Административные методы государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без
государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы
разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.

Содержание работы

Введение………………………………………….……………………………….3
Сущность государственного регулирования экономики………………………5
Административные методы государственного регулирования экономики .....8
Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики....................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………........17
Список использованных источников……………………………………….….19

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Административное регулирование  целесообразное в случае прямого  государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут  за экологической безопасностью  больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными средствами эффективно и тогда, если направленно на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

При условиях переходного  периода от административно-командной  системы к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого периода, можно внедрением твердой исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и др. По мере стабилизации экономики государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только что тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рыночному механизму. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п. Ведь административное регулирование - это управления объектом на стадии его движения к заданному результату; деятельность правительства относительно выполнения законов и формирования общественной атмосферы, которые бы оказывало содействие эффективному функционированию рыночной экономики, а также созданию условий конкуренции, перераспределения валового национального продукта (ВНП) и национального богатства; корректирование распределения ресурсов с целью усовершенствования общественного производства; стабилизация экономики через широкий контроль за финансовой, кредитно-денежной деятельностью физических и юридических лиц; анализ экономической конъюнктуры; стимулирование производственной активности и т.п.

Государство вмешивается  в предпринимательскую деятельность даже при благоприятных условиях. Здесь говорится о применении фиксированных цен, о ценовой дискриминации (запрет производителям вводить свою цену на продукцию подобного качества, если это наносит ущерб конкуренции). Такие ограничения определяет государство, а также действие законов о недобросовестной конкуренции, использовании ценовой рекламы и т.п.

В условиях формирования рыночного отношения, экономической  свободы нужна разработка действующих  механизмов территориальных систем административного регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов региона и соответствующее регулирование процессов экономического - и социального развития. Ответственность за это положенна на представителей Президента и государственной администрации всех уровней - области, административного района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального административного регулирования сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические  циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так и через получение государственных заказов.

Механизм административного  реформирования внешнеэкономической политики - это воплощения в жизнь административными государственными органами мероприятий для формирования внешнеэкономических связей.

В цивилизованных странах  регулируют стихию рынка прежде всего  через планирование и прогнозирование  экономического и социального развития государства. Именно в высокоразвитых странах с рыночной экономикой государство обладает принудительной политической организацией, без которой ни рынок сам по себе, ни конкуренция не смогут реализовать экономические реформы. Политика государства должна быть направлена на целостную систему государственного регулирования экономики с использованием как рыночных, так и административных методов. Для этого надо восстановить управление государственным сектором через прогнозирование и планирование, овладеть ситуацией в стране, сделать ее управляемой. А этого можно достичь, лишь опираясь на жесткую исполнительную вертикаль, используя административные методы государственного регулирования экономики.

 

 

 Государственные  заказы и контракты в системе  государственного регулирования экономики

 

Государственный заказ - это средство прямого государственного регулирования хозяйственных связей между государством-заказчиком и  предприятием-исполнителем. Способ реализации общественных и государственных  потребностей, концентрации и эффективного расходования государственных ресурсов, форма сотрудничества государства и предприятий во время решения стратегических задач особой важности. Государственный заказ состоит в формировании на контрактной (договорной) основе состава и объемов продукции, необходимой для государственных потребностей: размещении государственных контрактов на ее поставку (закупку) среди предприятий, организаций и других субъектов хозяйственной деятельности страны всех форм собственности. Государственный контракт - это договор, заключенный государственным заказчиком  от лица государства с  исполнителем  государственного заказа,  в котором определенные экономические и правовые обязательства сторон и обусловленному взаимоотношению заказчика и исполнителя.  Контрактная система направлена на усиление государственной поддержки приоритетов, которые обеспечивают структурную перестройку, экономическую стабильность.

Значение госзаказа  довольно важное в экономике рыночного  типа, с его помощью реализуют  общественные потребности, ведут любую приоритетную политику. Госзаказ в условиях рынка является базой для добровольного соглашения между государством и предприятием. Такой подход дает возможность не только реализовать идею свободы для предприятий, а ставит госзаказ в один ряд с рычагами государственного регулирования только экономического происхождения.

Идею договора между  государством и предприятием можно  реализовать с помощью создания контрактной системы управления госзаказом при наличии законодательных гарантий прав предприятий на самостоятельность и инициативу.

Все ведомства, которые  укладывают контракты со стороны государства, обязанны предоставить предприятиям-подстрочникам рекомендации по таким вопросам: политики государства в сфере распределения государственных контрактов; перечня работ для контрактов; организационных процедур; собственности на полученные результаты; нормативов и стандартов; объемов финансирования, сроков; выпуска ценных бумаг и кредитной политики; процедур контроля и отчетности; налоговой политики. Развитие контрактной системы связано прежде всего с персонификацией ответственности. Заказчиками за государственными контрактами являются министерства, другие центральные органы государственной исполнительной власти, областные государственные администрации и учреждения.

Заказчики пользуются услугами исполнителей независимо от форм собственности по договорным ценам. Если претендентов на выполнение работ есть несколько, то исполнителей подбирают на конкурсной основе с целью выбрать наиболее эффективный проект и сэкономить государственные средства.

Для предприятий, которые  в соответствии с законодательством являются монополистами на рынке продукции, государственный заказ обязателен. Взаимоотношения и ответственность обеих сторон обусловленны хозяйственными соглашениями. Государственные контракты обеспечивают предприятиям гарантированный сбыт продукции.

С целью экономического стимулирования выполнения государственных  заказов исполнителям могут быть предоставленны льготы относительно налога на прибыль, целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях, валютные средства, таможенные и прочие льготы.

В индустриальное развитых странах государственные контракты  распространяются на сферы с ограниченными  возможностями освоения изобретений, новообразованные наукоемкие области, их также применяют для государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, стимулирование неприбыльных научно-исследовательских работ фундаментально-поискового характера.

В мировой практике государственного регулирования контракты разделяют  по назначению и методами ценообразования. Независимо от типа контракта все они имеют единую структуру (разделы, общие принципы и положение). Контракты укладывают на срок от І до 15 лет. По методам ценообразования контракты разделяют на такие два типа: контракты "фиксированной цены" и контракты "возмещение затрат производства". Оба типа предусматривают получение прибыли предприятием-подстрочником. Однако в первом случае прибыль скрытый "ценой" договора, а во второй - его размер, определенный в виде специального вознаграждения.

Эти типы контрактов объединяют в особую группу и называют поощрительными. Во время разработки этих контрактов механизм поощрения и наложение  экономических санкций формируется  в зависимости от двух факторов: выполнение условий договора и коммерческого риска. В таких контрактах согласовывают четыре главных показателя: цену или затраты производства, норму прибыли, количественные и качественные показатели конечного продукта и условия и сроки поставок.

Контракты многократно  поощрительного типа широко используются в тех областях науки и техники, где большая часть государственных капиталовложений и высокий коммерческий риск. За этими контрактами подстрочникам предоставленная большая финансовая свобода и возможность поиска нетрадиционного решения научно-технической проблемы.

Важным элементом экономического механизма контрактной системы  есть финансирование контрактов. Преимущественно  используют два метода финансирования: метод "взвешенной части участия подстрочника" и метод, который применяют для расчетов за поставки сложной и новой технологии. Оба метода отображают попытку государства связать размер прибыли подстрочника с затратами на выполнение госзаказа.

Тип финансирования сводится к характеру и формы возмещения затрат производства предприятия на выполнение госзаказа и получение прибыли. Финансировать заказы-контракты можно путем субсидирования предприятий из средств госбюджета; мобилизации средств предприятию в виде привлечения основного капитала; использование кредитов банков, дотаций, благотворительных и целевых фондов. Цель централизованного финансирования госзаказов на контрактной основе - обеспечить предприятие необходимым оборотным средством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возможности и  границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому, что они имеют много аспектов. Многие проявления эффективности госрегулирования, например социальная стабильность в обществе, вообще не имеют однозначных количественных параметров. Кроме того, практически невозможно вычленить вклад хозяйственного механизма в обеспечение приемлемых темпов экономического роста, увеличение занятости или повышение эффективности общественного производства. Вследствие этого можно предложить лишь некоторые качественные оценки возможностей и границ госрегулирования. Госрегулирование в целом, безусловно, доказало свою высокую эффективность. После того, как оно было встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества, развитие стран Запада характеризуется высокой экономической динамикой, быстрым ростом эффективности общественного производства, более или менее умеренной безработицей, заметным повышением уровня и качества жизни населения, смягчением противоречий и достаточной социальной стабильностью. Всем этим рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции.

В то же время  эффективность госрегулирования далеко не безгранична. Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства,

порождающую в  понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. Именно так обстоит дело в последние два десятилетия XX в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.

Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики