Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Изучение выбранной темы предполагает достижение цели – рассмотреть домашнее хозяйство как экономический субъект. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- выяснить роль домашних хозяйств в экономике;
- изучить связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами;
- рассмотреть структуру доходов домохозяйств (валовой доход, денежные доходы, государственное регулирование оплаты труда, государственные социальные трансферты) и определить основные направления расходов домохозяйств на примере семьи;
- рассмотреть анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
1. Роль домашних хозяйств в экономике, связь с другими экономическими субъектами ………………………………………………………………………...5
1.1 Домашнее хозяйство (семья) как субъект рыночной экономики ………5
1.2 Экономическая роль домашнего хозяйства, его цели и задачи ………...7
1.3 Связь домашних хозяйств с другими экономическими субъектами ….10
2. Направления и структура доходов и расходов домашних хозяйств …...12
2.1 Понятие доходов домашних хозяйств и их формы, факторы дифференциации доходов ……………………………………………………….12
2.2 Денежные расходы домашних хозяйств. Закон Энгеля ………………..16
3. Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь …………………………………………………….19
Заключение ………………………………………………………………….....30
Библиографический список …………………………………………………..32

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 318.50 Кб (Скачать файл)

Сбережения и накопления домашних хозяйств представляют собой отказ от потребления населением в текущий период с целью увеличения возможности покупок в будущем. С одной стороны, человек может потреблять больше, чем его текущий доход, делая займы, а с другой, наоборот, меньше потреблять в текущий момент, а часть своего дохода сберегать, то есть он откладывает возможность покупок в данном году. Какая сумма доходов домашних хозяйств сберегается, а какая занимается – является индивидуальным выбором каждой семьи. Этот выбор зависит от предпочтения между потреблением в текущем и будущем.

 

 

Рисунок 1 – Кривые безразличия [17 с. 137].

Предположим, что доход семьи составляет 50 тыс. денежных единиц в год. Предпочтительность текущих и будущих расходов и покупательная способность денег одинаковы, то есть инфляция отсутствует. Товарного дефицита в стране не ожидается.

В точке А на кривой безразличия i2 доход используется полностью на текущее потребление. Накопление составляет 0. такое состояние называется нулевым временным предпочтением.

В точке В на кривой безразличия i2 семья делает временное предпочтение снизить текущее потребление на 10 тыс. денежных единиц с тем, чтобы сэкономить и накопить деньги с целью увеличения потребления в будущем году. Сбережения в объеме 10 тыс. денежных единиц принесут семье дополнительных доход в сумме 1 тыс. денежных единиц. Поэтому расходы в будущем году можно будет соответственно увеличить на 1 тыс. денежных единиц. В этом случае семья, уменьшая расходы в текущем году, увеличивает их будущем и расценивает такие действия как допустимую альтернативу. В экономической теории это явление рассматривается как положительное временное предпочтение.

Положительное временное предпочтение означает, что семье потребуется более 1 ден. Единицы расходов в будущем, чтобы компенсировать отказ от возможности использовать 1 ден. единицу в текущем периоде.

Семьи отличаются по предпочтениям относительно распределения доходов между настоящим и будущим. Те, кто стремится к немедленному вознаграждению, имеют нулевое временное предпочтение. Те, кто более терпелив и бережлив, имеют положительное временное предпочтение. Отметим, что в целом большинство людей имеют положительное временное предпочтение.

Предельная норма временного предпочтения определяется стоимостью добавочного будущего потребления, требуемого для компенсации семье, отказавшейся от каждой денежной единицы текущего потребления, при условии, что благосостояние семьи не изменится [6 с. 352].

Следовательно, затраты денежных средств домашними хозяйствами на личное потребление, производственную деятельность и накопление составляют расходы домашних хозяйств. В то же время расходы домашних хозяйств на образование, медицинские услуги и отдых имеют тенденцию более высокого роста, чем доходы. Однако, сбережения и накопления домашних хозяйств представляют собой отказ от потребления населением в текущий период с целью увеличения возможности покупок в будущем. В этом случае семья, уменьшая расходы в текущем году, увеличивает их будущем, это явление рассматривается как положительное временное предпочтение. Домашние хозяйства расходуют свой бюджет на покупку товаров и услуг, приобретение ресурсов.

 

 

 

3 Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь

 

С помощью системы национальных счетов (СНС) осуществляется расчет результатов экономической деятельности. СНС использует принцип двойной связи, то есть каждая операция имеет плательщика и получателя. Кроме того, СНС проводится различие между: потоками и запасами; потоками товаров и услуг и потоками доходов; конечной и промежуточной продукцией; доходами, полученными от производства товаров и услуг, и доходами, полученными от перераспределения; текущими и единовременными затратами [16 с. 215].

Проанализируем с помощью системы национальных счетов Республики Беларусь доходы и расходы домашних хозяйств.

Рассмотрим минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума Республики Беларусь.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы.

Потребительские расходы домашних хозяйств – это денежные расходы на питание, покупку непродовольственных товаров и алкогольных напитков, а также на оплату услуг.

Распределение населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов представляет собой ряд с заданными интервалами, ранжированный в порядке возрастания располагаемых ресурсов, которые позволяет сгруппировать население (домашние хозяйства) по уровню располагаемых ресурсов в эти интервалы и рассчитать численность или удельный вес населения (домашних хозяйств) в каждом интервале [9 с. 162].

 

Таблица 3.1 – Минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума

 

 

2011

2012

2013

Минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.

446,2

733,6

1300,3

Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), тыс. руб.

275,2

474,4

825,2

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета, тыс. человек

1882,4

2440,3

2419,5

В процентах от общей численности населения

20,7

27,2

27,0

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума, тыс. человек

468,2

655,5

562,6

В процентах от общей численности населения

5,2

7,3

6,3

Соотношение с бюджетом прожиточного минимума, процентов:

     

среднедушевых денежных доходов

346,1

307,3

343,1

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

413,1

368,7

408,1

среднего размера назначенных пенсий

211,3

225,4

232,8


                                                                                                       [18 с. 149]

Исходя из таблицы 3.1, можно сказать, что минимальный потребительский бюджет (в расчете на душу населения в месяц) в 2013 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 191,4 процентов и на 77,3 процентов по сравнению с 2012 годом. Из этого можно сделать вывод, что стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста, увеличилась.

Также увеличился и бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц) в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 199,9 процента и на 73,9 процентов по сравнению с 2012 годом, что предполагает увеличение стоимостной величины прожиточного минимума, а также обязательных платежей и взносов.

Численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже минимального потребительского бюджета сократилась в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 128,5 процента и на 99,1 процентов по сравнению с 2012 годом, а численность населения с уровнем располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума уменьшилась в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 120,2 процента и на 85,8 процентов по сравнению с 2012 годом. Также увеличились среднедушевые денежные доходы в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 99,1 процентов и на 11,6 процентов по сравнению с 2012 годом, что привело к увеличению номинальной начисленной заработной платы в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 98,8 процентов и на 10,7 процентов по сравнению с 2012 годом [9 с. 164].

Рассмотрим бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения за 3 года.

 

Таблица 3.2 – Бюджет прожиточного минимума (в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

 

Все населения

В том числе по социально-демографическим группам населения

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети в возрасте до 3 лет

Дети в возрасте от 3 до 16 лет

2011

296870

324550

262210

262040

361310

2012

706880

764970

567510

581240

759980

2013

924150

1014180

763800

795760

1041240


                                                                                                                   [18 с.150]

Анализируя данные таблицы 3.2, можно сказать что, стоимостная величина прожиточного минимума, платежи и взносы всего населения в 2013 году составили 311,3 процентов от уровня 2011 года, а в 2013 году составили 130,7 процентов от уровня 2012 года.

Если рассмотреть бюджет прожиточного минимума по социально-демографическим группам, то у трудоспособного населения в 2013 году он составил 312,5 процентов от уровня 2011 года, а в 2013 году – 132,6 процентов от уровня 2012 года. У пенсионеров бюджет прожиточного минимума в 2013 году составил 291,3 процентов от уровня 2011 года, а в 2013 году – 134,6 процентов от уровня 2012 года. Для детей в возрасте до 3 лет бюджет прожиточного минимума в 2013 году составил 303,7 процентов от уровня 2011года, а в 2013 году – 136,9 процентов от уровня 2012 года, а также для детей в возрасте от 3 до 16 лет в 2013 году составил 288,2 процентов от уровня 2011 года, а в 2013 году – 137 процентов от уровня 2012 года.

Проанализировав все показатели таблицы 3.2, можно сделать следующий вывод: с каждым годом возрастает бюджет прожиточного минимума, то есть возрастает его стоимость, а также обязательные платежи и взносы [9 с. 165].

 

Таблица 3.3 – Распределение населения по соотношению уровня среднедушевых располагаемых ресурсов с бюджетом прожиточного минимума (по данным выборочного обследования домашних хозяйств; в процентах)

 

 

2011

2012

2013

Все население

100

100

100

В том числе с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов в соотношении с бюджетом прожиточного минимума, процентов:

     

0 – 50

0,0

0,3

0,3

50,1 – 60

0,1

0,4

0,4

60,1 – 80

1,0

2,2

1,6

80,1 – 100

4,1

4,4

4,0

Ниже прожиточного минимума – всего

5,2

7,3

6,3

100,1 – 120

2,8

5,8

5,2

120,1 – 140

4,9

8,0

6,8

140,1 – 160

7,0

8,4

7,8

160,1 – 180

7,4

9,0

8,4

180,1 – 200

8,1

9,0

8,8

200,1 – 220

8,9

7,8

8,2

220,1 – 250

10,3

10,1

10,6

250,1 – 300

15,0

12,6

12,9

300,1 – 400

16,9

12,5

14,0

Свыше 400

13,5

9,5

11,0

Выше прожиточного минимума – всего

94,8

92,7

93,7


                                                                                                                  [18 с. 152]

 Исходя из таблицы 3.3, можно сказать следующее: чем больше уровень располагаемых ресурсов, тем выше бюджет прожиточного минимума. Уровень среднедушевых располагаемых ресурсов в соотношении с бюджетом прожиточного минимума:

- если ниже прожиточного минимума, то повышается в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 1,1 процент, а по сравнению с 2012 годом сокращается на 1 процент;

- если выше прожиточного минимума, то сокращается в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 1,1 процент, а по сравнению с 2012 годом повышается на 1 процент.

Выводы: в зависимости от количества располагаемых ресурсов на душу населения, изменяется бюджет прожиточного минимума, то есть изменяется его стоимостная величина, количество обязательных платежей и взносов. С каждым годом количество ресурсов может убывать и прибывать, то есть они не постоянны.

Рассмотрим также структуру располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах с различным составом в 2013 году.

Располагаемые ресурсы домашних хозяйств – это денежные средства домашних хозяйств, стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве, за минусом материальных затрат  на их производство, и стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций [9 с. 167].

 

Таблица 3.4 – Структура располагаемых ресурсов в домашних хозяйствах с различным составом в 2013 году (по данным выборочного обследования домашних хозяйств)

 

 

Располагаемые ресурсы (в расчете на домашнее хозяйство в месяц), тыс. руб.

В том числе в процентах

Денежные средства

Стоимость потребленных продуктов питания, произведенных в личном подсобном хозяйстве

Стоимость предоставленных в натуральном выражении льгот и дотаций

Все домашние хозяйства

100

95,3

3,9

0,8

Домашние хозяйства, проживающие в:

       

городах и поселках городского типа

100

96,2

3,0

0,8

сельских населенныхпунктах

100

92,2

7,1

0,7

Домашние хозяйства состоящие из:

       

1 человека

100

95,5

3,9

0,6

2 человека

100

95,4

3,9

0,7

3 человека

100

95,6

3,7

0,7

4 человека

100

94,8

4,2

1,0

5 и более человек

100

94,7

4,2

1,1

Домашние хозяйства, имеющие детей в возрасте до 18 лет:

100

94,8

4,2

1,0

1 ребенка

100

95,5

3,7

0,8

2 и более детей

100

93,5

5,1

1,4

Домашнего хозяйства без детей

100

95,7

3,7

0,6

Домашние хозяйства, проживающие в областях:

     

 

 

Брестская

100

93,9

5,6

0,5

Витебская

100

95,5

4,0

0,5

Гомельская

100

94,3

4,0

1,7

Гродненская

100

93,9

5,5

0,6

г. Минск

100

97,4

1,9

0,7

Минская

100

95,4

4,1

0,5

Могилевская

100

94,8

4,4

0,8

Информация о работе Анализ доходов и расходов домашних хозяйств в системе национальных счетов Республики Беларусь