Анализ доходов и расходов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических, нормативно-правовых и практических вопросов анализа доходов и расходов предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «МАГНИТ». Период исследования 2010-2012 гг.
Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Ведение
3
1. Теоретические основы анализа доходов и расходов организации
4
1.1. Экономическое содержание доходов и расходов организации
4
1.2. Информационная база для проведения анализа доходов и расходов организации
7
1.3. Методика проведения анализа доходов и расходов
12
2. Анализ доходов и расходов в ОАО «МАГНИТ»
20
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
20
2.2. Анализ имущества и источников его формирования
23
2.3. Анализ состава, структуры и динамики доходов организации
29
2.4. Анализ состава, структуры и динамики расходов организации
31
3. Резервы роста доходов и расходов в ОАО «МАГНИТ»
33
3.1. Мероприятия по увеличению доходов организации
33
3.2. Мероприятия по снижению расходов организации
35
Заключение
38
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая_Белоусова_Н..doc

— 5.74 Мб (Скачать файл)

Внеучетные источники информации – это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия.

Бухгалтерская отчетность служит основным источником информации о деятельности фирмы. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе фирмы, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности.

Основными элементами бухгалтерской отчетности являются активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства организации и источники этих средств на определенную дату; остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение организации в течение отчетного периода и обусловили изменение в трех первых элементах.

Основой бухгалтерской отчетности фирмы является бухгалтерский баланс, который представляет собой двустороннюю сводную таблицу всех бухгалтерских счетов фирмы. Такое представление информации в балансе и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. В балансе фиксируются стоимость остатков имущества, материалов, финансов, образовательный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Бухгалтерский баланс делится на две части: актив и пассив. Сумма активов баланса всегда равна сумме пассивов баланса.

В актив баланса включены два раздела:

раздел I «Внеоборотные активы»

 раздел II «Оборотные активы». 

В разделе I «Внеоборотные активы» баланса отражается информация об активах организации, которые используются для извлечения прибыли в течение длительного времени. Это нематериальные активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы и прочие внеоборотные активы организации.

В разделе  II «Оборотные активы» приводятся сведения стоимости и состав оборотных активов организации на отчетную дату. Оборотными признаются активы, которые сравнительно быстро переносят свою стоимость на затраты.

В пассиве баланса три раздела:

раздел III «Капитал и резервы»;

 раздел IV«Долгосрочные обязательства»;

 раздел V«Краткосрочные обязательства».

Пассивы организации — это источники формирования ее активов. К ним относятся капиталы, резервы, а также кредиторские обязательства, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу, которое включает в себя следующие разделы: движение заемных средств с выделением ссуд, не погашенных в срок; дебиторская и кредиторская задолженность, а также обеспечения, полученные и выданные; амортизируемое имущество; движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений; финансовые вложения; затраты, произведенные фирмой, — расшифровкой отдельных прибылей и убытков и др.

Собственники фирмы и прочие заинтересованные службы не могут получить ответы на все интересующие их вопросы только на основе информации, представленной в бухгалтерском балансе, им необходимы дополнительные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и источников их формирования. Это достигается введением других форм финансовой отчетности.

В первую очередь это форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», которая содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности фирмы за отчетный период, т.е. отражает основной круг вопросов, связанных с формированием, распределением и использованием прибыли фирмы. В ней отражаются все расходы, связанные с производством продукции (услуг), и общая сумма поступлений за проданные изделия, оказанные услуги и прочие источники доходов. Разница между выручкой и всеми затратами показывает чистую прибыль или убытки предприятия.

Отчет о прибыли и убытках состоит из 5 разделов:

1) Доходы по обычным видам деятельности. Это  выручка от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг). Прежде чем указать сумму выручки в форме № 2, из нее предварительно нужно вычесть НДС, акцизы и экспортные пошлины.

2) Расходы по обычным видам деятельности.  Это затраты, связанные с изготовлением товаров (работ, услуг), а также с их реализацией.

3) Прочие доходы и расходы.

4) Отложенные налоговые активы и обязательства. Для отражения отложенных налоговых активов и обязательств в отчете предусмотрены отдельные строки. Отложенные налоговые активы появляются, если фирма в бухучете признает расходы раньше, чем в налоговом, а доходы – позже. Такие ситуации могут возникать, например, если сумма начисленной амортизации в бухгалтерском учете больше, чем в налоговом. Отложенные налоговые обязательства образуются в обратной ситуации, то есть когда в бухгалтерском учете расходы признаются позже, чем в налоговом, а доходы раньше.

5) Справочный раздел. Этот раздел должны заполнять все фирмы, за исключением малых предприятий. В нем следует сообщить о постоянных налоговых обязательствах (активах), базовой и разводненной прибыли (убытке) на акцию.

Отчёт об изменениях капитала (форма № 3) — отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы или использованы организацией. В разных странах порядок заполнения, оформления и подачи отчёта об изменениях капитала может отличаться. Все данные в Отчёте об изменениях капитала в обязательном порядке приводятся за два года — отчетный и предыдущий.

Отчёт об изменениях капитала состоит из 3 разделов.

Раздел I «Изменения капитала»;

Раздел II «Резервы»;

Раздел III «Справки».

В разделе I «Изменения капитала» отражаются изменения и причины изменений уставного, добавочного, резервного капитала и показатели нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Раздел II «Резервы» состоит из четырёх частей:

1) Резервы, образованные в соответствии с законодательством;

2) Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами;

3) Оценочные резервы;

4) Резервы предстоящих расходов.

Раздел III «Справки» состоит из:

1)Строка 200 «Чистые активы»;

2)Строка 210 «Получено на расходы по обычным видам деятельности»;

3)Строка 220 «Получено на капитальные вложения во внеоборотные активы»[3].

 

1.3. Методика проведения анализа доходов и расходов

 

В содержательном плане финансовый анализ можно представлять как процесс, заключающийся в идентификации, систематизации и аналитической обработке доступных сведений финансового характера, результатом которого является предоставление пользователю рекомендаций, которые могут служить формализованной основой для принятия управленческих решений в отношении данного объекта анализа.

К основным особенностям финансового анализа относятся:

-обеспечение общей характеристики имущественного и финансового положения предприятия;

-приоритетность оценок: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности;

-базирование на общедоступной информации;

-информационное обеспечение решений тактического и стратегического характера;

-доступность к результатам анализа любых пользователей;

-возможность унификации состава и содержания счетно-аналитических процедур;

В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники. Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственными источниками внешнего финансового анализа.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

2) анализ финансового состояния предприятия;

3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Основная цель финансового анализа – получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом интерес представляет как текущее финансовое состояние предприятия, так и прогноз на ближайшую или отделенную перспективу, то есть, ожидаемые параметры финансового состояния.

Содержание конкретных целей финансового анализа существенно зависит от задач субъектов финансового анализа. Цели финансового анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач, которые представляют собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основными факторами являются объем и качество исходной информации.

Чтобы принимать управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству требуется постоянная осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате отбора, анализа, оценки и концентрации исходной информации.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, то есть от общего – к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Основными функциями финансового анализа являются:

-объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;

-выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;

-подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;

-выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышение эффективности всей хозяйственной деятельности[2].

Главными составляющими финансового анализа являются:

 Горизонтальный и вертикальный  анализ бухгалтерской отчетности.

Горизонтальный анализ подразумевает изучение абсолютных показателей статей отчетности предприятия за определенный период, расчет темпов их изменения и оценку.

Горизонтальный анализ – это оценка темпов роста (снижения) показателей бухгалтерского баланса за отчетный период. Для горизонтального анализа преобразуют абсолютные значения показателей баланса в относительные. Для этого данные на начало рассматриваемого периода по каждой статье активов и пассивов принимают за 100% и исходя из этого рассчитывают значения по статьям на конец рассматриваемого периода. Он позволяет оценить темпы роста (или снижения) по каждой группе средств предприятия и их источников за анализируемый период.

Главное значение для оценки финансового состояния имеет и вертикальный (структурный) анализ баланса, представляющий финансовый отчет в виде относительных показателей. Цель вертикального анализа состоит в расчете удельного веса отдельных статей в итоге баланса и оценке его трансформаций. Вертикальный анализ помогает проводить межхозяйственные сравнения организаций, а относительные показатели скрадывают негативное воздействие процессов инфляции.

Горизонтальный и вертикальный анализ взаимно дополняют друг друга. На практике часто строят аналитические таблицы, показывающие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида особенно нужны при межхозяйственных сопоставлениях. Они позволяют сравнивать бухгалтерский баланс у организаций, абсолютно разных по виду деятельности [4].

Одним из показателей финансового положения организации является ее платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами вовремя платить по своим платежным обязательствам.

Ликвидность баланса – возможность предприятия обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее – это степень покрытия долговых обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств.

Целью анализа является получение информации о финансовом состоянии организации, платежеспособности и доходности. При анализе ликвидности баланса нужно сопоставить статьи баланса по активу со статьями баланса по пассиву.

Информация о работе Анализ доходов и расходов организации