Альтернативная оценка стоимости основных производственных фондов, рентабельности производства пищевых продуктов, включая напитки и таб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассчитать величину рентабельности производства пищевых продуктов, включая напитки и табака на основе методики альтернативной оценки стоимости материальных фондов и рентабельности производственной сферы.

Содержание работы

Введение 3

1. Общая характеристика пищевой промышленности России 4

2. Расчет альтернативной оценки стоимости основных производственных фондов, рентабельности промышленной продукции и активов в пищевой промышленности России в 2006-2009 годах 6

Заключение 13

Список использованных источников 15

Файлы: 1 файл

Контрольная_Соловьева_14.05.12.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

     Новосибирский государственный технический университет 
 

     Кафедра экономической теории 

     Контрольная работа

по дисциплине «Национальная экономика» на тему:

«Альтернативная оценка стоимости основных производственных  фондов, рентабельности производства пищевых продуктов, включая напитки и табак в 2006-2009 годах» 
 
 
 

     Факультет: Бизнеса

     Группа: ФБЭ-81

     Выполнила:

     Соловьева А.

     Проверил:

     Ханин Г.И.

     Дата  сдачи: 12.04.2012г. 
 
 
 
 

     Новосибирск 2012 
 

Оглавление 
 
 

 

     

     Введение

     В России существуют огромные расхождения между официальными данными статистики и реальным положением дел. Начало этому положил переход к рыночной экономике и, как следствие, недостаточно сильная власть стала не способна контролировать достоверность статистических данных. Формирование нового строя и постановка сложных задач способствовали большему расхождению реальных данных со статистическими.

     На  столь печальное положение не повлияло и дальнейшее развитие рыночных отношений, оно лишь усугубило ситуацию, так как из-за слабого государственного контроля увеличивалась доля теневой экономики. Таким образом, изначально ложная информация, которую предоставляют предприятия, не позволяет статистикам получить достоверные данные.

     Недостоверность, фиктивность данных статистики не дает возможности делать корректные прогнозы, что ведет к неправильному определению направления развития предприятий и, в итоге, к неэффективной экономической политике всего государства.

     Целью данной работы является рассчитать величину рентабельности  производства пищевых продуктов, включая напитки и табака на основе методики альтернативной оценки стоимости материальных фондов и рентабельности производственной сферы.

     Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть методологию расчетов альтернативных оценок величины основных фондов и рентабельности продукции на основе статьи Ханина Г.И. и Иванченко Н.В. «Альтернативная оценка стоимости материальных фондов и рентабельности производственной сферы российской экономики в 1998-2000гг.»
  2. Рассчитать величину превышения восстановительной стоимости основных фондов производства пищевых продуктов, включая напитки и табака над их учетной стоимостью в 2009 г.
  3. Провести расчет рентабельности продукции и активов производство пищевых продуктов, включая напитки и табака на основе полученных данных о восстановительной стоимости основных фондов в 2009 году
  4. Сделать выводы об эффективности экономической деятельности в отрасли по полученным результатам.
 

 

     

     1.1 Состояние рынка маргариновой продукции в России

     Маргарин - продукт, в состав которого входят сбалансированные компоненты жиров растительного и животного происхождения. Современные виды маргарина приближаются к оптимальной формуле сбалансированности жирных кислот, при этом они обогащены жирорастворимыми витаминами. В зависимости от назначения и рецептуры выделяют следующие виды маргарина: столовые и бутербродные; для промышленной переработки и сети общественного питания; с вкусовыми добавками и без добавок.

     Более 70% производимой в России маргариновой продукции приходится на столовые маргарины. Далее следуют кулинарные жиры, в основном используемые для промышленной переработки, и бутербродные маргарины - их доли составляют соответственно 16 и 11%. Таким образом, маргариновая продукция является одновременно потребительским и промышленным товаром.

     Сегмент бутербродных маргаринов появился на российском рынке в 1994-1995 годах. В  это время резко увеличился объем  импорта маргариновой продукции, расширился ассортимент. В отличие от отечественного маргарина, импортный был более привлекательным для потребителей. В результате, различную маргариновую продукцию - спрэды, хальварины, или бутербродное масло, - стали покупать даже те, кто раньше маргарин не употреблял1.

     После распада СССР производство стояло по всей стране, причем не только в масложировой отрасли. Основные потребности в маргарине в это период удовлетворялись за счет импорта. С 2000 года началось оживление российской экономики в целом, подъем и развитие отечественного производства, а также приток иностранных инвестиций в пищевую отрасль.

     Основное  производство маргариновой продукции  сосредоточено в Приволжском  и Центральном федеральных округах. Традиционно лидером является Приволжский  ФО, в котором расположены крупнейшие производители отрасли жиропроизводства - ОАО "Нижегородский масложировой комбинат" и ОАО "Самарский жиркомбинат".

     Объем импорта маргариновой продукции  не превышает 10% общероссийского производства. Основными странами - поставщиками этой продукции на российский рынок  являются Нидерланды и Дания, доли которых в общем объеме импорта составляют соответственно 18 и 16% в натуральном выражении. Далее следуют Германия и Италия - на их долю приходится по 14%. Доли других стран не превышают 5%.

     Среди крупнейших зарубежных фирм-производителей можно выделить Karlshamn Mejeri AB (Швеция), Raisio Raision Oy (Финляндия), Romi Smilfood B.V. (Нидерланды), Unigra S.P.A. (Италия), Unilever Polska S.A. (Польша), Unimills B.V. (Нидерланды) и Walter Rau Lebensmittelwerke GmbH (Германия).

     Основной  поток российского экспорта маргариновой продукции - около 67% - направлен в страны ближнего зарубежья. Крупнейшим потребителем российского маргарина является Казахстан - в натуральном и стоимостном выражении на его долю приходится соответственно 46,7 и 44% экспорта. Чуть менее трети экспортируемой продукции приходится на Монголию. На Украину экспортируется в натуральном и стоимостном выражении соответственно 8,4 и 10% выпускаемой в России маргариновой продукции.

     На  российском рынке масложировой и, в  частности, маргариновой продукции  наблюдается консолидация и укрупнение игроков за счет покупки слабых предприятий более стабильными и крупными или за счет добровольного объединения производителей в холдинги. Несомненным лидером среди скупщиков стал холдинг "Солнечные продукты" (ТМ "Жар-печка", "Мария", "Маслена", "Просто Мария", "Россиянка", "Шеф-повар"), который сначала приобрел ОАО "Новосибирский жировой комбинат", а потом стал акционером ОАО "Московский жировой комбинат" и получил в управление ОАО "Армавирский МЖК". Также в холдинг "Солнечные продукты" входит ОАО "Жировой комбинат" (г. Саратов).

     Другой  крупный холдинг - "Русагро" (ТМ "Щедрое лето", "Вкусная почта"), известный больше по сахарному рынку, приобрел одно из самых преуспевающих  предприятий Урала - ОАО "Жировой  комбинат" (Екатеринбург). Кроме того, "Русагро" владеет ОАО "МЖК "Краснодарский", ОАО "МЭЗ "Аннинский", ОАО "МЭЗ "Лискинский" (Воронежская область), ООО "МЭЗ "Лабинский" и ООО "Завод по экстракции растительных масел" (Краснодарский край).

     Завершил  свое формирование и ГК "Нижегородский масло-жировой комбинат" (ТМ "Хозяюшка", "Кремлевское"), объединившая пять предприятий Поволжья - ОАО "Нижегородский масложировой комбинат", ОАО "Самарский жиркомбинат", ОАО "Пермский маргариновый завод "Сдобри", ОАО "Шуйский маслоэкстракционный завод" и ОАО "Оренбургский МЭЗ".

     По  данным ОАО "Союзмаргаринпром" (Москва), в 2005 году лидерами на рынке являлись холдинг "Солнечные продукты" и ГК "Петросоюз" (ТМ "Деревенское  масло") - которые занимают соответственно 33,5 и 30% рынка маргарина. Среди зарубежных производителей основное место на российском рынке занимают транснациональные компании, в частности, Unilever (ТМ Rama, "Пышка"), у которой в России имеется свое производство, а также компания Farm Foods Ltd. (Швеция, ТМ "Долина Сканди") и группа Raisio Group PLC (Финляндия, ТМ Voimix).

     Подводя итоги, можно отметить, что выход  ведущих западных компаний на российский рынок теперь возможен за счет приобретения крупных отечественных холдингов. Стабильное сокращение импорта маргариновой продукции, которое наблюдается в течение последних нескольких лет, свидетельствует о том, что зарубежные компании организуют собственное производство на территории России.

     Еще одной особенностью данного рынка  является то, что спрос на масложировую продукцию имеет ярко выраженный сезонный характер - всплеск осенью и зимой и обвал летом. Маргарин - скоропортящийся продукт, требующий особых условий транспортировки и хранения, поэтому лето для производителей - тяжелая пора. Однако развитие цивилизованных форм торговли - супер- и гипермаркетов - позволяет обеспечить должные условия хранения в местах продаж.

 

     

     2. Расчет альтернативной оценки стоимости основных производственных фондов, рентабельности промышленной продукции и активов в пищевой промышленности России в 2006-2009 годах

 

     Алгоритм  расчета альтернативной оценки стоимости  основных фондов производства пищевых продуктов.

  1. Рассматриваем не один из элементов данной отрасли, а отрасль в целом.
  2. Сбор данных в статистических источниках
  3. Находим коэффициент использования производственных мощностей. Находим реальную мощность пищевой отрасли, разделив объем промышленной продукции на коэффициент использования.
  4. Ищем капиталовложения в отрасль « Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак» за 2006-2009 гг. в текущих ценах.
  5. Дефлятируем объем капиталовложений, используя индекс цен на инвестиционные товары
  6. Рассчитываем индекс дефлятирования для 2006, 2007 и 2008 гг.
  7. С помощью индекса дефлятирования переводим капиталовложения в цены 2009 года. Находим сумму капиталовложений в ценах 2009 года
  8. Рассчитываем восстановительную стоимость 1 т продукции. Для этого делим капиталовложения на введенную мощность.
  9. Находим полную учетную стоимость основных фондов производства пищевых продуктов, включая напитки и табака в 2009 году
  10. На основе учетной стоимости основных фондов производства пищевых продуктов, включая напитки и табак получаем балансовую стоимость 1 т продукции
  11. Делим восстановительную стоимость на балансовую стоимость основных фондов. В результате мы получаем величину превышения восстановительной стоимости над балансовой
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Представим  исходные данные в следующей таблице: 
 

Показатель 2006 2007 2008 2009 Источник данных
Инвестиции  в основной капитал (тыс. руб.) 1720,5 1640,4 2367,172 4012,917 Единый архив  экономических и социологических  данных ГУ-ВШЭ
Ввод  в действие производственных мощностей  маргариновой продукции(тыс. т) 7,9 131,9 13,4 7 Промышленность  России 2010, стр. 117
Коэффициент использования производственных мощностей (%) 0,69 0,66 0,63 0,73 Промышленность  России 2010, стр. 54
Объем промышленной продукции (тыс. т) 664 752 762 693 Россия в  цифрах 2011, стр. 230
Основные  фонды по балансовой стоимости, тыс. руб. 6128,233 7149,399 6858,813 7344,092 Единый архив  экономических и социологических данных ГУ-ВШЭ
Индекс-дефлятор ВВП 1,112 1,152 1,194 1,052 Российский  Статистический Ежегодник 2011, стр. 685

     Источник: gks.ru

     Т.к. коэффициент использования производственных мощностей равен 1, то реальная мощность пищевой промышленности в 2009 году равна мощности отрасли того же года.

     Mощность отрасли (2009 г.) =693/0,73=950 тыс. т 

     Дефлятирование  объема капиталовложений происходит на основе индекса дефлятирования, который  получается путем умножения соответствующих  индексов-дефляторов цен на инвестиционные товары.

Информация о работе Альтернативная оценка стоимости основных производственных фондов, рентабельности производства пищевых продуктов, включая напитки и таб