Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 20:35, курсовая работа
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные цели и инструменты  борьбы с инфляцией. 
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 
1.Раскрыть  сущность инфляции,  ее причины  и последствия.
2.Раскрыть  понятие антиинфляционной политики, её цели, виды и формы .
3.Рассмотреть  антиинфляционную политику в  ПМР.
Введение………………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.Инфляция как социально-экономическое явление.
1.1.Сущность  и причины инфляции………………………………………………………………………5
1.2.Виды,типы и формы инфляции……………………………………………………………………..12
1.3.Способы  измерения инфляции……………………………………………………………………..17
1.4.Социально-экономические  последствия инфляции…………………………………….21
Глава 2.Антиинфляционная политика государства и её эффективность.
2.1.Понятие,цели и задачи антиинфляционной политики……………………………….24
2.2.Основные  виды, формы и методы антиинфляционной  политики…………….27
2.3.Инструменты  борьбы с инфляцией……………………………………………………………...35
Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.
3.1.Анализ  инфляционных процессов в ПМР…………………………………………………….42
3.2.Реализация  антиинфляционной политики в  ПМР и оценка её эффективности…………………………………………………………………………………………………….52
3.3.Возможные  пути повышения эффективности  антиинфляционной политики в  ПМР……………………………………………………………………………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………………………………………………61
Список используемой литературы…………………………………………………………………….63
В общем повышении стоимости стандартной корзины потребительских товаров и услуг наиболее весомая роль принадлежит инфляции в сегменте продаж продуктов питания. Рост цен на продовольствие ускорился до 16,4% (+1,4 п.п.), сформировав порядка 44% совокупной инфляции.
Чувствительным для покупателей было удорожание мясной продукции (на 12,7%), хлеба (на 23,7%) и алкоголя (на 10,2%), определившее в совокупности более 17% СИПЦ. Несмотря на обильный урожай, рост цен на плодоовощную продукцию достиг 22%. На фоне падения цен на картофель (-30,0%) стоимость других овощей по итогам года увеличилась в 1,4 раза. Темпами, превышающими средний уровень инфляции, возросли цены на крупы и яйца (в 1,3 раза).
В непродовольственной сфере создано чуть менее трети совокупной инфляции. При этом если год назад средние темпы роста цен на промышленные товары были далеко позади масштабов удорожания продуктов питания и услуг (отставание порядка 6-7 п.п.), то в 2011 году, удвоившись (+18,3 против +9,2%), они оказались наиболее значительными.
Скорость повышения тарифов на услуги в отчётном (2011) году была в пределах 13,1%, отразив их корректировку на уровне темпов прошлогодней инфляции. Естественные монополии при этом сформировали около четверти совокупного инфляционного давления на потребительский бюджет.
Темпы прироста цен на продукцию и услуги, входящие в расчёт базовой инфляции, составили 16,2%. Административные и сезонные факторы спровоцировали небазовую инфляцию на отметке 15,5%. В целом влияние рыночных и нерыночных условий распределилось в пропорции 3:2, тогда как в 2010 году оно было равным по силе.[14,c.11]
 Темпы 
роста отпускных цен в 
| 2010 год | 2011 год | |
| Чёрная металлургия | 115,1 | 132,0 | 
| Электроэнергетика | 111,7 | 110,0 | 
| Машиностроение и металлообработка | 104,1 | 107,0 | 
| Электротехническая промышленность | 122,9 | 108,6 | 
| Лесная и деревообрабатывающая промышленность | 102,4 | 110,0 | 
| Промышленность строительных материалов | 120,0 | 106,6 | 
| Лёгкая промышленность | 129,3 | 123,8 | 
| Пищевая промышленность | 105,3 | 111,0 | 
| Полиграфия | 102,4 | 117,7 | 
| Всего по промышленности | 114,0 | 118,4 | 
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В 2012 ГОДУ
После нескольких лет раскручивания инфляционной спирали отчётный год стал периодом относительно умеренной динамики цен. Согласно официальным статданным, товары и услуги на потребительском рынке подорожали в среднем на 10,4% (против 16,0% в 2011 году). Таким образом, показатель инфляции сложился на 1,6 п.п. ниже оптимистичного варианта официального прогноза, предусматривавшего рост цен на уровне 12%. В достигнутой стабилизации сыграли роль как рыночные предпосылки, так и административное регулирование.
В индустриальном секторе факторы увеличения себестоимости на фоне давления пониженного спроса определили рост цен на промышленную продукцию в пределах 5,4% (18,4% год назад).
Согласно данным Государственной службы статистики ПМР, по итогам 2012 года сводный индекс потребительских цен зафиксирован на уровне 110,4% (табл. 6 ), таким образом, была прервана тенденция последовательного увеличения данного показателя, фиксировавшаяся в период с 2009 по 2011 год, когда темпы роста цен ускорились в 2,8 раза (со 105,7% до 116,0%). Следует отметить, что фактически сложившийся уровень инфляции оказался ниже официального прогнозного значения 12-13%.
  Темпы 
роста потребительских цен, %                                                       
| 2010год | 2011год | 2012год | |
| Темпы роста цен на продовольственные товары | 115,0 | 116,4 | 114,1 | 
| Темпы роста цен на непродовольственные товары | 109,2 | 118,3 | 106,0 | 
| Темпы роста тарифов на услуги | 116,0 | 113,1 | 110,0 | 
| Сводный индекс потребительских цен | 113,2 | 116,0 | 110,4 | 
| Базовая инфляция | 110,1 | 116,2 | 109,5 | 
| Небазовая инфляция | 119,1 | 115,5 | 111,9 | 
Сводный индекс потребительских цен в отчётном году был на 41,0% сформирован под действием нерыночных механизмов ценообразования, которые в 2012 году носили менее выраженный инфляционный характер. Темп прироста цен на товары и услуги данной категории находился в пределах 12% (-3,6 п.п.). Значение «базовой инфляции», определяющее долгосрочные ценовые тенденции, составило 9,5%, более существенно уступив прошлогоднему показателю (-6,7 п.п.).
В оценке процессов в годовом выражении заметно влияние повышенного инфляционного давления в 2011 году, на фоне которого в I квартале 2012 года индекс закрепился вблизи 15%-ной отметки. В дальнейшем последствия данного фактора постепенно нивелировались, и в течение второй половины года показатель держался ниже значений прошлых лет.
За 2012 год максимальный вклад в СИПЦ (1,6 п.п.) внесло подорожание алкогольной продукции.
Основной причиной, негативно повлиявшей на ценовую политику производителей, были названы неблагоприятные погодные условия.
В сопоставлении средних цен 2011 и 2012 годов по основным наименованиям овощной продукции в пик сезонных продаж – в сентябре – на приднестровских рынках вдвое дороже стала стоить капуста (6,3 руб.), в 1,8 раза выросли в цене огурцы (до 11,6 руб.), в 1,5 раза – морковь (до 6,7 руб.); свекла, помидоры и кабачки подорожали на 15-30%.
Группа «мясо и мясопродукты», обладая социальной значимостью (доля мяса и изделий из него в расходах населения составляет 9,1%) и существенным инфляционным потенциалом, неизменно оказывает значительное воздействие на совокупный уровень потребительской инфляции в Приднестровье. Чувствительным для покупателей было удорожание рыбы (на 9,4%), хлеба (на 5,9%) и молочной продукции (на 5,5%). Также скоростью, превышающей средние темпы, характеризовалась инфляция на фрукты и цитрусовые (+14,2%), безалкогольные напитки (+13,4%).
Подорожание кондитерских изделий в I квартале отчётного года в среднем на 2,8% в месяц способствовало формированию итоговой инфляции по данной категории на уровне 10,7%, не соотносящемся с динамикой цен на большинство сырьевых компонент. Так, к примеру, сахар за анализируемый год подешевел ещё на 15,1% (-18,8% по итогам сентября-декабря 2011 года). Снижение цен в той или иной степени отмечено также на яйца (-6,2%), фруктовые соки и пюре (-9,0%), а стоимость муки выросла всего на 1,2%.
Следует подчеркнуть, что в условиях ускоренной инфляции на протяжении трёх последних лет ёмкость потребительского рынка стабильно росла (в среднем на 20% в год).
Среди наиболее значимых инфляционных факторов, генерируемых непродовольственным сектором, также выделяется динамика цен на фармацевтическую продукцию, которая за год подорожала на 7,9%.
Весомую роль в замедлении инфляционных процессов в республике сыграли более умеренные темпы роста цен в соседних странах. В то же время отличительной особенностью отечественного рынка выступает более ярко выраженный эффект храповика: продавцы реагируют на предпосылки повышения цен мгновенно (подчас и с опережением) и с запасом, а на снижение– значительно медленнее и не реализуя их в полной мере. Данный факт находит отражение в более высокой скорости инфляционных процессов по отношению к наблюдаемой на внутренних рынках Молдовы, Украины и России.
Сравнительная динамика цен в разрезе стран в 2012 году, % Таблица7
| 
 | ПМР | Молдова | Россия | Украина | Беларусь | 
| 
 Темпы роста цен на продовольственные товары из них: | 
 114,1 | 
 105,4 | 
 107,5 | 
 | 
 125,1 | 
| Мясо | 113,8 | 108,4 | 108,3 | 101,3 | 117,4 | 
| овощи | 177,2 | 122,7 | 110,9 | ||
| фрукты | 114,2 | 111,4 | 97,9 | 106,5 | |
| масло подсолнечное | 105,9 | 108,1 | 103,4 | 99,7 | 99,2 | 
| сахар | 84,9 | 102,8 | 106,0 | 83,2 | 114,8 | 
| Темпы роста цен на непродовольственные товары из них: | 106,0 | 103,6 | 105,2 | 
 | 110,3 | 
| медикаменты | 107,9 | 101,4 | 106,3 | 101,7 | 127,8 | 
| бензин | 113,9 | 105,1 | 106,8 | 106,9 | 123,3 | 
| Темпы роста тарифов на услуги | 110,0 | 103,0 | 107,3 | 136,1 | |
| Сводные темпы роста потребительских цен | 110,4 | 104,1 | 106,6 | 99,8 | 121,8 | 
Темпы роста 
отпускных цен в отраслях промышленности, 
%                             
| 
 | 
 2010год | 
 2011год | 
 2012год | 
| Чёрная металлургия | 115,1 | 132,0 | 98,6 | 
| Электроэнергетика | 111,7 | 110,0 | 109,1 | 
| Машиностроение и металлообработка | 104,1 | 107,0 | 109,5 | 
| Электротехническая промышленность | 122,9 | 108,6 | 103,7 | 
| Деревообрабатывающая промышленность | 102,4 | 110,0 | 100,0 | 
| Промышленность строительных материалов | 120,0 | 106,6 | 115,2 | 
| Лёгкая промышленность | 129,3 | 123,8 | 102,9 | 
| Пищевая промышленность | 105,3 | 111,0 | 109,6 | 
| Полиграфическая промышленность | 102,4 | 117,7 | 106,4 | 
| Всего по промышленности | 114,0 | 118,4 | 105,4 | 
Если рассмотреть помесячную динамику, необходимо подчеркнуть, что основной импульс был создан в январе 2012 года, когда уровень инфляции составил 5,3%. Столь высокое значение во многом стало следствием повышения контрактных цен на поставку электроэнергии (на 9,1% на фоне увеличения тарифа на газ на 20%4).
В условиях быстрого повышения стоимости продуктов питания усложняются процессы ценового регулирования в пищевой промышленности. Компенсируя рост себестоимости, профильные предприятия повысили цены в среднем на 9,6%, со значительным отрывом лидируют приднестровские алкогольные напитки. Предпосылкой сдержанных темпов удорожания хлеба в отчётном году и на перспективу выступила активизация участия государства в сегментах хранения зерновых культур и хлебопечения.