Анализ банковского сектора экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 01:18, реферат

Описание работы

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Анализ банковского сектора экономики Республики Беларусь»………….4
Заключение ………………………………………………………………………15
Список использованных источников ………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Реферат по СЭП.docx

— 42.81 Кб (Скачать файл)

Должны быть изменены подходы  и к эффективности кредитной  политики. Главой государства выдвинуто  справедливое требование – "жить по средствам", и оно касается всех без исключения. Кредитная поддержка  крайне важна для функционирования и модернизации белорусских предприятий и остается главной задачей банков. Но банки обязаны помнить, что они распоряжаются и рискуют в первую очередь деньгами вкладчиков. Поэтому важнейшим принципом работы любого банка должно являться обеспечение устойчивости своего функционирования, в том числе путем проведения своих активных операций только при наличии соответствующих ресурсов. И это должно быть решающим условием при принятии решения о выделении кредита.

Важнейшими условиями  стабильного экономического развития страны в средне- и долгосрочном периоде являются низкий уровень  инфляции и устойчивость курса национальной валюты. Национальный банк совместно с Правительством должны в первую очередь сосредоточиться на решении данной задачи. Цель – снизить прирост потребительских цен в 2012 году до 19 – 22 процентов. Успешность достижения заявленной цели будет во многом зависеть как от эффективности работы экономики, так и от степени жесткости монетарной и бюджетно-налоговой политики.

Процентная политика Национального  банка будет направлена на достижение положительного уровня реальных процентных ставок в экономике. Она должна быть взвешенной, обеспечивать в первую очередь поддержание монетарной стабильности и сбалансированное развитие экономики. Должны учитываться интересы, как заемщиков, так и вкладчиков. Только в этом случае будут созданы  условия, необходимые для устойчивого  экономического роста и повышения  благосостояния населения.

Национальный банк намерен  проводить жесткую эмиссионную  политику. Рефинансирование банков будет  осуществляться исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При  необходимости будут производиться  и стерилизационные мероприятия, направленные на недопущение избыточного роста  денег в экономике.

В 2012 году Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на постепенное доведение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего  экономическую безопасность страны.

Особое внимание в 2012 году Национальный банк также будет уделять:

устойчивости отдельных  банков и банковского сектора  в целом, том числе сбалансированности их активных и пассивных операций;

уровню ликвидности и  принимаемым банками мерам по устранению имеющихся проблем в  данной области, особенно при управлении кредитным портфелем;

эффективности выдаваемых банками  кредитов реальному сектору экономики, в том числе в направлении  их в первую очередь на экспортоориентированые и валютоокупаемые, а также импортозамещающие проекты;

участию банковского сектора  в государственных программах и  наличию соответствующих ресурсов для этого;

работе банков с собственными клиентами – юридическими лицами, в первую очередь с малым и  средним бизнесом, в том числе  в оказании предприятиям содействия по сокращению дебиторской задолженности,

работе банков с собственными клиентами – физическими лицами, повышению финансовой грамотности  населения.

Кроме того, как отмечалось в ходе заседания, в 2012 году в республике должна получить дальнейшее развитие платежная система. При этом особое внимание должно уделяться развитию безналичных расчетов и увеличению их доли в розничном товарообороте.

В этой связи на расширенном  заседании Правления Национального  банка рассмотрен вопрос о развитии внутренней платежной системы "БелКарт" в 2012–2016 годах. Отмечено, что система "БелКарт" по количеству карточек в обращении вышла на первое место в стране, опередив не только международную платежную систему MasterСard, но и VISA. На начало нынешнего года эмиссия карточек "БелКарт" составила 4,4 миллиона единиц, или 44 процента от общего количества выпущенных в обращение карточек.

Основной задачей развития внутренней платежной системы "БелКарт" на ближайшие пять лет является обеспечение доминирующего положения системы "БелКарт" на рынке карточек Республики Беларусь. Для этого запланирован комплекс мероприятий, направленных на развитие новых услуг и расширение продуктового ряда в рамках системы, обеспечение надежности, безопасности проведения операций с данными карточками, совершенствование структуры управления системой, развитие нормативной базы, тарифной политики, управления рисками, информационное и маркетинговое обеспечение.

Несмотря на существенную стабилизацию в последнее время  белорусской экономики, интерес  общественности к валютно-финансовому  рынку республики не ослабевает. На фоне замедления инфляционных процессов, позитивных тенденций во внешней торговле и на валютном рынке белорусов по-прежнему остро волнует, не грозит ли стране резкий скачок цен, каких изменений следует ожидать в кредитно-депозитной сфере и опустится ли курс доллара ниже знаковой планки в Br8 тыс. в условиях режима управляемого плавания курса белорусского рубля.

По итогам обзорной миссии Международного валютного фонда были отмечены положительные результаты мероприятий Национального банка по стабилизации экономики республики, а также высказаны некоторые рекомендации относительно дальнейших действий банка. Соответствуют ли предложения МВФ запланированным в 2012 году мероприятиям Нацбанка или придется скорректировать план действий?

Несмотря на то, что реализация программы стэнд-бай с Международным валютным фондом закончилась в 2010 году, каждые полгода миссия МВФ приезжает в Беларусь для проведения постпрограммного мониторинга. Кроме того, во время последнего визита состоялись ежегодные консультации в соответствии со Статьей IV Статей соглашения МВФ, целью которых является оценка текущей ситуации в Беларуси и проведение консультаций по актуальным вопросам разработки и реализации экономической политики в стране.

Состоявшиеся рабочие  встречи экспертов Национального  банка и МВФ для обсуждения проводимой денежно-кредитной политики в целом продемонстрировали, что  общее видение механизмов и подходов к реализации денежно-кредитной  политики в 2012 году совпадает. При этом Национальный банк подтвердил, что  он намерен твердо придерживаться принципов, заявленных в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год, что было позитивно  воспринято экспертами МВФ.

Вместе с тем по ряду вопросов состоялась оживленная дискуссия.

Оценивая недавно принятое решение о снижении ставки рефинансирования на 5 процентных пунктов, эксперты МВФ  высказали мнение о целесообразности более постепенного ее снижения. Национальный банк в свою очередь считает, что жесткость процентной политики определяется не номинальным уровнем процентных ставок, а их реальной величиной.

В условиях замедления инфляционных процессов (в феврале 2012 года потребительские  цены выросли на 1,5% после увеличения в январе 2012 года на 1,9% и в декабре 2011 года на 2,3%) и стабильности на внутреннем валютном рынке сохранение на протяжении длительного времени высоких номинальных процентных ставок становится неоправданным и несет в себе дополнительные риски как для экономики, так и для банковской системы. Прежде всего это связано с возросшими потоками капитала, сформировавшимися в результате конвертации иностранной валюты в белорусские рубли. При этом частично приток капитала обусловлен как переводом валютных сбережений населения в рублевые вклады, так и притоком краткосрочного капитала от нерезидентов в банковский сектор. В целом это подтверждает, что ставки действительно находятся на достаточно высоком уровне. Вместе с тем, поскольку такого рода краткосрочные потоки очень изменчивы, это осложняет проведение денежно-кредитной политики, а также повышает уязвимость балансов банков в случае оттока краткосрочных вкладов.

Новый уровень ставки рефинансирования, установленный с 1 марта 2012 года, по-прежнему остается достаточно высоким в реальном выражении, что, с одной стороны, обеспечивает надежную защиту рублевых сбережений от инфляции, а с другой – обуславливает более высокие требования со стороны банков к заемщикам в части уровня платежеспособности и эффективности реализуемых инвестиционных проектов.

При этом МВФ поддержал  готовность Национального банка  в случае появления признаков  ускорения инфляционных процессов  принимать меры по ужесточению денежно-кредитной политики, в том числе путем повышения уровня процентных ставок в экономике.

Национальный банк подтвердил, что возобновления в 2012 году практики стимулирования экономического роста  за счет эмиссионных ресурсов не будет. В этом вопросе Национальный банк занимает жесткую позицию, и она  в целом поддерживается главой государства  и правительством.

 Некоторые эксперты  считают, что резкое снижение  ставки рефинансирования вкупе  с ростом реальных доходов  населения и госрегулированием  цен может привести к очередному  скачку инфляции.

 Действительно, на  фоне наблюдаемых на протяжении нескольких месяцев положительных тенденций в экономике (прежде всего это замедление инфляционных процессов, стабилизация ситуации во внешней торговле и на валютном рынке, устойчивость курса белорусского рубля, формируемого на основе спроса и предложения, значительный рост депозитов населения и т.д.) Национальный банк снизил ставку рефинансирования с 45% до 38% годовых.

В то же время основной принцип, заложенный при проведении процентной политики, выполняется – начиная  с января 2012 года ставка рефинансирования в реальном выражении (с учетом фактической  и ожидаемой инфляции) находится на положительном уровне. Соответственно положительными являются процентные ставки, по которым банки привлекают вклады населения и выдают кредиты своим клиентам.

Поэтому, как уже отмечалось, даже после снижения значения процентных ставок будут с одной стороны  обеспечивать надежную защиту рублевых сбережений от инфляции, а с другой – сдерживать спрос на кредиты  со стороны субъектов хозяйствования и населения.

В этих условиях вероятность  изменения направленности текущей  тенденции и ускорения инфляции является минимальной.

Таким образом, считаем, что  решение о снижении ставки рефинансирования с 1 марта 2012 года принято Национальным банком своевременно, является адекватной и экономически обоснованной реакцией на текущие и ожидаемые тенденции  в Беларуси.

Что касается других рисков, реализация которых может негативно  отразиться на экономике республики, то они преимущественно носят  внешний характер и в целом  могут затронуть не только нашу республику, но и другие страны. Во-первых, это  общее замедление экономического роста  в мире, в том числе в странах  – основных торговых партнерах Беларуси, а также неустойчивая ситуация в  еврозоне. Во-вторых, по-прежнему сохраняются  неблагоприятные условия на финансовых рынках с точки зрения доступности  финансирования и его стоимости, что ограничивает возможности по осуществлению внешних заимствований  банками и субъектами хозяйствования для финансирования инвестиций, а  также снижает потенциал инвесторов для участия в приватизационных процессах в стране. Это в свою очередь создает определенные сложности для реализации заявленных планов по привлечению прямых иностранных инвестиций.

Своевременно реагируя на возникающие внешние шоки, наша страна сможет преодолеть возможные негативные последствия без существенных потерь. Правительством и Национальным банком будет продолжено проведение взвешенной макроэкономической, дисциплинированной бюджетно-налоговой и взвешенной денежно-кредитной политики, повышение  инвестиционной привлекательности  экономики и ее инвестиционного  потенциала.

Хотелось бы  сказать  кКаких тенденций в сфере кредитов и депозитов следует ожидать белорусам в 2012 году?

В текущем году развитие депозитно-кредитного рынка зависит  от множества факторов. С одной  стороны, мы можем говорить о предложении  и стоимости кредитов, которые  зависят от макроэкономической ситуации в стране (в частности динамики инфляции, состояния внешней торговли и поступления валютной выручки). С другой стороны, кредитование связано  со способностью предприятий и физических лиц обслуживать кредиты. В первую очередь это означает способность  генерировать денежные поступления (выручку, зарплату), достаточные для покрытия платежей по основному кредитному долгу  и начисленным процентам. То есть перспективы кредитования в руках  каждого из нас. Чем успешнее решает экономические задачи каждый субъект  хозяйствования и гражданин, тем  лучше, в конечном счете, кредитуется  экономика.

Необходимо отметить, что  основной целью денежно-кредитной  политики в 2012 году является снижение инфляции с помощью монетарных инструментов Национального банка и мер  экономической политики правительства  Беларуси. Лишь на этой основе возможно существенное снижение процентных ставок, которые являются мерой стоимости  финансовых ресурсов.

Информация о работе Анализ банковского сектора экономики Республики Беларусь