Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

Страны-лидеры автомобильного рынка (Германия, Япония, Франция, США, Южная Корея) занимают первые позиции в мировой экономике, так как автомобильная отрасль прямым образом влияет на технический прогресс и лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения, а значит и об уровне жизни. Автомобильная промышленность использует материальные, трудовые и финансовые ресурсы и играет важную роль в развитии общественного производства и экономики страны в целом.

Файлы: 1 файл

Глава II.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

Как видим, устойчивость VW во время европейского кризиса получил  не за счет альянсов, а за счет концентрации европейских марок и благодаря  собственным трансконтинентальным подразделениям, создавать которые  он начал в 1990-е годы.

Нынешний кризис в Европе демонстрирует, что ведущие на этом рынке автопроизводители вынуждены  продолжать концентрацию производства через поглощение старых марок созданными группами. При этом устойчивость существующим группам придали работающие на глобальный рынок трансконтинентальные альянсы. Группы, опоздавшие с формированием  до нынешнего кризиса, подобного  рода альянсов несут сейчас самый  большой урон. На примере французской PSA можно представить возможность  краха по этой причине национальной европейской группы автопроизводителей.

2.2 Анализ  рынка автопромышленности в России

Крупнейшие  автомобилестроительные компании зарубежных стран в настоящее время являются основными участниками мирового автомобильного рынка. Однако, особое место среди этих участников отводится России, которая находится на стадии стремительного развития автопроизводства. На сегодняшний день, участие России на мировом автомобильном рынке представляется в качестве импортера и экспортера из-за большого сосредоточения зарубежных производителей автопромышленности на территории РФ.

Для анализа рынка автопромышленности в России необходимо рассмотреть такие показатели как: импорт и экспорт автомобилей, темпы роста производства, объемы продаж, уровень спроса и предложения, платежеспособности населения. Основой анализа являются данные статистического характера, а также данные экспертов и прогнозы на ближайшее время.

Автомобильный рынок России на протяжении всего 2012 года демонстрировал устойчивое развитие по сравнению с зарубежными производителями. Если по итогам первого квартала темп прироста продаж автомобилей по отношению к такому же периоду 2011 года составлял +22,4%, то в целом за период с января по декабрь 2012 года рынок вырос по отношению к предшествующему году на 10,3%, достигнув уровня 3 315,4 тыс. оптовых продаж автомобилей всех типов. Не преодоленное отставание от общего объема продаж автомобилей в докризисном 2008 году сократилось до 304,1 тыс. машин, или до 8,4% от уровня 2008 года.

По данным аналитической и консалтинговой компании «АСМ-холдинг», суммарное производство автомобильной техники (легковых автомобилей, грузовиков и автобусов) в России за 2012 год выросло на 12,3 % по отношению к 2011 году до 2235,87 тыс. единиц. 9

Производство легковых автомобилей  в России за 2012 год выросло на 13,3 % до 1 975,31 тыс. единиц. При этом выпуск отечественных моделей сократился на 3,3% до 640,13 тыс. ед., а иностранных брендов — вырос на 23,4% до 1 335,18 тыс. ед. 10

Производство грузовых автомобилей (включая шасси и легкие грузовики) в России увеличилось в 2012 году на символическую величину 0,1 % по сравнению с 2011 годом до 204,78 тыс. единиц. Из этого количества, выпуск отечественных моделей составил 173,74 тыс. ед., с сокращением на 3,7%, а грузовиков иностранных марок 31,04 тыс. ед., с ростом на 28,9%.

Производство автобусов (включая  микроавтобусы и вахтовые автобусы на шасси грузовиков) в 2012 году выросло на 30,0% до 56,31 тыс. единиц. Из общего количества произведенных автобусов, выпуск отечественных моделей составил 46,39 тыс. ед., увеличившись на 37,9%. Выпуск автобусов иностранных марок вырос на 2,6% до 9,92 тыс. машин.11

Объем оптовых продаж легковых автомобилей  вырос по итогам января-декабря на 10,5% по отношению к результату 2011 года и составил 2 889,5 тыс. единиц. Рост месячных продаж (по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года) наблюдался в течение первых одиннадцати месяцев, и лишь в декабре был отмечен спад месячных оптовых продаж на 2,4%. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению в январе-декабре 2012 и 2011 годов показывает следующие изменения, произошедшие за истекший год12.

Продажи отечественных автомобилей  снизились на 19,4 тыс. машин до 613,8 тыс. ед., а их рыночная доля сократилась с 24,2% до 21,3%. Продажи иномарок российской сборки выросли с 1 048,8 тыс. ед. до 1 280,3 тыс. ед. при расширении их доли на 4,2 процентного пункта с 40,1% до 44,3%.

Продажи именно в этом сегменте и стали основным фактором, предопределившим общий рост рынка. Совокупная доля продаж легковых автомобилей, собранных в России (отечественных и иномарок), увеличилась на 1,3 пункта, составив 65,6% рынка против 64,3% в 2011 году.13

Продажи импортированных новых  иномарок увеличились на 6,2% до 983,0 тыс. ед. при сокращении их рыночной доли на 1,4 пункта с 35,4% до 34,0%.

Ввоз подержанных легковых автомобилей  корпоративными импортерами, уже не играющий заметной роли на рынке, увеличился за год на 65,3% до 12,4 тыс. машин, а его рыночная доля составила 0,4% против 0,3% годом ранее.

По отношению к годовым результатам 2008 года, объем продаж легковых автомобилей в 2012 году был ниже на 7,4% (месяцем ранее отставание составляло −8,1%).14

По оперативным данным, импорт легковых автомобилей физическими лицами, не учитываемый во внешнеторговой статистике и не принимаемый в расчет рынка, составил в январе-декабре 2012 года 216,4 тыс. ед. против 134,5 тыс. ед. годом ранее; из них на подержанные автомобили пришлось 199,9 тыс. ед. и 124,4 тыс. ед. соответственно.

Структура российского рынка легковых автомобилей по происхождению машин, выраженная в стоимостных объемах, заметно отличается от проанализированной выше структуры рынка в натуральном выражении (то есть по количеству проданных автомобилей). Динамика изменения стоимостных объемов всех сегментов рынка согласуется в целом с динамикой тех же сегментов в физических единицах. Однако рыночные доли каждого сегмента в обоих выражениях (натуральном и денежном) существенно разнятся. Это вызвано значительным разбегом потребительских цен автомобилей между различными сегментами рынка. Так, при средней цене легкового автомобиля для всего рынка в 2012 году 550 629 руб. ($17 728), средние цены по отдельным сегментам варьировались от 293 808 руб. ($9 459) для отечественных моделей до 754 390 руб. ($24 293) для новых импортированных иномарок15.

Рост цен в каждом сегменте имел место в рублевом выражении (от +2% до +7%), тогда как в долларовом эквиваленте изменение цен было менее значительным и имело разную направленность. Отмечен рост цен по отечественным моделям (+1%) и подержанному импорту (+1,7%) при некотором снижении цен по новым иномаркам (-0,6% для иномарок российской сборки и −3,7% для импорта). Общий объем рынка за январь-декабрь 2012 года оценивается в 1 591,03 млрд. руб. ($51,23 млрд.) с ростом в годовом исчислении на 15,4% в рублях и на 9,0% в долларах США.

Самым крупным по сумме продаж сегментом (741,53 млрд. руб.) были импортированные новые иномарки, на долю которых пришлось 46,6% рынка (против 49,7% годом ранее). Вторым крупнейшим сегментом были «российские иномарки», объем продаж которых вырос до 663,10 млрд. руб., а рыночная доля увеличилась от 37,4% до 41,7%. Стоимостной объем продаж отечественных моделей вырос на 3,7% до 180,35 млрд. руб. (за счет роста средних цен, но не количества), а их доля на рынке убавилась от 12,6% до 11,3%. Общий объем продаж автомобилей, собранных в России, составил 843,45 млрд. руб. при расширении их совокупной рыночной доли от 50,0% до 53,0%. На подержанные иномарки, ввезенные юридическими лицами, пришлось 6,05 млрд. руб., а их рыночная доля прибавила 0,1 пункта до 0,4%.

Российские продажи грузовиков в январе-декабре 2012 года составили 357,70 тыс. ед., показав более медленный, по сравнению с общей динамикой автомобильного рынка в целом, темп роста — на 8,8% по отношению к результату 2011 года. 16

Абсолютный рост продаж зафиксирован во всех сегментах рынка, кроме крупнейшего из них — сегмента отечественных автомобилей, в котором впервые с начала 2012 года отмечен спад оптовых продаж (на 0,8% до 160,38 тыс. ед.). Рыночная доля этого сегмента, составлявшая годом ранее 49,2%, сократилась на 4,4 пункта до 44,8%.

Продажи «российских иномарок»  увеличились с 21,45 тыс. до 28,78 тыс. грузовиков, а их рыночная доля прибавила 1,5 пункта до 8,0%. Тем не менее, совокупная доля произведенных в России грузовиков (отечественных и иномарок) сузилась от 55,7% до 52,8%.

Импорт новых грузовиков вырос  на 16,3% до 150,44 тыс. машин с увеличением рыночной доли на 2,7 пункта до 42,1%.

Таблица 2.1 Импорт товаров автопромышленности в Российскую Федерацию17

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Тракторы, шт.

90363

26660

44802

89634

101540

Автобусы, шт.

9766

3292

8720

16436

18549

Автомобили легковые, тыс. шт.

1993

521

710

1093

1201

Автомобили грузовые, тыс. шт.

149

25,9

59,0

125

150


Продажи импортированных подержанных  машин увеличились на 11,9% до 18,10 тыс. ед. при расширении их доли на 0,2 пункта до 5,1%.

Пока же отставание в продажах грузовиков по сравнению с показателями 2008 года остается наиболее существенным из всех секторов автомобильного рынка (16,9%).

По результатам 2012 года автобусный рынок характеризовался более высоким темпом восстановления, чем рынки легковых и грузовых автомобилей. По сравнению с 2011 годом, продажи автобусов выросли на 12,4% и составили 68 176 единиц18.

В структуре рынка по классам автобусов продолжался сдвиг в сторону автобусов особо малого класса (микроавтобусов), доля которых увеличилась до 57,9% от 56,5% в 2011 году. Начиная с итоговых показателей за 11 месяцев 2012 года, абсолютный рост продаж отмечается лишь в одном сегменте рынка автобусов по происхождению машин, а именно в сегменте отечественных моделей.

Сегмент иномарок российской сборки, в котором, начиная с итогового показателя семи месяцев, наблюдался спад продаж, практически восстановился по годовым результатам на уровне 2011 года, отстав от него всего на 31 машину.

В то же время, начиная с итогов за 11 месяцев 2012 года, стали сокращаться продажи в сегментах импорта — как нового, так и подержанного. Сокращение импорта явилось очевидной причиной снижения месячных объемов продаж автобусов в ноябре и декабре (на 11,6% и 10,5% соответственно).

Действенным драйвером роста рынка  стал сегмент отечественных автобусов, продажи которых в 2012 году увеличились на 25,3% до 42 505 единиц при расширении их рыночной доли на 6,4 пункта до 62,3%.

Продажи «российских иномарок»  снизились на символически малую величину 0,3% до 10 153 автобусов, но их доля на рынке сократилась с 16,8% до 14,9%.

В сегменте импортированных новых автобусов отмеченный по итогам десяти месяцев слабый рост сменился спадом годовых продаж на 5,8% до 12 349 машин. Рыночная доля этого сегмента сократилась на 3,5 пункта — с 21,6% до 18,1%. Подержанный импорт сократился на 8,2% до 3 169 автобусов, а доля этого сегмента автобусного рынка сузилась на один пункт до 4,7%.

Рисунок. 2.1 Парк по маркам автомобилей в России19

На 1.01.2013 в парке легковых автомобилей  России насчитывается 36,9 млн. единиц. Больше всего в парке, по-прежнему, автомобилей LADA – 37,0% (13,67 млн. шт.), хотя за два года она снизилась на 4,6% (на начало 2011г. - 41,6%). 

Лидер среди иномарок– Toyota с долей 8,9%. (3,1 млн.шт., +0,4% к АППГ). Затем идет еще один японский бренд - Nissan с долей 4,1% (1,5 млн.шт., +0,3%). Российский GAZ занимает долю 3,8% (1,4 млн.шт., -0,2%).

Всего в парке РФ на начало 2013 года насчитывалось 48% автомобилей отечественных  брендов и 52% - иностранных.

Страницы печатных СМИ и Интернет-изданий  наполнены сообщениями о небывалых темпах роста автомобильного рынка России, особенно на фоне стагнации западноевропейских рынков. Информационные агентства радостно сообщили, что в августе 2012 года автомобильный рынок России стал крупнейшим в Европе, впервые после кризиса обогнав Германию. Журналисты спорят, кто является лидером продаж – Chevrolet, Hyundai или Renault. В середине мая 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, согласно которому каждый пятый россиянин планирует приобрести автомобиль, причем в большинстве случаев иномарку. 20

В 2012 году продажи новых  легковых автомобилей увеличились  на 10% в штучном выражении и  на 21% в денежном выражении по сравнению  с 2011 годом.

Российский авторынок  сохраняет потенциал для дальнейшего  развития. Прогноз продаж новых легковых автомобилей при условии стабильного развитии рынка, достижения уровня автомобилизации 400 автомобилей на 1000 человек и достижении уровня дохода на душу населения в размере 25 тыс. долл. США. По обеспеченности населения автомобилями, Россия пока уступает США (710), Германии (595) и даже Польше (482).

До 2008 г. продажи автомобилей  в России росли феноменальными темпами. С 2001 г. они выросли почти в 3 раза (Рисунок 2.2).21

Рисунок 2.2 Динамика продаж новых автомобилей в России

В 2008 г. половину продаж в штуках и две трети в деньгах стали составлять новые импортные (произведенные не в России) иномарки средней ценой в 30 тыс. долл. (заработная плата квалифицированного рабочего за 3,5 года), стало очевидно, что будет следовать снижение темпов роста. К 2009 г. продажи уменьшились в 1,5 раза. В настоящее время рынок постепенно восстанавливается, как, впрочем, растет и импорт. За 2012 г. объем продаж новых автомобилей в России вырос на 17%, а их импорт – на 20%.

Для увеличения темпов производства, страна-производитель должна быть нацеленной на развитие экономических показателей, вести стратегию создания мощной национальной автоиндустрии, поскольку это – инновации, новые технологии, индустриальная база и, наконец, большие доходы от экспорта.

Считается, что в наибольшей степени характеризуют развитость экономики страны две отрасли: автомобилестроение и самолетостроение. Автомобилестроение по сравнению с сырьевыми отраслями  обеспечивает несравнимо большее количество рабочих мест и большую добавленную  стоимость. Кроме того, заказами обеспечивается множество смежных отраслей: производство металлов, резины, пластика, стекла, прочей химии, электроника. Автомобилестроение стоит на переднем крае развития технологий. Почти все крупные экономики мира включают в себя развитый автомобильный сегмент: Германия, США, Франция, Япония, Китай. Таблица 3.3 дает представление о тенденциях производства автомобилей в ведущих странах мира.

Информация о работе Анализ конкурентоспособности группы товаров (автопромышленность)