Анализ доходов и уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение доходов населения и качества жизни людей в РФ с помощью разработки и анализа статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ И ДОХОДОВ ГРАЖДАН
Доходы населения: понятие, структура и динамика………………………5
Дифференциация доходов населения, методы их измерения… …………9
Уровень жизни и бедности, их показатели………………………………..12
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума…………………………………………………………….…...…….17
2.2. Анализ структуры расходов и доходов населения…………………….20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………….…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……… ……………………………………….….33
Приложения…………………………………………….………………….…...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Это потребует решения  следующих ключевых проблем.

Повышение уровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обозримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90 – х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема внутреннего валового продукта, то есть связано с экономическим ростом.

В силу масштабности подобного  сдвига на пути к нему целесообразно  выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной  способности оплаты труда. Здесь  имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившегося за эти годы.

Меры по повышению  покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический  пересмотр размеров номинальной  заработной платы и ее индексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.

Систематический рост покупательной  способности оплаты труда может  быть обеспечен комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Для обеспечения роста  покупательной способности оплаты труда возникает необходимость закрепления в законодательных и иных нормативных документах изменений и дополнений, внесения изменений в действующие законы, а возможно, и принятия новых нормативных актов.

В числе первоочередных мер по повышению уровня оплаты труда следует выделить, во – первых – повышение уровня минимальных денежных доходов населения и, прежде всего, повышение до прожиточного минимума уровня государственных минимальных гарантий по оплате труда, что приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета.

Во – вторых – повышение  уровня реальных располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного  налога с физических лиц в направлении  снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В – третьих – повышение  покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо ввести регулирование цен и тарифов  на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, что позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения. Полномочия по регулированию цен нужно было бы передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поручить им определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами.

Необходимо осуществить  обязательную индексацию выплаченной  заработной платы при повышении  потребительских цен и тарифов  на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).

В – четвертых –  оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда  через использование механизма  соглашений социального партнерства  путем определения примерных  границ доли тарифной части оплаты труда в Генеральном соглашении; установления рекомендательных норм по соотношению тарифной и надтарифной частей оплаты труда на уровне региона в Региональных соглашениях; фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников конкретной отрасли в отраслевых тарифных соглашениях; определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Государственное регулирование  занятости. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.

Занятость необходимо увязывать  с балансами трудовых ресурсов и  рабочих мест. Необходимо определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения нужно ориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Важное место должна занять система мер по регулированию безработицы, чтобы учитывать определение ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная  политика обеспечения полной занятости  предполагает поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.

Важное место следует  отнести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского  и региональных рынков труда, регулированию  занятости в территориях с  недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Адресная социальная поддержка населения. Право на получение государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями федеральных Законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи», последний из которых должен быть значительно конкретизирован, и выбрать все виды выплат и натурального обеспечения товарами и услугами с учетом нуждаемости. В процессе реализации этих Законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни.

Различающиеся условия  жизни в территориях предполагают разные возможности организации  социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих – могут устанавливаться более высокие минимальные социальные стандарты из – за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения.

Льготы и компенсации  за работу в неблагоприятных условиях труда (повышенные тарифные ставки и  оклады, сокращенный рабочий день, бесплатное получение пищевых продуктов) можно было бы перевести в рамки  обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Получение льгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного  и старше трудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданами, подвергшимся радиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.

Дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального  обслуживания надо направить на преимущественное удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения – инвалидов, пожилых и детей.

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления  большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли  социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Прогнозирование и повышение  уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения  этой проблемы необходим перевод  теневой экономики в легальное  положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение  уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.

Исходя из анализа  уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция  к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и  профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. Не решены некоторые демографические проблемы.

Список  литературы

 

  1. Адамчук В. В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда. – М.: Финстатинформ, 2009.
  2. Бобков В. Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. – М.: ВЦУЖ, 2010.
  3. Бобков В. Н. Распределение доходов в рыночной экономике. – М.: ВЦУЖ, 2010.
  4. Бобков В. Н. и др. Качество жизни: концепция и измерение. – М., 2010.
  5. Волгин Н. А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. – М., 2011.
  6. Генкин Б. М. Эффективность труда и качество жизни. – СПб.: ГИЭА, 2010.
  7. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011.
  8. Колосницина М. Г. Экономика труда. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2009.
  9. Мониторинг. Доходы и уровень жизни населения. – М.: ВЦУЖ, Выпуск 1, 2010.
  10. Ракитский Б. В. Концепция социальной политики для современной России. – М., 2010.
  11. Рынок труда и доходы населения / Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие. – М.: Информационно – издательский дои «Филинъ», 2011.
  12. Экономика труда: (социально – трудовые отношения) / Под ред. Н.А.Волгина, Ю. Г. Одегова. – М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2011.
  13. Распределение доходов населения в России в 2011 году, социальная стратификация и стандарты потребления Интернет: http://marketers.rsuh.ru.midclass.ru
  14. Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации / www.gks.ru.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

               Динамика денежных доходов

 
           
 

Среднедушевые денежные доходы

 

         Реальные располагаемые

 
       

          денежные доходы в % к:

 

  рублей

                    в % к:

предыдущему

соответствующему

       

     периоду

         периоду

   

предыдущему

соответствующему

 

предыдущего года

   

     периоду

        периоду

   
     

предыдущего года

   
     

2012 год

   

Январь

10715,1

46,5

126,3

46,9

124,8

Февраль

13932

130

108,5

126,9

105,6

Март

14364,3

103,1

111

101,6

107,2

Январь-март

13003,8

-

113,8

-

110,8

Апрель

15190,5

105,8

105,1

109,9

103,8

Май

15855,6

104,4

94,1

105,2

92,6

Июнь

16273

102,6

98,2

102,2

97,7

Январь-июнь

14388,4

-

105,1

-

102,9

Июль

15890,8

97,7

105

94

102,5

Август

15977,8

100,5

112,6

101,6

109,5

Сентябрь

15237,4

95,4

103,6

93,7

98,8

Январь-сентябрь

14826,3

-

105,8

-

103,2

Октябрь

15977,8

104,9

98,1

104,3

92,3

Ноябрь

16055,9

100,5

103

99,7

97,4

Декабрь

24498,6

152,6

106,3

150,5

100

Январь-декабрь

15806,9

-

105

-

101,4

     

2013 год 

   

Январь

12672

52

118,3

52,4

111,1

Февраль

15485,3

122,2

111,1

119,2

104,5

Январь-февраль

14078,7

 

114,2

-

107,4

1) Предварительные данные

     

Информация о работе Анализ доходов и уровня жизни населения