Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:57, курсовая работа
Сущность и происхождение  инфляции по-разному трактуются представителями  различных экономических школ. Поверхностное  представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РБ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью  были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы  инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности  борьбы с инфляцией в РБ.
Введение
1 Сущность, формы и  последствия инфляции
2 Теоретические аспекты  антиинфляционного регулирования
2.1 Сущность антиинфляционной  политики
2.2 Формы инфляции и  антиинфляционной политики
2.3 Антиинфляционная политика  в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг.
3 Особенности инфляционных  процессов в Республике Беларусь
4 Антиинфляционная политика  белорусского государства на  современном этапе развития
Заключение
Список использованных источников
 
3 Особенности инфляционных 
процессов в Республике 
Выделим наиболее важные особенности, характерные для национальной экономики Беларуси в данной сфере:
1) длительное сохранение в течение всего переходного периода (с 1992 года), высоких темпов инфляции;
2) устойчивое лидирование Беларуси по темпам инфляции среди стран СНГ;
3)  высокие темпы 
девальвации белорусского 
4) несоответствие высоких 
темпов инфляции и девальвации 
постоянно декларируемым 
Вывод: длительное сохранение в белорусской экономике высокого уровня инфляции и девальвации является результатом того, что процесс обесценения рубля протекает под воздействием комплекса факторов.
В качестве таковых следует выделить:
1) длительное время проводимую Национальным банком страны проинфляционную денежно-кредитную политику, которая возведена в ранг государственной доктрины;
2)  хронический дефицит 
государственного бюджета, 
3) слабое развитие 
конкуренции и сохранение 
4) сохранение системного 
и структурного кризиса, 
На протекание инфляционных процессов в Беларуси скрытое воздействие оказывает имеющая место эволюция социальных отношений, прежде всего:
а) потеря доверия к национальной валюте и к денежным властям со стороны населения;
б) изменение демографического состава населения (повышение доли пожилых людей);
в) сохранение высокой доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
На протяжении всего переходного периода в условиях Беларуси имеет место сложное сочетание долгосрочных и кратко срочных, внутренних и внешних, денежных и неденежных факторов инфляции. Обнаруживается сочетание открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Поэтому инфляция далеко не всегда получает полное отражение в повышении уровня цен. Подтверждением тому выступает низкое качество продукции, возникновение дефицита тех или иных товаров из-за вмешательства государства в процессы ценообразования, образование разрыва в уровне цен в государственном и частном секторах розничной торговли [8,C.296].
Таблица 1 - Инфляция по отдельным секторам экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009,0 | |
| Инфляция потребительских цен | 8,0 | 6,6 | 12,1 | 13,3 | 8,3 | 
| Инфляция цен производителей промышленной продукции | 10,0 | 9,0 | 16,8 | 16,4 | 9,5 | 
| Инфляция цен производителей на реализованную продукцию | 11,0 | 9,0 | 32,0 | 21,8 | - | 
| Инфляция тарифов на грузовые перевозки | 6,4 | 12,3 | 8,8 | 30,9 | 20,2 | 
Стремление подавить инфляцию за счет административных мероприятий приводит к формированию в различных вариантах скрытого потенциала инфляции. Так, в результате политики валютного регулирования Национального банка Республики Беларусь длительное время сохранялся разрыв между официальным и многочисленными теневыми обменными курсами. Сохранение значительной прослойки убыточных и малорентабельных предприятий также всегда чревато дополнительной нагрузкой на бюджет и ускорением темпов инфляции.
Превышение индекса цен производителей промышленной продукции над индексом потребительских цен каждый раз неизбежно оборачивается новой и еще более высокой инфляционной волной.
Такое стабильное превышение 
инвестиционных цен над потребительскими  
объясняется разными причинами. 
Так, на рынке       средств 
производства традиционно выше степень 
монополизации и мягче 
Анализ инфляционных процессов, имеющих место в Беларуси, выявляет также сложное взаимодействие различных форм инфляции: инфляции спроса и предложения, управляемой и неуправляемой инфляции, импортируемой и чисто внутренней инфляции.
Например, особая разновидность управляемой инфляции обнаруживается тогда, когда ее стремятся удержать в «допустимом коридоре», но каналы для административного повышения цен избирательно открываются там, где необходимо обеспечить равновесие на том или ином продуктовом рынке, срочно уменьшить непомерные убытки отдельных предприятий и т. п.
Вывод: в современных условиях Беларуси инфляция выступает как вполне закономерное явление [8,C.297].
Рост инфляции в Беларуси, по мнению экс-председателя правления Национального банка Беларуси Станислава Богданкевича, провоцируют многие факторы: это и рост цен на мировом рынке, в том числе и на продовольствие, а в белорусских условиях это еще и отсутствие должной конкуренции. [2]
Таблица 2 - Инфляция (в процентах к предыдущему году)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
| Товары и услуги | 10,3 | 7,0 | 8,4 | 14,8 | 10,0 | 
| товары | 9,9 | 5,4 | 8,4 | 13,9 | 7,8 | 
| продовольственные | 11,9 | 6,1 | 9,8 | 17,7 | 5,9 | 
| непродовольственные | 4,5 | 3,4 | 5,5 | 6,9 | 9,6 | 
| услуги | 12,1 | 13,2 | 8,8 | 18,2 | 12,2 | 
При анализе табличных данных выясняются причины инфляционных процессов 2005 и 2006 годов: увеличение потребительских цен на основные продовольственные товары, особенно на мясо (свинина, говядина), картофель, овощи и фрукты; а также увеличение цен на услуги водоснабжения и технического обслуживания жилых помещений.
Таблица 3 - Инфляция основных непродовольственных товаров (в процентах к предыдущему году)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
| Одежда | 2,2 | 1,6 | 2,0 | 2,4 | 5,1 | 
| Обувь | 1,0 | 1,2 | 0,6 | 2,0 | 5,7 | 
| Ковры и ковровые изделия | 9,3 | 3,0 | 2,3 | 2,9 | 6,9 | 
| Мебель | 5,1 | 4,8 | 4,7 | 5,5 | 3,6 | 
| Бытовые электроприборы | 5,1 | 2,3 | 2,6 | 3,5 | 6,7 | 
| Медикаменты | -0,7 | -3,8 | 4,7 | 10,7 | 21,3 | 
| Табачные изделия | 4,4 | 2,2 | 8,1 | 7,8 | 13,0 | 
| Автомобили легковые | 7,4 | 3,8 | 5,7 | 10,2 | 
Также в «золотые годы» - 2005-2006 – Беларусь омывалась потоком нефтедолларов. В результате чего сюда шли большие деньги, а это, в свою очередь, также стимулировало рост цен на товары и услуги, - подчеркивает аналитик. – У нас не производится достаточное количество технологических товаров. Их приходится импортировать, что создает дополнительную нагрузку.
А это уже, по мнению Александра Потупы, вопрос о том, что вследствие государственной экономической политики не созданы нормальные условия для инвестиций: отечественные товары весьма дорогие по причине налоговой нагрузки, а импортные – по причине дорогой растаможки.
В Беларуси рост денежной массы превышал рост ВВП: если за 2006-2007 годы она увеличилась процентов на 40, то ВВП вырос на 20-22%, что порождало инфляцию спроса, - отмечает экономист Леонид Злотников. С ним согласен и руководитель Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
 Если слишком много 
печатается денег, если 
Таблица 4 - Инфляция основных продовольственных товаров (в процентах к предыдущему году)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
| Продукты питания | 13,0 | 6,7 | 10,1 | 19,7 | 5,3 | 
| говядина | 20,7 | 8,4 | 11,4 | 18,6 | 3,8 | 
| свинина | 24,8 | 6,2 | 8,6 | 21,3 | |
| мясо птицы | 10,6 | 5,5 | 12,0 | 15,0 | |
| молоко | 11,2 | 5,9 | 14,2 | 28,2 | 1,8 | 
| сметана | 9,0 | 6,6 | 16,5 | 29,7 | |
| творог жирный | 12,0 | 7,6 | 17,2 | 32,7 | |
| сыр твердый | 7,2 | 3,0 | 8,6 | 23,7 | |
| яйца | 13,2 | 3,1 | 9,1 | 13,1 | 8,8 | 
| масло животное | 5,3 | 7,1 | 8,0 | 30,2 | 4,2 | 
| масло растительное | 5,9 | 0,0 | 22,2 | 51,0 | -10,6 | 
| хлеб и хлебопродукты | 6,1 | 4,0 | 8,1 | 16,9 | 3,4 | 
| сахар-песок | 4,9 | 21,7 | 5,5 | 4,9 | 7,9 | 
| картофель | 36,6 | 49,5 | 97,8 | 12,4 | 27,1 | 
| овощи и фрукты | 14,8 | 10,0 | 15,5 | 24,5 | -16,5 | 
| алкогольные напитки | 7,5 | 3,9 | 9,1 | 11,2 | 11,1 | 
Кроме того, идет попытка 
повсеместного 
Вмешательство государства всегда ведет к росту цен, если не немедленному, то через какой-то промежуток времени. У нас сегодня растут цены, в первую очередь, на товары народного потребления и на продовольствие, а это непосредственно связано с нереформированностью сельского хозяйства, с неэффективными агрогородками и огромными непроизводительными вложениями. [2]
К тому же, наши предприятия работают с низкой рентабельностью. Из-за этого они рвутся к повышению цен: начиная с закупочных на сырьё и заканчивая розничными на прилавках магазинов. А это является примером инфляционного давления.
Одной из причин роста инфляции назвал и налоговую политику государства, которое отбирает более 50% в виде разного рода налогов, что, по мнению эксперта, является чрезвычайно большой нагрузкой, которая в конечном итоге «навешивается» на цены. [2]
Определенный «вклад» в рост инфляции в Беларуси, по мнению Александра Потупы, внесли и особые взаимоотношения с Россией.
Последствия этих отношений искусственно сдержали рост цен на энергоносители, - полагает эксперт. – С одной стороны, это вроде бы и положительно, но с другой стороны, отрицательно, поскольку это не стимулировало в должной степени инвестиционную активность, что сдерживало развитие экономики. [2]
Таблица 5 - Инфляция отдельных видов платных услуг (в процентах к предыдущему году)
| 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
| Оплата услуг жилищно-коммуналь | 10,3 | 14,1 | 9,4 | 31,4 | 18,6 | 
| электроснабжение | 8,6 | 13,8 | 22,3 | 20,7 | 19,3 | 
| газоснабжение | 8,2 | 13,8 | 22,3 | 90,9 | 2,8 | 
| водоснабжение | 17,5 | 17,2 | 9,9 | 20,7 | 22,1 | 
| отопление | -8,3 | 3,9 | -7,4 | 18,9 | - | 
| техническое обслуживание жилых помещений | 43,2 | 28,0 | 5,3 | 14,0 | 11,9 | 
| Услуги связи | 6,7 | 4,9 | -0,8 | 3,3 | 6,1 | 
| Услуги дошкольных учреждений | 7,7 | 12,0 | 16,6 | 18,7 | 10,0 | 
| Услуги пассажирского транспорта | 18,8 | 17,5 | 15,2 | 12,1 | 8,8 | 
| городского | 30,1 | 27,7 | 12,9 | 10,8 | 0,0 | 
| воздушного | 7,8 | 3,9 | 5,9 | 14,7 | 31,1 | 
| автомобильного пригородного сообщения | 23,3 | 19,6 | 13,3 | 4,6 | 0,0 | 
|   железнодорожного 
  внутриреспубликанского  | 9,5 | 11,3 | 13,3 | 0,0 | 0,8 | 
| железнодорожного пригородного сообщения | 20,0 | 20,4 | 17,9 | 0,0 | -5,5 | 
| Услуги культуры | 12,5 | 5,0 | 5,1 | 4,2 | 2,7 | 
| Туристско-экскурсионные | 10,6 | 13,2 | 12,5 | 17,2 | 16,9 | 
| Медицинские | 12,2 | 18,2 | 11,7 | 6,0 | 3,3 | 
Информация о работе Антиинфляционная политика белорусского государства на современном этапе развития