Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отображением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание. Именно поэтому, давая оценку эффективности и качеству работы уголовно-исполнительной системы, необходимо рассматривать результаты оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности через призму изменений, происходящих практически во всех сферах социально-политической и экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение 3
1.Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС 6
2. Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам учреждений, исполняющих наказания и роль профессиональной этики 11
3. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии, формы и методы осуществления в процессе профессиональной подготовки 19
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

духовность в уис демин.docx

— 60.79 Кб (Скачать файл)

   В обобщенном виде  морально-нравственные требования  к сотруднику УИС можно представить  следующим образом:

- отношение к человеку  как к высшей ценности, уважение  и защита прав, свобод и человеческого  достоинства в соответствии с  международными и отечественными  правовыми нормами и общечеловеческими  принципами морали;

- глубокое понимание социальной  значимости своей роли работника  УИС, своей ответственности перед  обществом и государством, от  которой в решающей степени  зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой  защищенности людей;

- разумное и гуманное  использование предоставленных  законом работнику УИС прав  в строгом соответствии с принципами  социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;

- безупречность личного  поведения на службе и в  быту, честность, неподкупность, исполнительность  и инициатива, забота о профессиональной  чести, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость  и морально-психологическая готовность  к действиям в экстремальных  условиях;

- постоянное совершенствование  профессионального мастерства, знаний  в области служебной этики, повышение  общей культуры, расширение интеллектуального  кругозора, творческое освоение  необходимого по службе отечественного  и зарубежного опыта.

   Перечисленные требования  дают достаточно наглядное представление  о тех морально-нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник  уголовно-исполнительной системы. Это  терпимость, справедливость, гуманность, чувство долга, смелость, мужество, выдержка, честность.

Нравственные принципы

Основу     профессиональной     деятельности     сотрудника пенитенциарной службы составляют нравственные принципы.

Принцип гуманизма - один из центральных и основополагающих принципов пенитенциарной системы. Под гуманизмом (от лат. «человечный») понимается признание человека высшей ценностью. В соответствии со статьей 2 главы I Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их соблюдение признается обязанностью государства.

В чем же состоит гуманизация системы исполнения уголовных наказаний? Прежде всего, это строгое следование законодательным актам, определяющим отношение государства, общества и самого сотрудника пенитенциарной службы к правонарушителям, осужденным (заключенным под стражу); это отказ от неоправданно грубого обращения с лицами, лишенными свободы, недопустимость причинения им ничем не оправданных лишений и страданий, унижения их человеческого достоинства, «обеспечение охраны их законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осужденных»; это вера в возможность их исправления. В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.6

В Европейских тюремных правилах принцип гуманизма формулируется очень точно: «Благодаря лишению свободы заключение само по себе является наказанием. Поэтому условия тюремного заключения и режим в тюрьме не должны усиливать страдания, неотъемлемо присущие и связанные с этим заключением, за исключением случаев, оправдывающих изоляцию или поддержание дисциплины».

Идея гуманизации уголовно-исполнительной политики нашла отражение в Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, где в качестве первостепенных выдвигаются следующие задачи:

- обеспечение приоритета  общечеловеческих ценностей во  всех аспектах проводимой с  осужденными воспитательной работы;

- воспитание  у   сотрудников   УИС   уважительного   и доброжелательного  отношения к осужденным на  основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства.

Следовательно, гуманизация процесса исполнения наказаний состоит в уважении личного достоинства осужденного, обеспечении его законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осужденных.

Остановимся на основном содержании другого основополагающего принципа в деятельности органов, исполняющих наказания, - принципа законности.

Он заключается в требовании неукоснительного соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов всеми сотрудниками пенитенциарной   системы.   В   комментариях   к   Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации подчеркивается: «Содержанием принципа законности является не порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а соответствие этой деятельности уголовно-исполнительному закону».

Принцип законности в большей степени, чем другие принципы, отражен в нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудника УИС. Тем не менее, нравственные качества сотрудника именно здесь проявляются наиболее зримо.7

Сотрудник никогда не должен забывать, что осужденный (заключенный под стражу) по-прежнему остается гражданином общества, хотя и с ограниченным кругом прав и меньшими возможностями в их защите по сравнению со свободными гражданами.

Этическое содержание законности в уголовно-исполнительной системе состоит в следующем: не допускать в своей деятельности случаев невнимательного отношения к осужденным, проявления бездушия к их личным проблемам, отступления от установленных правил общения с ними, беспринципности в оценке собственных поступков и действий подопечных, попустительства при нарушениях закона. Практика показывает, что в тех исправительных учреждениях, где имеются подобного рода факты, у сотрудников и осужденных формируются чувства вседозволенности, беспредела, отрицания общенравственных   ценностей.   Данные   тенденции   являются недопустимыми.

Работники уголовно-исполнительной системы, решающие судьбы других, сами должны являться образцом строгого соблюдения законности и требований морали, укрепления правопорядка. Как отмечалось ранее, профессиональная этика сотрудника пенитенциарной системы характеризуется преимущественно деонтологическим, т.е. должным   характером.   Поэтому   несоблюдение   сотрудником нравственных норм, основывающихся на принципах гуманизма и законности, подрывает саму сущность деятельности пенитенциарного работника.

Лица, отбывающие наказания в виде лишения свободы, уже претерпевают  определенные   ограничения   и   поэтому   особо чувствительны к любым действиям, ущемляющим их права и законные интересы.8

Именно поэтому произвол и беззаконие, недопустимые нигде, и особенно в уголовно-исполнительных структурах, не просто дискредитируют сотрудников, а провоцируют возможность ответной реакции, которая может привести к злостному неповиновению требованиям  администрации,   массовым  беспорядкам, захвату осужденными   заложников.   Должностные   правонарушения   и преступления, совершаемые сотрудниками, подрывают нравственные, правовые и социальные основы государства в целом. Нарушая закон, нельзя требовать уважения к закону от других.

Нарушения законности в повседневной деятельности сотрудников исправительных  учреждений  выражаются   в  рукоприкладстве, установлении незаконных связей, злоупотреблении служебным положением, в использовании труда осужденных в личных целях, превышении властных полномочий, в ущемлении прав и интересов осужденных,   незаконном   применении   наручников,   хищении собственности ИУ при содействии осужденных, в нарушении порядка трудового использования осужденных, отдыха, оплаты труда и т.д.

Снижение авторитета уголовно-исполнительной системы в первую очередь связано с нарушением законности сотрудниками УИС. Подчеркнем, что по отдельным негативным фактам население начинает судить о работе пенитенциарной службы в целом.

Одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали является принцип коллективизма. Что касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, следовательно, прежде всего, от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами   как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих.

Принцип коллективизма включает в себя несколько частных принципов:

1) Единство цели и воли. Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.

2) Сотрудничество и взаимопомощь. Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах   уголовно-исполнительной системы эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» - не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».9

3) Дисциплина. В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Именно сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Высокое нравственное сознание подразумевает единство личности и Отечества. Это выражается в принципе патриотизма. Патриотизм – это уважение исторического прошлого Родины, гордость своим народом и достижениями родной страны, бережное отношение к народной памяти, национальным и культурным традициям и готовность отстаивать свободу и независимость Родины от посягательств извне.

В деятельности сотрудников УИС этот принцип играет особую роль. Являясь представителем государственной власти, сотрудник должен понимать важность поставленных перед пенитенциарной службой задач и собственную ответственность за их исполнение. Оценка деятельности сотрудника – это оценка уровня правосознания и правовой культуры его родной страны. Для стражей правопорядка понятия «патриотизм» и «служебный долг» всегда были синонимами.

Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и Отечества. Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда они сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной исключительности и недоверия к «чужакам». Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрел особую актуальность.

Как утверждается в Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений УИС Министерства юстиции Российской Федерации, среди основных задач воспитательной работы немаловажная роль отводится государственно-патриотическому воспитанию. Оно проводится с целью формирования и развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота России и способной успешно выполнять служебные обязанности, в том числе и в чрезвычайных условиях.

Знание основных нравственных принципов составляет основу морального сознания сотрудника учреждений, исполняющих наказания. Но 10перевод этих знаний в убеждения и безукоризненное следование принципам морали в служебной деятельности зависит от общего уровня культуры сотрудника, его способности к самосовершенствованию, противостоянию негативным влияниям профессиональной среды.

3. Духовно-нравственное воспитание  сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии, формы и методы осуществления  в процессе профессиональной  подготовки

Рассматривая проблемы духовно-нравственного воспитания сотрудников УИС, необходимо отметить, что испокон веков основными задачами педагогики были передача накопленных обществом знаний и опыта последующим поколениям и воспитание целостной, гармоничной, всесторонне развитой личности.

Понятие духовно-нравственного воспитания

Исходя из этого, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие личности сотрудника УИС — это процесс духовного роста и самоопределения личности на основе формирования высших гуманистических идеалов и ценностей и способности осознанного нравственного целеполагания. Духовно-нравственное воспитание сотрудника УИС - это целенаправленный педагогический процесс, организуемый в рамках системы начального, высшего и послевузовского профессионального образования и профессиональной подготовки, а также в процессе воспитательной работы с сотрудниками, в результате которого происходит включение объекта воспитания в систему высших гуманистических идеалов и ценностей, приобщение к достижениям науки и культуры, творческое раскрытие деятельностных способностей и сущностных сил сотрудника, его свободное самоопределение и саморазвитие в соответствии со сформированным духовно-нравственным идеалом.11

Система профессионального образования ответственна за уровень и качество образованности, профессионального мастерства, профессионального развития и воспитания, то есть за формирование высокой профессиональной культуры личного состава УИС. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности сотрудника естественным образом вписывается в этот процесс. Одна из особенностей профессиональной культуры состоит в том, что широкий смысл этого понятия предполагает его восприятие в единстве материального и духовного, в сложном взаимодействии и взаимовлиянии всех явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых элементов. Более узкий смысл охватывает только духовную часть культуры: правила поведения, этические нормы, традиции, профессиональные мифы и легенды, являющиеся регулятором поведения сотрудников. Важно, что в гармонично сформированной профессиональной культуре и материальные, и духовные аспекты должны быть одинаково высоки. Поэтому профессиональная культура сотрудников УИС должна формироваться на основе духовно-наукоемкой культуры, подразумевающей интеграцию высших достижений науки и культуры, духовности и рациональности, что позволит преодолеть неизменно возникающие противоречия между духовными и материальными идеалами и ценностями, создать гармоничное равновесие этих нераздельных жизненных сфер.

Информация о работе Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС