Зачем люди общаются?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 16:24, доклад

Описание работы

Еще в древности людям во время совместной деятельности было необходимо как –то налажывать контакт между собой. Ведь в одиночку было трудно охотиться, собирать ягоды, коренья, охранять свое жилище от других людей. Именно тогда остро возникла необходимость в общении. И люди нашли способ передавать информацию друг другу . Сначала люди стали применять указательные и изобразительные жесты.

Файлы: 1 файл

Зачем люди общаются.docx

— 27.24 Кб (Скачать файл)

Зачем люди общаются?

Зачем люди общаются? Я думаю, над этим вопросом люди задумываются не часто. Ведь общение так неразрывно связано с нашей жизнью. Современный человек не может обходиться без общения ни в одной сфере деятельности, не зависимо от того , любит он  одиночество или нет. Для того, чтобы все-таки ответить на этот вопрос, я думаю , нужно дать определение общению, разобраться в его сущности, определить его функции, роли в жизни человека .

Еще в древности людям во время совместной деятельности было необходимо как –то налажывать контакт между собой. Ведь в одиночку было трудно  охотиться, собирать ягоды, коренья, охранять свое жилище от других людей. Именно тогда остро возникла необходимость в общении. И люди нашли способ передавать информацию друг другу . Сначала люди стали применять указательные и изобразительные жесты. Почти во всех уголках нашей плане археологи находят пещеры с различными изображениями , указывающими на то, что древние люди при помощи рисунков передавали друг другу, от поколения к поколению различную информацию. Чаще всего она была связана с охотой. И сейчас, рассматривая образ жизни человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с другими людьми. Первый тип контактов называются деятельностью. Второй тип характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются люди, обменивающиеся информацией. Этот тип контактов и называют общением. Подведем итоги, общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Итак, настоятельная необходимость общения с другими людьми определяется, в первую очередь, совместной трудовой деятельностью, в процессе которой люди должны понимать друг друга, устанавливать нужные для успеха дела контакты, учитывать зависимость этого успеха от возможностей каждого ее участника. Это только одна из функций общения , которая получила название координационной.  Но людям необходимо знать , когда начинать разговор или же совместную деятельность. Это они узнают также в процессе общения. И эта функция называется контактной. Информационная функция – одна из главных.  Учитель передает свои знания ученику, именно этот пример отражает эту функцию. В жизни у каждого случалось такое, когда в процессе разговора , ссоришься с партнером, при этом ведешь беседу на повышенных тонах, то есть меняются эмоции во время общения. Этот пример отражает эмотивную функцию общения. Родители убеждают ребенка надеть шапку, чтобы не заболеть. Эта функция воздействия, которая тоже очень важна.  Наконец, самой важной функцией общения, по моему мнению, является формирование личности. Человек есть продукт общества ,и в процессе общение он обретает свое я. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты.

 В 1925 году в Индии  нашли мальчика лет девяти, который  около семи лет прожил в  волчьей стае. По уровню умственного  развития ему было девять месяцев. Он не обладал никакими человеческими  качествами именно потому, что  он был лишен общения с людьми.

Но как же ребенок учится общаться? То есть приобретает этот навык? Он развивается постепенно , но с самого рождения. И ученые выделяют три основных этапа овладения процессом общения, коммуникации у ребенка.

  1. Доверчивый , который длится до 11 месяцев.  В начале происходит развитие фонематического слуха: младенец учится различать интонацию, тембр голоса людей, которые его окружают, а с двухмесячного возраста начинает агукать - петь гласные звуки. Это и есть начало обратной связи - стремление маленького ребенка ответить окружению, войти с ним в контакт. Агукание перерастает в крик, бесконечное повторение слогов («ма-ма», «та-та», «ба-ба»), а впоследствии - в сознательное произнесения слов. 
     
  2. Этап начального овладения языком: ребенок, когда ему исполняется год, начинает произносить слова, сначала просто подражая взрослым - она стремится прежде удовлетворения своих элементарных потребностей. Слов еще не хватает, и они являются многозначными. Так, произнося слово «мама», малыш сигнализирует о разных вещах: возможно, ему хочется пить, возможно - на руки, а может, следует помочь ему что-то сделать. На помощь приходит активная жестикуляция, мимика.
  3. Этап овладения грамматической структурой языка - следующий: лексикон расширяется, в речи ребенка появляются определенные грамматические конструкции и т.п.; этот период продолжается до 7 лет. Именно этот возраст, педагоги называют дошкольным, особенно открытый для овладения и родным, и, параллельно, разными иностранными языками.

Но также можно заметить , что в различных ситуациях мы общаемся по-разному. Тон общения с друзьями отличается от тона общения с учителями. В зависимости от жизненных ситуаций предполагается определенная структура общения. И , я думаю, что применять разные виды общения мы учимся в школе. В первый класс почти все ребята приходят с отсутствием понятия о видах общения. Они ведут себя так же как дома. И уже учитель  дает им знания о том, когда какую технику общения использовать. И в зависимости от целей и техники общения выделяют такие его виды:

Светское( люди говорят не то, что думают, а то , что положено говорить),деловое(при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности.), Межличностное (раскрываются глубинные структуры личности), Манипулятивное(направлено на получение выгоды от собеседника), Формально-ролевое(огда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.)

Но даже в одной ситуации мы часто не можем ограничиться одной техникой общения. Например, очень часто  учитель применяет на уроках не только деловую технику общения, а еще и межличностную. Педагог оставляет ребенка поговорить с ним после уроков. И уже наедине ведет с ним беседу о его проблемах, которые быть может , у него в семье, или в общении с друзьями. И очень важно в таких ситуациях выбрать правильную технику общения. Ведь для откровенной беседы  деловая техника не подойдет. В таком разговоре ребенок закроется , не сможет довериться своему педагогу. Поэтому так важны виды общения для всех людей, а особенно для учителей.

Так же для учителя очень важны жесты. Эта одна из тех профессий , где жесты так же важны как размеренная понятная речь . И в зависимости от поведенческих проявлений во время общения выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальные — это речевые средства общения. Речь — важнейшая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника. Это основное средство общения между людьми. Но не менее важны невербальные, то есть неречевые средства общения. акие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей — невербалика или «язык тела». Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. На уроках очень часто ученики разговаривают между собой. И в этом случае строгий взгляд учителя может подействовать лучше любого замечания. Говоря о невербальном общении, мы часто вспоминаем о языке жестов , при помощи которого общаются глухонемые. Именно благодаря этому средству они являются полноценными членами общества, формируются в процессе общения как личности. Жесты играют огромную роль  в их жизни.

А какова роль общения в жизни человека?  Без общения практически невозможны такие области человеческой деятельности, как воспитание, образование, здравоохранения, наука, искусство, политика  и т.д. Но особенно важно общение в нашей будущие професси , в профессии педагога.

Профессия педагога относится к типу профессий «человек – человек» (по типологии отечественного психолога Е.А. Климова), и поэтому умение общаться является для педагога ведущим, профессионально важным качеством.

Общение – основа педагогической деятельности. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Стиль педагогического общения в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных отношений, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Общение является важным условием социализации личности.

Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, содержанием которого является обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по педагогическому общению, а также организация совместной деятельности. При этом информация передается как вербальными (речевыми), так и невербальными средствами. Речевое общение – это общение посредством слова. А.С. Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 – 20 интонационными оттенками.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук). Исследования показали, что до 50 % информации в общении передается при помощи мимики и жестов. В то же время далеко не вся вербализованная информация воспринимается слушателем.

Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли – важная сторона коммуникации. Но для учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная – перцептивная – функция общения позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние, настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом.

Механизмом познания и понимания воспитанников является педагогическая эмпатия. Она проявляется в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. Но это возможно лишь тогда, когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Учитель, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий воспитанников, может успешно строить педагогическое общение, корректировать его, управлять им.

Важной функцией общения является организация совместной деятельности. Общение сопровождает профессиональную деятельность учителя. Урок – это, прежде всего, общение; классный час, экскурсия, литературная гостиная – тоже общение. Успешность всех форм учебной деятельности определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее организации, завершения, при подведении итогов.

Выделение названных функций общения – условно; в реальном педагогическом процессе все они взаимосвязаны. Эффективность педагогического труда во многом определяется стилем педагогического общения. Стилевые особенности педагогического общения зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя, определяются его коммуникативной культурой; с другой стороны, – от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности.

 

 

 

 


Информация о работе Зачем люди общаются?