Анализ безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ безубыточности предприятия.
Для достижения данной цели перед курсовой работой поставлены следующие задачи:
1) дать определение понятию точки безубыточности, раскрыть ее экономическую сущность;
2) раскрыть методы определения точки безубыточности;
3) оценить возможности анализа точки безубыточности

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Характеристика Троицкое ОАО «Концкорма»…………………………..….5
2. Анализ безубыточности предприятия……………………………………….10
2.1. Понятие и экономическая сущность точки безубыточности………….…10
2.2. Методы определения точки безубыточности………………………………11
2.3. Возможности анализа точки безубыточности………………………….….15
2.4.Влияние точки безубыточности на ценовую политику………………….…16
2.5. Понятие запаса финансовой прочности……………………………………...19
3. Анализ безубыточности Троицкое ОАО «Концкорма»……………………….22
Заключение……………………………………………………………………..…..27
Список использованной литературы……………………………………..………29
Приложения…………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

анализ безубыточности предприяти - копия.docx

— 195.62 Кб (Скачать файл)

Выручка от продажи в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 на 11983 тыс. руб.(1,4%).

Себестоимость продаж увеличилась  в 2012 году на 9654 тыс. руб.

Основным показателем, характеризующим  конечный результат хозяйствования предприятия, её производственную, сбытовую, управленческую деятельность, является прибыль от продаж. В ОАО «Концкорма» в 2012 году по сравнению с предыдущим прибыль увеличилась на 2,9 %, что в денежном выражении показывает увеличение на 370 тыс. руб.

Что касается чистого финансового  результата хозяйственной деятельности ОАО «Концкорма», то на протяжении периода с 2011 по 2012 он является прибылью. В 2012 году в отличие от предыдущего года чистая прибыль увеличилась  на 32 тыс. руб. (32,3%).

Коэффициент оборачиваемости текущих активов в 2012 году по сравнению с 2011 уменьшился на 4,7 % и стал составлять 2,64. Чем больше величина коэффициента оборачиваемости, тем эффективнее используется имущество предприятия с точки зрения увеличения прибыли, а значит и роста рентабельности капитала.

Величина коэффициента автономии, определяемая по заемному капиталу, по трем годам намного ниже нормы – 0,5 и в 2012 году составляет 0,06, что свидетельствует о том, что в случае, если кредиторы потребуют свои средства одновременно, компания, реализовав активы, не сможет расплатиться по обязательствам и сохранить за собой право владения фирмой. Компания является финансово-неустойчивой.

В целом, можно сказать, что ООО «Рудстрой» за исследуемый период 2010-2012 годы улучшило основные экономические показатели хозяйственной деятельности, но, несмотря на это, данному предприятию следует уделить внимание организации управления имеющимися ресурсами в целом, а также по отдельным видам, постаравшись сократить затраты на производство и реализацию товаров.

2. Анализ  безубыточности предприятия

2.1. Понятие и экономическая сущность точки безубыточности

Целью деятельности любого предприятия  в первую очередь является получение  прибыли. Именно при этом условии  фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для дальнейшего  развития и роста. Прибыль предприятия  проявляется в виде дивиденда  на вложенный капитал, который способствует привлечению новых инвесторов и  увеличению собственного капитала фирмы. При стремлении к получению бухгалтерской, а впоследствии и экономической  прибыли необходимо обратить особое внимание на концепцию безубыточности деятельности фирмы.

С точки зрения экономической теории безубыточность - это нормальное состояние  фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии  долгосрочного равновесия. При этом в рассмотрение берется экономическая  прибыль, то есть определяется прибыль, при которой в расходы предприятия  включается среднерыночная ставка дохода на инвестированный капитал, а также  нормальный доход предприятия.

Таким образом, точка безубыточности - это такой объем продаж продукции  фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все  расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент  на собственный капитал фирмы  и нормальный предпринимательский  доход.

Если фирма имеет бухгалтерскую  прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достичь точки  безубыточности в смысле экономической  прибыли. Например, прибыль фирмы  может быть меньше, чем среднерыночный процент на собственный капитал  фирмы, а значит, существуют более  выгодные способы использования  капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким  образом, понятие точки безубыточности является одновременно и своеобразным критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма, не достигшая точки безубыточности, действует неэффективно.

Чтобы фирма функционировала оптимальным образом необходима максимизация прибыли фирмы. Процесс максимизации прибыли эквивалентен процессу поиска точки безубыточности в экономическом смысле.

Известно, что начиная с некоторого момента (с некоторого объема выпуска) кривая переменных издержек будет являться возрастающей, а кривая предельного  дохода - убывающей. Для целей максимизации прибыли основным является соотношение  между предельным доходом и предельными  издержками при увеличении выпуска  на одну единицу. Очевидно, что в  случае, когда предельные издержки меньше предельного дохода, увеличение выпуска повлечет за собой увеличение дохода фирмы; в случае же когда предельные издержки больше предельного дохода, к увеличению предельного дохода фирмы приведет уменьшение выпуска  продукции.

Максимальная прибыль фирмы  достигается при таком объеме производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

2.2. Методы определения точки безубыточности

Вычисление точки безубыточности может производиться тремя методами:

    1. Метод уравнения для определения точки безубыточности.

 Метод уравнения основан  на том, что любой отчет о  финансовом результате можно  представить в виде следующего  уравнения:

Прибыль = Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты

или

P*x – (a+b*x)=0

P- цена единицы продукции;

х- объем производства;

а- постоянные затраты;

b- переменные затраты на единицу продукции.

Форма данного уравнения подчеркивает, что все издержки делятся на зависящие  от объема реализации (переменные) и  не зависящие от него (постоянные).

Период, за который должно быть произведено (или реализовано) количество изделий  в точке безубыточности, определяется тем, за какой срок мы определили величину постоянных издержек.

Используя метод уравнения определения  точки безубыточности, можно определить, какого объема выпуска необходимо достичь, чтобы получить определенную, изначально заданную величину прибыли. Такой расчет возможен ввиду того, что процентное соотношение переменных издержек к  выручке остается неизменным.

Метод уравнений можно использовать и при анализе влияния структурных  изменений в ассортименте продукции. В этом случае реализация рассматривается  как набор относительных долей  продукции в общей сумме выручки  от реализации. Если структура меняется, то объем выручки может достигать  заданной величины, а прибыль может  быть меньше. В этих случаях влияние  на прибыль будет зависеть от того, как произошло изменение ассортимента - в сторону низкорентабельной или высокорентабельной продукции.

2. Метод маржинального дохода.

Метод маржинального дохода является разновидностью метода уравнения, для  определения точки безубыточности используется концепция маржинального  дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад организации в  покрытие постоянных издержек и получение  прибыли.

Маржинальный доход (МД) - это превышение выручки от реализации над всеми  переменными издержками, связанными с данным объемом продаж. Другими  словами, это разница между выручкой от реализации и переменными издержками.

Существует два способа определения  маржинального дохода:

1) МД = Выручка от реализации - Переменные затраты;

2) МД = Постоянные затраты + Прибыль организации.

Соответственно, если из маржинального  дохода вычесть постоянные издержки, то получим величину операционной прибыли.

Таким образом, чтобы найти точку  безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна упасть выручка организации, чтобы прибыль стала нулевой? При условии уменьшения выручки нельзя определить этот показатель в точке безубыточности простым сложением переменных и постоянных затрат, так как при снижении выручки переменные затраты также снизятся.

Точка безубыточности согласно этому  методу может быть определена как  точка, в которой разница между  маржинальным доходом и постоянными  затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальный доход  равен постоянным затратам. Уравнение  критической точки при маржинальном подходе будет следующее:

Точка безубыточности =

Таким образом, главная роль в процессе выбора стратегии поведения организации - необходимость уделять достаточное  внимание величине маржинального дохода. Очевидно, что добиваться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинального  дохода. Достичь этого можно разными  способами: снизить цену продажи  и соответственно увеличить объем  реализации, увеличить объем реализации и снизить уровень постоянных издержек, пропорционально изменять переменные, постоянные издержки и  объем выпуска продукции.

3) Графический метод определения  точки безубыточности.

При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к  построению комплексного графика «издержки - объем - прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

1. Определяем систему координат для построения комплексного графика «издержки-объем-прибыль». Ось абсцисс соответствует объему производства или продаж продукции в натуральном выражении, а ось ординат, в зависимости от необходимости, может отражать показатель выручки или общих издержек на производство и реализацию продукции. Под общими издержками понимается сумма постоянных и переменных издержек. После определения системы координат начинаем строить требуемый комплексный график. Для этого наносим линию постоянных издержек.

2. Далее следует отобразить на графике прямую переменных издержек, которая будет выходить из точки с координатами (0;0). Вторую точку можно вычислить, рассчитав величину переменных затрат для какого-либо объема продаж.

3. Для построения прямой общих издержек следует сложить частные графики переменных и постоянных издержек. Данная прямая всегда будет начинаться с точки, в которой прямая постоянных издержек пересекает ось ординат, т.е. ось выручки. Эта точка будет являться первой точкой прямой общих издержек.

4. Далее на комплексный график следует нанести прямую, соответствующую значению выручки. Эту прямую можно построить путем нахождения суммы выручки от реализации в любой точке на оси абсцисс. Изображенная на графике анализа «издержки - объем - прибыль» точка безубыточности (порога рентабельности) - это точка пересечения графиков валовой выручки и общих издержек. Размер прибыли и убытка определяется зонами прибыли и убытка. В точке безубыточности получаемая организацией выручка равна ее совокупным (общим) издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж).

Рис. 1. Точка безубыточности

Изображенная на рис. 1 точка  безубыточности (порог рентабельности) - это точка А, расположенная на пересечении прямых, построенных по значению валовой выручки и совокупных затрат.

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. 

Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

2.3. Возможности анализа точки безубыточности

Анализ величин в точке безубыточности предполагает, что отчетность на предприятии  содержит раздельные данные о переменных и постоянных затратах. Это характерно для системы расчета прибыли  на основе сумм покрытия.

При этом методе четко и наглядно представляются взаимосвязи между  выручкой от реализации продукции, затратами  и прибылью. Результаты анализа величин  в точке безубыточности мо гут  быть представлены в аналитическом  и графическом виде. Графическое  представление предпочтительнее, поскольку  мой опыт говорит о том, что  работники предприятий лучше  и быстрее воспринимают диаграммы, а значит, характер изменения прибыли  при изменении выручки и затрат может быть показан более наглядно.

При помощи анализа величин в  точке безубыточности можно определить критическую величину, показывающую, когда выручка покрывает общие  затраты предприятия.

Анализ величин в точке безубыточности дает руководителям всех уровней  в концентрированном виде информацию для лучшего принятия решений в будущем. Этот анализ часто используется на практике, поскольку при его помощи довольно просто проверить различные альтернативы. Посредством такого анализа мы можем лучше оценить возможности получения прибыли. Кроме того, становятся очевидными гарантии безубыточности предприятия. Размер прибыли и гарантии ее получения - важные факторы для успешного управления предприятием.

С помощью анализа точки безубыточности достаточно просто рассчитать, какое  влияние оказывают изменения  количеств и цен продаж, а также  переменных и постоянных затрат на прибыль. При помощи простых уравнений  определяются критическая выручка, диапазон надежности и коэффициент  надежности.

Итак, руководители предприятия могут  использовать график безубыточности для:

Информация о работе Анализ безубыточности предприятия