Врачебная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:13, реферат

Описание работы

Зачастую врачам приходится принимать решения, которые связаны с жизнью, здоровьем, правами пациентов, поэтому принципы нравственности занимают особое место в медицине.
За многовековую историю медицины многие этические нормы сформировались в правила поведения врача. Свод этих правил называется медицинской деонтологией. Деонтология происходит от греческого слова «деон» - должный. Впервые его употребил английский философ Бентам.

Содержание работы

Введение 2
Нормативные этические документы в медицине 3
Биоэтика. 6
Профессиональная тайна в медицине 8
Принцип информированного согласия. 12
Морально – этические дилеммы в медицине. 14
Эвтаназия 14
Гомотрансплантация и аллотрансплантация 14
Использование органов от умерших людей 14
Ксенотрансплантация 15
Аборт 15
Стволовые клетки 15
Проведение клинических испытаний 15
Суррогатное материнство 16
Евгеника 16
Заключение 17
Список литературы: 18

Файлы: 1 файл

врачебная этика.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов.

Уважение  автономии индивида является одной  из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.

Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением

Морально – этические  дилеммы в медицине.

Эвтаназия

Вопрос о приемлемости добровольного  ухода из жизни становится всё  более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга».

Гомотрансплантация и  аллотрансплантация

Прижизненное изъятие органов

В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.

Использование органов от умерших людей

Чем раньше будет пересажен орган  погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и  её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий.

В России принята практика, при  которой, если человек или его  родственники не высказывались прямо  против возможности использования  органов после смерти, считается  потенциальным донором.

Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций).

Ксенотрансплантация

Пересадка органов от животных может  подвергаться негативной оценке со стороны  отдельных религиозных конфессий  или их представителей. В частности, по тем или иным соображениям, для  мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы. Так же ксенотрансплантация подвергается критике со стороны защитников прав животных и людей, считающие подобную практику неэтичной по отношению к животным.

Аборт

Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства. Православие, католицизм и ислам отрицают возможность аборта, даже по медицинским показаниям.

В большинстве светских государств считается, что телесная автономия  женщины дает ей право распоряжаться  своим организмом, а появление  новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет. Поэтому во всех развитых странах аборт разрешён.

Стволовые клетки

В отдельных случаях для получения  стволовых клеток используют эмбриональные  ткани (чаще всего используют либо СК самого пациента, либо недифференцированные клетки бластоцисты). В некоторых  странах запрещено использование абортивного материала для этой цели, в других странах явно разрешено только использование тканей, выращенных in vitro.

Проведение клинических  испытаний

Проведение клинических испытаний  новых лекарственных средств  и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов.

Раньше проведение таких испытаний  не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или  осложнений.

Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. На формирование этого опыта оказали влияние и судебные иски пациентов, волонтёров, других категорий испытуемых, которые были зафиксированы за последние 50 лет.

В настоящее время основным требованием  для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного  согласия» пациента или волонтёра.

Суррогатное материнство

Технология суррогатного материнства  запрещена в некоторых странах  (Германия), но разрешена в России и на Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.

Евгеника

Значительная часть проблем  связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений  на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.

Возможность пренатальной диагностики  определённых характеристик эмбриона (пол, маркеры наследственных заболеваний, маркеры наличия изоферментных  систем и др.) сегодня реально  обеспечивают путь к изменению пула естественных генов человека.

 

Заключение

На протяжении долгого времени  на ряд важнейших видов медицинских  занятий накладывались религиозные  и светские запреты. Такие запреты  прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого  тела – анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила, который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом.

Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих  пор приходится) сталкиваться с боязнью  нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути.

Однако стратегия разумного  сдерживания во многих отношениях полезна  для любой науки, а для медицины – особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки.

Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между  обществом и Церковью, с одной  стороны, и медициной – с другой. Общество сомневается в моральной  допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом.

Общество вновь разделилось: оно  не в силах однозначно решить эти  и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают  точно «что такое хорошо и что  такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности – большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.  

Список литературы:

  1. А.Я. Иваношкин «Профессиональная этика в медицине». М. 1990г.
  2. «Деонтология в медицине». Под ред. Петровского Б.В. М., 1988г.
  3. Об основах медицинской деонтологии / Под общ. ред. Таджиева К.Т., Приписнова В.И. Душанбе, 1981. 256 с.
  4. Деонтология в медицине: В 2 т. Т.1. Общая деонтология // Белорусов О.С., Бочков Н.П., Бунятян А.А. / Под ред. Петровского Б.В. М.: Медицина, 1988. 352 с.
  5. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 176 с.

 


Информация о работе Врачебная этика