Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1) изучение теоретических основ анализа отраслевых рынков, а именно:
- методологии изучения отраслевых рынков;
- классификации рыночных структур;
- основных характеристик рыночных структур.
2) основанный на статистических данных практический анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….с.3
Глава I. Методологическая модель «структура-поведение-результативность»……………………………………………………………с. 5
Глава II. Классификация рыночных структур………………………..с. 8
Глава III. Основные характеристики структуры рынка
§1. Рыночная концентрация и монопольная власть………………….с. 16
§2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка………………………с. 19
Глава IV. Анализ рынка туристических услуг в Республике Башкортотостан………………………………………………………………..с.26
Заключение………………………………………………………………с.32
Список использованной литературы ………………………………..с. 34
Список использованных источников…………………………………с.34
Интернет-ресурсы………………………………………………………с.35

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

 

Специальность 030900.68 Экономика

Специализация – Экономика бизнеса  и коммерция

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Анализ отраслевого  рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»

на примере рынка туристических  услуг Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………….с.3

Глава I. Методологическая модель «структура-поведение-результативность»……………………………………………………………с. 5

Глава II. Классификация рыночных структур………………………..с. 8

Глава III. Основные характеристики структуры рынка

§1. Рыночная концентрация и монопольная власть………………….с. 16

§2. Барьеры входа на рынок и выхода с рынка………………………с. 19

Глава IV. Анализ рынка туристических услуг в Республике Башкортотостан………………………………………………………………..с.26

Заключение………………………………………………………………с.32

Список использованной литературы ………………………………..с. 34

Список использованных источников…………………………………с.34

Интернет-ресурсы………………………………………………………с.35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Туризм не выделяется по общероссийским классификаторам  в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства. Он является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики. Развитие туризма и производство туристических продуктов невозможно представить обособленным, изолированным, функционирующим и развивающимся вне национальной экономики. В реальной хозяйственной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, связывающей туризм и сопряжённые с ним отрасли экономики: транспорт, сельское хозяйство, строительство, которые, с одной стороны, поставляют туризму необходимые технические средства производства, а с другой, доводят произведённые туристкие продукты до потребителя. На основе взаимодействия различных отраслей и возникает туристкий комплекс, функциональная многоотраслевая система, выражающая взаимосвязь, взаимодействие собственного турпродукта и сопряжённых с ним отраслей экономики по производству туристких товаров и услуг по их реализации. Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют (или могут участвовать) в функционировании туристкого комплекса, вычленить туристкую составляющую и провести чёткую её границу  инструментами современной статистики чрезвычайно сложно.

В нашей республике, как  в целом по России, доля туризма, который в современном мире является одной из динамично развивающихся сфер хозяйства, обладающей высоким инвестиционным мультипликатором, мала по сравнению с мировыми показателями. Несмотря на то, что, принимая во внимание стратегическую важность развития туристкой индустрии, правительство, как на федеральном, так и на региональном уровнях, разработало ряд программ по развитию туризма, разрыв между странами-лидерами туристического рынка и Россией увеличивается. По предварительным данным Росстата количество выехавших за 2012 год туристов превысило количество въехавших в 6 раз, что свидетельствует о множестве существующих проблем на рынке туристических услуг нашей страны.

На мой взгляд, сегодня  как никогда необходим анализ развития рынка туристических услуг Республики Башкортостан с целью определения его структурных особенностей.

В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются следующие:

1) изучение теоретических  основ анализа отраслевых рынков, а именно:

- методологии изучения отраслевых рынков;

- классификации рыночных  структур;

- основных характеристик  рыночных структур.

2) основанный на статистических данных практический анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан.

Объектом исследования является рынок туристических услуг Республики Башкортостан. Предметом исследования является комплексный анализ структуры рынка туристических услуг Республики Башкортостан.

Методологической  основой исследования является парадигма «Структура-поведение-результативность», предложенная представителями гарвардской школы исследования отраслевых рынков Э.С. Мэйсоном и Дж. Бэйном.

 

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ «СТРУКТУРА-ПОВЕДЕНИЕ-РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ»

 

Современные исследования в экономике отраслевых рынков можно  условно разделить на два основных направления, отличающихся используемой методологией:

1) гарвардская школа,  основанная на системном анализе  отраслевых рынков на эмпирической  основе;

2) чикагская школа,  основанная на строгом анализе  зависимостей на основе построения  теоретических моделей.

Методологическая модель «Структура-поведение-результативность» (см. рис. 1.1) возникла в рамках гарвардской школы, исторически сформировавшуюся  в 1950-е годы, когда Э.С. Мэйсон и Дж. Бэйн предложили методологическую основу для исследования отраслевых рынков.


 

 

 

 

Основная идея парадигмы  СПР заключается в том, что  общественная эффективность (результативность) функционирования отрасли определяется поведением продавцов и покупателей, которое зависит от структуры рынка. Структура рынка, в свою очередь, зависит от базовых условий – фундаментальных факторов, воздействующих на отраслевой рынок как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В дополнение к этим факторам можно ввести также и внешние условия функционирования отрасли. Так, например, на структуру рынка воздействуют технологические особенности производства продукции, характеристики спроса, доступность сырья, развитость рыночной инфраструктуры и многие другие факторы. Если технология производства обладает значительным положительным эффектом масштаба производства, то предприятия отрасли будут стремиться к укрупнению, что будет способствовать увеличению концентрации производства продукции (сокращению числа фирм и увеличению их размеров относительно рынка) и росту рыночной власти фирм.

С другой стороны, поведение  продавцов на рынке оказывает  обратное влияние на структуру рынка  и на базовые условия. Структура  рынка также может оказывать  обратное влияние на базовые условия.

Общество, ожидая от производителей эффективного удовлетворения своих потребностей, воздействует на ее функционирование через осуществление мер государственной политики. Результативность отрасли определяется эффективностью использования и распределения ограниченных ресурсов, темпами научно-технического прогресса, справедливым распределением результатов функционирования производителей.

Таким образом, в рамках гарвардской школы в экономике  отраслевых рынков исследуются различные  взаимосвязи, возникающие в результате функционирования отраслевого рынка и определяющие поведение производителей и их общественную эффективность.

 

ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

 

Структура рынка определяется количеством и размерами продавцов и покупателей, характером продукции, барьерами входа и выхода, доступностью информации, дифференциацией продукции.

Наиболее известные  классификации рыночных структур предложены для рынков с однородной и дифференцированной продукцией.

Однородность продукции  предполагает такие потребительские  предпочтения потребителей продукции, при которых их выбор определяется только ценой продукции и никак не зависит от того, кто эту продукцию произвел и какими свойствами она обладает. Другими словами, в случае однородной продукции потребитель воспринимает любую продукцию данного вида совершенно идентичной, а потому покупает на рынке самую дешевую. Примером рынков с однородной продукцией могут служить рынки высокостандартизированных товаров, таких как минеральное сырье, нефтепродукты, зерно, молоко, соответствующих видов и сортов.

Дифференциация продукции предполагает, что потребитель при выборе продукции руководствуется не только ценой, выставляемой продавцом, но и различными свойствами этой продукции, такими как качество, торговая марка, упаковка, цвет, технические характеристики и т.д.

С точки зрения количества присутствующих на рынке однородной продукции продавцов и покупателей можно выделить следующие виды рыночных структур, предложенные Штакельбергом (см. таблицу 3.1).

Понятие «много» здесь означает такое количество экономических субъектов, при котором отдельно взятый продавец или покупатель никоим образом не может повлиять на общую рыночную ситуацию.

Понятие «несколько» означает, что на рынке присутствует такое количество экономических субъектов, при котором действия одного из них сказывается на общей рыночной ситуации и затрагивает интересы других субъектов.

Таблица 3.1. Типы рыночных структур на рынке однородной продукции

Продавцы 

Покупатели

много

несколько

один 

Много

Двухсторонняя полиполия 

Олигопсония

Монопсония

Несколько

Олигополия 

Двухстороння олигополия

Монопсония, ограниченная олигополией 

Один 

Монополия

Монополия, ограниченная олигополией 

Двухсторонняя монополия 


 

Как выше сказано приведенная  классификация предполагает однородность выпускаемой фирмами продукции. Поэтому она не исчерпывает всех возможных видов рыночных структур. Например, в ней нет рынка монополистической конкуренции, который предполагает определенную дифференциацию выпускаемой продукции.

Классификация рыночных структур с точки зрения дифференциации реализуемой на рынке продукции дали Шерер и Росс (см. таблицу 3.2).

 

Таблица 3.2. Основные типы структур рынка продавца

 

Количество продавцов

Один 

Несколько

Много

Однородные продукты

Чистая монополия 

Гомогенная олигополия

Чистая конкуренция 

Дифференцированные продукты

Чистая многопродуктовая монополия 

Олигополия с дифференциацией  продукции 

Монополистическая конкуренция 


 

Кроме приведенных критериев разграничения рыночных структур также существуют классификация, основанная на показателе перекрестной эластичности и на величине барьеров входа, предложенная Чемберлином и Бэйном.

Среди выделенных рыночных структур особое место занимают совершенная конкуренция и монополия, хотя существуют они только теоретически. В связи с этим их принято называть условными рыночными структурами.

Совершенная конкуренция отражает такую форму организации рынка, когда исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать столько продукции, сколько оно пожелает, а покупатель может купить сколько угодно много продукции по действующей рыночной цене, при этом на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.

Для совершенно конкурентного рынка  характерны следующие отличительные  признаки.

1. Малость и множественность. На рынке действует достаточно много продавцов, предлагающих один и тот же продукт (услугу) множеству покупателей. При этом доля каждого экономического субъекта в общем объеме продаж крайне незначительна, поэтому изменение объемов спроса и предложения отдельных субъектов не оказывает никакого влияния на рыночную цену продукции.

2. Независимость продавцов и покупателей. Невозможность влияния отдельных рыночных субъектов на рыночную цену продукции означает также и невозможность заключения каких-либо соглашений между ними по воздействию на рынок.

3. Однородность продукции. Важным условием для совершенной конкуренции является однородность продукции, что означает, что вся продукция, обращающаяся на рынке абсолютно одинакова в представлении покупателей.

4. Свобода входа и выхода. Все субъекты рынка обладают полной свободой входа и выхода, что означает отсутствие барьеров входа и выхода. Также это условие предполагает абсолютную мобильность финансовых и производственных ресурсов. В частности, для рабочей силы это означает, что работники могут свободно мигрировать между отраслями и регионами, а также менять профессии.

5. Совершенное знание рынка и полная информированность. Данное условие предполагает свободный доступ всех субъектов рынка к информации о ценах, используемых технологиях, вероятной прибыли и других параметрах рынка, а также полную осведомленность о происходящих на рынке событиях.

6. Отсутствие или равенство транспортных издержек. Транспортные издержки отсутствуют или имеет место равенство удельных транспортных издержек (в расчете на единицу продукции).

Модель рынка совершенной конкуренции строится на ряде очень сильных допущений, наиболее мало реалистичным из которых является полная информированность. Вместе с тем на данном допущении основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Суть этого закона состоит в том, что если какой-либо из продавцов поднимет цену выше рыночной, то он мгновенно лишится покупателей, так как последние перейдут к другим продавцам. Таким образом, предполагается, что субъекты рынка заведомо знают как распределены цены среди продавцов и переход от одного продавца к другому для них ничего не стоит.

Информация о работе Анализ отраслевого рынка с использованием концепции «Структура-поведение-результативность»