограничению 
или устранению конкуренции, привлечения 
к ответственности должностных лиц, допустивших 
нарушения антимонопольного законодательства. 
На протяжении последних двух лет на постоянном 
контроле Правительства и лично Президента 
Республики Беларусь находится вопрос  
межобластных поставок продукции 
Все случаи необоснованного роста цен, 
попытки ограничить конкуренцию, создать 
барьеры для поставки продукции, а так 
же любые  неправомерные действия со стороны 
должностных лиц или субъектов хозяйствования  
должны немедленно пресекаться.
Для выявления и скорейшего устранения 
таких негативных явлений, просим граждан, 
предпринимателей, а также субъектов хозяйствования 
по данным фактам обращаться в управление 
антимонопольной и ценовой политики облисполкома.
2 Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой
В странах 
с развитыми рыночными 
Во всех 
промышленно развитых странах в 
настоящее время осуществляется 
правовое регулирование (как правило, 
в рамках торгового права) процесса 
концентрации капитала и конкуренции 
в целях смягчения 
Разработка 
и принятие антимонопольного законодательства 
— одно из самых важных средств 
такого государственного регулирования 
экономики. В современный период 
главная особенность этого 
В развитых 
странах антимонопольное 
Исторически 
сложилось две системы 
Впервые 
антимонопольные законы были приняты 
в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня 
американское антимонопольное 
Наиболее 
разработанным принято считать 
антимонопольное 
Антимонопольный закон Шермана 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется "всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности..." В этом законе также указывается, что "каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую-либо отрасль торговой операции... будет считаться правонарушителем". В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как "тяжкое преступление", карающееся не только денежными штрафами, но и тюремным заключением. В особых случаях суд может вынести решение о децентрализации и дроблении фирмы на ряд небольших предприятий.
С точки 
зрения американского 
Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.
Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.
Вертикальные 
слияния — это слияния фирм, 
специализирующихся на разных стадиях 
производительного процесса в одной 
отрасли. Такие слияния также 
не допускаются, если каждая фирма обладает 
10 или более процентами соответствующего 
рынка. Считается, что вертикальные 
слияния сокращают возможности 
конкуренции между компаниями-
В США предусматриваются достаточно жесткие санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.
Однако в действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям - монополистам применяются не так часто. К примеру, за всю историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ. Судебные дела в отношении компаний-монополистов длятся годами, так как такие процессы — дело сложное, требуют огромных затрат и привлечение массы средств. Так, дело Юнайтед стейтс машинери корпорейшен продолжалось 7 лет, а ИБМ — 13 лет.
В европейских 
странах антимонопольное 
В отличие от американского антимонопольного законодательства, ставящего своей целью, как правило, следование букве закона, для европейских стран решающим в антимонопольной политике государства является принцип "здравого смысла". Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции — осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулирование конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.
Великобритания, 
в которой сложились две 
Во Франции 
антимонопольное 
В вопросе 
контроля процессов слияния более 
жесткую позицию 
Принятие окончательных решений по ограничению монополистической деятельности французское законодательство осуществляет путем административных процедур, а не через суд. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.
Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя; потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В ФРГ 
государственным регулированием рыночных 
отношений, которое ведет к смягчению 
отрицательных последствий