Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:38, реферат
Проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны.
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Содержание
Введение 3
1 5
2
Заключение
Введение
Проблема антимонопольного 
регулирования и разработка методов 
государственной поддержки 
Еще в прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.
Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство, прибегая к различным способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.
Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенствами рынка.
Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:
В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства. Интересно для изучения истории развития антимонопольного законодательства в западных странах и в России, а также особенности поддержки конкуренции в этих государствах.
В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются на вопросе антитрестовской политики в США – и действительно, данная тема разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной.
Два подхода к изучению антимонопольного законодательства (в США и в России) образуют возможность для сравнения данной проблемы.
Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Эта проблема всесторонне исследовалась в зарубежной литературе. Из специальных исследований необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Д. Нордхауса, С. Фишера, П.Р.Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
Сущностью антимонопольной политики является система законов, ограничивающих действия компаний, ведущих к снижению конкуренции и установлению монополии.
Эффективность такой политики зависит от трех важнейших элементов:
Все три элемента со временем меняются и, соответственно, меняется и существо антимонопольной политики.
В деятельность монополий 
государственные структуры 
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения или защиты монопольной власти. Идеальной, с точки зрения экономиста, была бы антитрестовская политика, нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и усиления конкуренции, но попытка сделать все рынки совершенно конкурентными - нереалистична. Существующие антитрестовские законы готовятся политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
1. Антитрестовские законы и обеспечение их исполнения в США.
Первый антитрестовский 
закон в США, закон Шермана, был 
принят в 
1890 году не потому, что экономистам удалось доказать Конгрессу, что 
монополии вызывают издержки для общества 
в целом, а в качестве ответной меры на 
изменения, которые произошли в экономике 
США. После гражданской войны 1861-1865 г. железные 
дороги связали между собой все районы 
страны, способствуя созданию национальных 
рынков. В ответ на такое расширение рынков 
и в целях ограничения выпуска создавались 
корпорации, по размерам превосходившие 
существовавшие, причем многие из них 
образовывались путем слияния конкурирующих 
фирм. Фермеры и мелкие бизнесмены чувствовали 
угрозу, исходящую от этих новых гигантов. 
Например, « Стэндард ойл траст» контролировал 
около 90% нефтеперерабатывающих мощностей 
страны. И закон 
Шермана был принят под влиянием этих 
антимонопольных настроений. 1-й раздел 
закона Шермана объявляет незаконным 
всякий контракт, объединение или тайный 
сговор, направленный на ограничение торговли 
или коммерции. 
Раздел 2-й относит к незаконным действиям 
монополизацию или попытку монополизации, 
а также объединение и тайный сговор с 
целью монополизации.
Два других антитрестовских 
закона были приняты в 1914 г. Закон 
Клейтона запрещал определенные виды 
антиконкурентных действий, а на основании 
закона о Федеральной торговой комиссии 
была создана Федеральная торговая комиссия 
в качестве экспертного органа, помогающего Министерству 
юстиции претворять в жизнь антитрестовские 
законы.
Закон Клейтона содержал 
три основных раздела. Один из разделов 
определяет ценовую дискриминацию 
следующим образом: « … будет 
считаться незаконной … дискриминация 
различных категорий покупателей путем 
продаж по разной цене аналогичных по 
сорту и качеству товаров … в тех случаях 
…когда это может повлечь за собой существенное 
ослабление конкуренции, или создание 
монополии в любой области торговли».* 
Другой раздел объявляет противозаконными 
акты продажи (или сдачу в аренду), обусловленные 
запретом обращаться к услугам конкурента 
данного продавца в тех случаях, когда 
это может повлечь за собой существенное 
ослабление конкуренции или создание 
предпосылок для возникновения монополии. 
Следующий раздел закона Клейтона запрещает 
слияние или покупку фирм в любой области 
коммерции в тех случаях, когда это может 
повлечь существенное ослабление конкуренции 
или создание предпосылок для возникновения 
монополий. Как и в случае с законом Шермана, 
нормы оценки противозаконности поведения 
на основе закона Клейтона изменялись 
с течением времени.
Американские экономисты 
приводят следующие доводы против предпринимательской 
монополии: 
1. Неэффективность распределения ресурсов.
Монополисты и представители олигополий считают возможным 
и выгодным ограничивать выпуск продукции 
назначать более высокие цены по сравнению 
с теми, которые существовали в данной 
отрасли, будь она организована на конкурентных 
началах. Максимизируя прибыли, предприниматель 
– монополист уравнивает с предельными 
издержками не цену, а предельный доход. 
В результате экономическое благосостояние 
общества меньше, чем оно было бы при чистой 
конкуренции. 
2. Непрогрессивность.
Критики считают, что 
предпринимательская монополия 
не только не является необходимым фактором 
экономики, обусловленной масштабами 
производства, но и не способствует научно 
– техническому прогрессу. 
Например, вполне корректно утверждение, 
что производственная необходимость требует 
крупномасштабного комплексного производства 
автомобилей в рамках предприятия. Но 
совершенно справедливо и то, что нет технологического 
оправдания для существования « Дженерал 
моторз», который является, по существу, 
гигантской корпорацией, состоящей из 
ряда географически обособленных предприятий. 
Многие существующие монополии достигли 
намного большего размера и имеют более 
разветвленную структуру, чем необходимо 
для достижения эффекта масштаба. 
3. Неравенство доходов.
Монополии также критикуются 
как фактор, способствующий неравенству 
доходов. Благодаря существованию барьеров 
для вступления в отрасль, экономист может 
назначать цену, превышающие средние издержки, 
и получать соответствующие экономические 
прибыли. Эти прибыли могут присваиваться 
акционерами и руководящими работниками 
корпораций, принадлежащие, как правило, 
к группам лиц с наиболее высоким уровнем 
доходов. 
4. Политические опасности.
Считается, что гигантские корпорации оказывают неправомочное влияние на правительственную политику, которое благоприятствует не общественным интересам, а скорее сохранению и росту этих промышленных гигантов. Крупные компании использовали политическую власть для того, чтобы стать основными получателями экономической выгоды от контрактов на производство и поставку военной продукции, налоговых лазеек, протекционистских тарифов и других привилегий.
Возникает вопрос: как происходит обеспечение исполнения антитрестовских законов?
Действенность любого закона 
зависит от решительности, с которой 
правительство проводит его в 
жизнь и от того, как закон интерпретируется судами. Важным также является определение 
рынка: судебные решения, затрагивающие 
существующую рыночную власть, часто вращаются 
вокруг вопроса о размере доли господствующей 
на рынке фирмы. Если рынок определяется 
широко, тогда рыночная доля фирмы окажется 
маленькой. 
Наоборот, если рынок трактуется в узком 
смысле, рыночная доля будет большой. Это 
трудная задача для суда – определить, 
что является соответствующим рынком 
для определенного продукта.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены наказания. Это штрафы (до 1 млн. долларов для корпораций); максимальный срок тюремного заключения составляет – 3 года. На практике же только соглашения о поддержании фиксированных цен трактуются как преступления и наказываются штрафами и тюремными заключениями.
Но, многие судебные дела 
завершаются постановлениями 
Например, отказ от слияния или, наоборот, 
от разделения фирмы с целью усиления конкуренции.
Фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.
Надзор за соблюдением 
антитрестовских законов 
Министерством юстиции США.
Изменения в политическом климате влияют как на энергичность, с которой проводятся в жизнь антитрестовские законы, так и на типы правонарушений, на которых концентрируют свое внимание судебные и контролирующие органы. К действиям государственных органов по обеспечению исполнения антитрестовского законодательства добавляются частные иски с требованием судебного разбирательства или возмещения ущерба. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен решениями об усилении судебного преследования за соглашения о поддержании фиксированных цен. Недавние частные судебные процессы включали как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.
Какова судебная практика в реализации антимонопольного законодательства?
Антитрестовские законы в США не претерпели значительных изменений после 1950 г., однако, подзаконные нормативные акты, реально применявшиеся на практике, изменились весьма существенно. Хотя усилия частных фирм, направленные на соблюдение законов и имеют определенное значение, частные фирмы довольно редко возбуждают крупные дела, требующие больших расходов. Это обусловлено тем, что именно суды, в конечном счете, решают, какие практические действия являются нарушениями и в каких случаях предпринимательское поведение расценивать как ослабляющее конкуренцию. Суды в разные годы придерживались различных мнений о том, какое поведение считать нормой.
Являются ли антитрестовские 
законы действенными? Это вопрос можно 
разобрать, если выяснить, как антитрестовские законы применялись 
по отношению к: 
. существующим рыночным структурам; 
. слияниям; 
. фиксации цен.