Анализ вида деятельности предприятия ОАО «Промтрактор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Цель работы- проанализировать вид деятельности предприятия ОАО «Промтрактор».
Задачи:
1. Изучить теоретические основы видов деятельности предприятия
2.Проанализировать вид деятельности предприятия ОАО «Промтрактор»
3. Рассмотреть структуру органов общества и совета директоров общества

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения видов деятельности предприятия…………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и классификация предпринимательства………………………5
1.2. Основные формы хозяйственной деятельности…………………………7
1.3. Малый бизнес……………………………………………………….……10
1.4. Венчурное предприятие………………………………………………….24
Глава 2. Анализ вида деятельности предприятия ОАО «Промтрактор»…28
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия……………...28
2.2. Структура органов общества и совет директоров общества…………..35
Заключение…………………………………………………………………….44
Список источников и использованной литературы………………………47

Файлы: 1 файл

виды деятельности предприятия.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Все мелкие и средние  предприятия можно условно разделить  на две группы. Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные  с крупным бизнесом. Оставаясь  юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят  предприятия малого бизнеса, непосредственно  конкурирующие с предприятиями  крупного бизнеса и друг с другом на рынке.  Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующий рынку довольно высокие цены.

Для того, чтобы определить истинное место малого предпринимательства в структуре рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний бизнес - это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической,  социальной и политической.

С экономической стороны  роль и значение малого бизнеса можно  определить с помощью следующих  показателей, как доля:

  1. валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  2. национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  3. мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
  4. трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
  5. малого бизнеса в экспорте продукции;
  6. налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
  7. основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  8. отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

  1. в снижении уровня безработицы;
  2. в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
  3. в улучшение качества обслуживания;
  4. в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
  5. в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
  6. в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
  7. в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды 4.

Мировая практика убедительно  свидетельствует, что даже в странах  с развитой рыночной экономикой малое предприятие оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. Развитие в стране малого предпринимательства является одним из направлений экономической реформы,  способствующих развитию  конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

Субъекты малого предпринимательства  как субъекты рыночной экономики  имеют как преимущества, так и  недостатки. Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на следующие его преимущества: более  быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.                  Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными, в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В то же время субъектам  малого предпринимательства свойственны  и определенные недостатки, среди  которых следует выделить самые  существенные: более высок уровень  риска, поэтому высокая степень  неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Анализ экономической  литературы и фактических статистических данных о деятельности субъектов  малого предпринимательства убедительно  свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре  и государственной поддержке малое предприятие является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения5.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и не ценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений, и все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

В качестве основной цели развития малого предпринимательства  следует ставить формирование так называемого среднего класса, причем в короткие сроки (доля «среднего класса», по словам президента Российской Федерации Д. А. Медведева, должна к 2020 г. достичь 60 - 70% населения6). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно.

Если есть намерение  достичь указанной цели, первым делом  следует выделить те задачи и проблемы, которые являются первоочередными  для самих предпринимателей, а  уже дальше найти пути их решения. На основе опроса, проведенного в мае-июле 2010г. среди руководителей ряда московских малых предприятий7, были выделены восемь основных проблем малого бизнеса. Полученные результаты в значительной мере подтверждаются результатами исследований Центра экономических и финансовых разработок8, Национального института системных исследований проблем предпринимательства9:

1. Конкуренция. Проблема  конкуренции и обеспечения конкурентоспособности  малого предприятия многогранна.  С одной стороны, именно конкуренция  создает атмосферу неустойчивости  для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственной бизнес. С другой, конкуренция - это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, делать свою работу более эффективно.

К сожалению, рассматривая проблему конкуренции в малом  бизнесе, говорят, главным образом, о преференциях, которые государство  может дать малым предприятиям. Например, в области государственных или  муниципальных закупок10. Но и здесь налицо серьезные проблемы: ведь возможно создание «псевдо» малых предприятий, формально или неформально интегрированных в более крупное предприятие для использования полученных льгот.

Отсутствие предпринимательского таланта приводит к «рыночной  слепоте», усугубляющей проблему конкуренции для малых предприятий. Ведь, в отличие от более крупных предприятий, у малого бизнеса отсутствуют кадровые ресурсы, позволяющие «разложить» конкурентную задачу по специалистам разных направлений (продажи, маркетинг, НИОКР, производство и т.д.). Кроме этого, предпринимательский талант можно заменить знаниями, и, что особенно важно, умениями (способностью применять полученные знания на практике). В некоторых случаях необходимо довести данную способность («умения») до автоматизма ("навык"). Это в первую очередь касается знаний и умений в области маркетинга и менеджмента (следует учесть, что проблема делегирования полномочий и ответственности в управлении обычно становится острой при численности сотрудников более 10 - 12 человек)11.

Для решения данной задачи, следует создать новые или использовать существующие образовательные и содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и т.п.). Именно туда привлекать по конкурсу специалистов для создания обучающих программ и проведения занятий, а также, что очень важно, последующего консультационного сопровождения предпринимателей.

2. Административные барьеры. На следующем месте после налогового бремени стоят чрезмерные  административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малый бизнес уходить в теневую экономику. Мировая практика указывает на то, что вывести малый бизнес из «тени» вряд ли удастся полностью. Во всяком случае, положение, которое существует сегодня в России, значительно отличается от того, которое существует в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой. Так в развитых странах теневой бизнес составляет порядка 12%, в развивающихся - 23%; в странах,  далеких от высоких стандартов, - до 40%, а в некоторых странах (Грузия, Таиланд) - до 73% ВВП падает на теневой сектор. Россия на сегодняшний день занимает среднее положение - порядка 40% приходится на теневую экономику.

В связи с применением  в теневой экономике незаконных конкурентных преимуществ (дешевый нелегальный труд, нарушение авторских прав, уклонение от налогов и др.), происходит снижение эффективности рыночных механизмов. Это ставит «теневиков» в более выгодное положение, по сравнению с высокопродуктивными предприятиями легального сектора. При этом легальные предприятия несут убытки и теряют рынки, снижаются общие объемы производства в стране, падает потребление при одновременном росте цен и снижении качества производимых товаров и услуг.

Массовое применение труда нелегальных работников, практикуемое в теневой экономике, приводит к вытеснению легальных квалифицированных работников, еще более ускоряет деградацию научно-производственной сферы и способствует массовому нарушению трудового законодательства.

3. Кадры. Еще одной насущной для предприятий различных размеров и форм собственности проблемой, являются кадры. И хотя в работе на малом предприятии есть ряд преимуществ, следует сосредоточиться на тех отрицательных сторонах, которые влияют на выбор лиц, ищущих работу, в пользу более крупных предприятий12. Обычно считается, что работа в малом бизнесе требует от персонала, в первую очередь, «универсальности». И это многих отпугивает. Но настоящей причиной выбора крупного предприятия автору представляется нежелание специалистов работать в малом бизнесе. Во-первых, несмотря на формально одинаковые условия, социальных гарантий в малом бизнесе существенно меньше. Численность сотрудников малого предприятия заставляет предпринимателя всячески сокращать реальное время их отпусков, избавляться от тех, кто часто использует «больничный», студентов, беременных женщин и молодых матерей. Кроме того, трудности найма неквалифицированного персонала вынуждают предпринимателей привлекать граждан других государств, не устанавливая с ними официальных трудовых отношений, поскольку предприниматели не могут выполнить требования, заложенные в Трудовом кодексе и правилах привлечения иностранной рабочей силы.

Во-вторых, в малом  бизнесе возможностей для карьерного роста и регулярного повышения  квалификации практически нет. Поэтому, несмотря на (обычно) широкий круг обязанностей и разносторонний характер работы, специалисту на малом предприятии закрыт путь профессионального совершенствования.

Основным источником трудовых ресурсов для малого бизнеса  остается семья и ближайшее окружение. Но из-за демографических особенностей центральной России семейные малые предприятия неконкурентоспособны в отношении возможности привлечения кадровых ресурсов.

Решением проблемы стал бы перенос тяжести социальной ответственности с малого бизнеса на государственные или самоорганизующиеся организации (профсоюзы или т.п.). В определенной мере этому бы способствовал «аутстаффинг» - система найма сотрудников для малого бизнеса, позволяющая повышать эффективность малых предприятий и увеличивать социальные гарантии для их сотрудников, не экономя на ЕСН.

Информация о работе Анализ вида деятельности предприятия ОАО «Промтрактор»