Анализ и использование финансовой отчетности в управлении предприятием (организацией, фирмой)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:48, дипломная работа

Описание работы

целью исследования данной работы является изучение бухгалтерской (финансовой) отчетности на предприятии с целью проведения анализа финансового состояния по данным отчетности. Для выполнения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: Рассмотреть состав, содержание и порядок предоставления бухгалтерской отчетности. Охарактеризовать бухгалтерскую отчетность как источник информации об имущественной положении и финансовых результатах деятельности организаций. Раскрыть порядок формирования показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Дать оценку результатам деятельности исследуемого предприятия за период 2008-2010 гг. по результатам бухгалтерской отчетности. Внести предложения по составлению бухгалтерской отчетности в ОАО «Каравай».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Аналитические возможности бухгалтерской (финансовой) отчетности……..6
Бухгалтерская отчетность: состав, содержание, порядок предоставления……………………………………………………………………………6
1.2 Общие требования к бухгалтерской отчетности и формированию ее показателей……………………………………………………………………………….14
1.3 Стандартные приемы и методы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности………………………………………………………………………………..18
2 Применение бухгалтерской отчётности в анализе и оценке результатов работы ОАО «Каравай»…………………………………………………………………27
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Каравай»………………………………………………………………………………...27
2.2 Порядок формирования показателей бухгалтерской отчетности ОАО «Каравай»………………………………………………...………………………………31
2.3 Анализ состояния и изменения структуры баланса ОАО «Каравай»за анализируемый период 2008-2010 гг…………………………………………………...37
2.4 Анализ эффективности деятельности ОАО «Каравай»за период 2009-2010гг. по данным бухгалтерской отчетности…………………………………………42
2. 5 Рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия ОАО «Каравай»………………………………………………………………………………...50
Заключение ……………………………………..…………………………………58
Глоссарий………………………………………………………………………….61
Список использованных источников……………………………..……………...63

Файлы: 1 файл

Маркина Т.В. Анализ и использование финансовой отчетности в управлении предприятием (организацией, фирмой)..doc

— 671.00 Кб (Скачать файл)

Основной  принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен повторяться многократно. Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов:

  1. горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, определение относительных темпов роста (снижения), оценка этих изменений;
  2. вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Структурный анализ сглаживает влияние инфляции и позволяет проводить межхозяйственные сравнения;
  3. трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем;
  4. анализ относительных показателей (коэффициентов) — расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Коэффициенты представляют большой интерес, потому что достаточно быстро и просто позволяют оценить финансовое положение организации. Их достоинством является также то, что они позволяют элиминировать (исключать) влияние инфляции — это особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте;
  5. сравнительный (пространственный) анализ — это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям организации, а также межхозяйственный анализ показателей данной организации в сравнении с данными конкурентов, со среднеотраслевыми и рекомендуемыми показателями;
  6. факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель (с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования). Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

В процессе экономического анализа данные бухгалтерского учета подвергаются осмыслению, пониманию. Для того чтобы понимать отчетные данные, необходима профессиональная подготовка.

Профессиональное  суждение — это мнение, заключение определенного лица, служащее основанием для принятия им решения в условиях неопределенности. Профессиональное суждение базируется на знаниях, опыте и квалификации лица, принимающего    управленческое     решение,    на    доступной  ему  в данный момент

информации, а иногда и на заключении независимого эксперта.

Профессиональное  суждение представляет собой мнение профессионального бухгалтера, которое неразрывно связано со следующими ключевыми понятиями:

  • является добросовестным и обоснованным;
  • связано с хозяйственной ситуацией;
  • является полезным;
  • направлено на принятие управленческих решений.

Выражение своего мнения профессиональным бухгалтером представляется наиболее сложной и проблемной стороной профессионального суждения. В условиях рыночной экономики это именно то, что думает бухгалтер. Российские бухгалтеры даже в непредвиденных случаях хотят найти готовое решение проблемы в нормативных документах.10

Бухгалтер должен уметь принимать решения  в ситуациях с многовариантными исходами. Делая свой выбор из допустимых нормативными актами вариантов оценки и учета фактов хозяйственной жизни, бухгалтер может существенным образом влиять на конечный финансовый результат, поэтому он, с одной стороны, обладает правом выбора наилучшего (по его субъективному мнению) варианта учета, а с другой — нередко выступает в роли финансового аналитика. Бухгалтер должен иметь в виду возможную неадекватность показателей отчетности своих контрагентов.

Добросовестное  высказывание (суждение) — это мнение, выработанное бухгалтером и основанное на его убеждениях, представлениях и его вере, которое должно быть достоверным и добросовестно сформулированным.

В первом случае речь идет о том, что точность бухгалтерских данных должна быть приемлемой для принятия решений, а во втором — что убеждения бухгалтера должны быть искренними, а не ориентированными на выгоду кого-либо из участников хозяйственного процесса. Поэтому достоверность — категория теоретическая, а добросовестность — моральная.

Результаты  финансового анализа позволяют  аналитику, используя свое профессиональное суждение, идентифицировать финансовое положение организации, выявить изменения в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе, определить основные факторы, вызвавшие изменения в финансовом состоянии, прогнозировать основные тенденции в финансовом состоянии.

Результаты  финансового анализа могут использоваться:

  • как инструмент обоснования краткосрочных и долгосрочных экономических решений, целесообразности инвестиций;
  • средство оценки мастерства и качества управления финансовыми ресурсами;
  • способ прогнозирования будущих результатов.

Результаты финансового анализа зависят от профессионализма того, кто проводит анализ. Ведь грамотно проведенный анализ не ограничивается перечнем выводов. Он служит основой для принятия управленческих решений руководителем любого уровня. Именно поэтому, оценивая качество любой аналитической работы применительно к финансам предприятия, важно представлять ее практическую ценность для управленца в плане принятия обоснованных решений по развитию данного предприятия. Вот почему качество составления бухгалтерской отчетности и ее достоверность, а также уровень образования и квалификации учетных и аналитических работников финансового подразделения, их взаимодействие между собой столь важны для любого современного предприятия с точки зрения его обеспеченности необходимой аналитической информацией.11

 

 

 

 

 

 

 

2 Применение бухгалтерской отчётности в анализе и оценке результатов работы ОАО «Каравай»

 

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Каравай»

 

Открытое акционерное  общество «Каравай», учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992г. №721 путем преобразования государственного булочно-сухарного предприятия «Хлебокомбинат» и является его правопреемником.

Полное фирменное  наименование: Открытое акционерное  общество «Каравай».

Сокращенное фирменное  наименование: ОАО «Каравай».

ОАО «Каравай» является специализированным предприятием хлебопекарной промышленности   по   выпечке   хлебобулочной и бараночной продукции, а так же

кондитерских  изделий. Целью Общества является извлечение прибыли.

Основными видами деятельности ОАО «Каравай» являются:

  • производство хлебобулочных и кондитерских изделий;
  • фирменная торговля;
  • иные виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество в  праве в установленном порядке  открывать банковские счета на территории РФ и за её пределами. Общество имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием. Производственно-финансовую деятельность Общество осуществляет на договорной основе, при этом Общество свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйствования, если это не противоречит действующему законодательству РФ и настоящему Уставу.

На рисунке 4 представлена организационная структура предприятия.











Рисунок 4 – Организационная структура ОАО «Каравай»

В структуре управления организацией выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также специалисты, выполняющие  соответствующие функции управления либо их часть. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координирование деятельности нескольких подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи носят горизонтальный характер.

Под уровнем  управления понимают совокупность звеньев  управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся  в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Организационные структуры управления отличаются большим разнообразием форм, в основе которых лежат отличительные признаки, в частности, размеры производственно – коммерческой деятельности организации, производственный профиль, степень финансово – экономической самостоятельности.

ОАО «Каравай» имеет 5 производственных линий, производительностью 30 тонн в сутки:

Кондитерский  цех:

  • Тортовая линия;
  • Пряничная линия.

Хлебный цех:

  • Хлебная линия;
  • Булочные штучные изделия;
  • Сухарно-бараночная линия.

Таблица 4 - Численность работников ОАО «Каравай» в 200 – 2010 гг.

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010-2008гг., %

Всего работников,

235

304

340

44,68

в том числе:

       

-- промышленно-производственного  персонала

 

143

 

179

 

199

 

39,16

-- работники  аппарата управления

62

67

73

17,74

-- работники  торговли

30

58

68

126,67


Численность работников ОАО «Каравай» представлена в таблице 4. На рисунке 5 покажем структуру работников предприятия.

Общее количество работников на предприятии за последние  годы постоянно увеличивалось. В 2010 году по сравнению с 2008 годом данное количество возросло на 44,68 %. Такое увеличение обусловлено, в первую очередь, увеличением работников торговли, так как предприятие активно осваивает новые сегменты рынка и расширяет фирменную торговлю.

<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442__Char"


Информация о работе Анализ и использование финансовой отчетности в управлении предприятием (организацией, фирмой)