Учение Аристотеля о золотой середине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространенных кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей, что и стало его обозначением: Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог). Десять заповедей сформулированы в Библии дважды, в книгах «Исход» (20:1— 17) и «Второзаконие» (5:6—21), между ними есть несколько разночтении. Кроме того, заповеди, хотя и в иной редакции, излагаются еще в книге «Левит» (19:3—19). О жизни и учении Моисея в целом нам известно по приписываемым ему первым пяти книгам Библии (Пятикнижие, в иудейской традиции — Тора, что означает «учение»).1

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....3-4
1.Жизнь Святого пророка Моисея………………………………….…5-10
2.Моральные и этические учения пророка Моисея………………...11-14
3.Заключение……………………………………………………………...15
4.Список используемой литературы………………………………….....16

Файлы: 1 файл

Этика Моисей.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Четвертая заповедь: «Помни день отдохновения» 14является исключительно важной с точки зрения связи Бога и народа. В ней отношение к Богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота — день, который отдается Богу. И в то же время это — день, в который перед лицом Бога уравниваются все в пределах Израиля, независимо от их социального статуса. Отдохновение (подчеркнем еще раз: отдохновение ради Яхве) предписано и рабам, и чужеплеменникам, находящимся в доме, и даже домашнему скоту. В субботнем отдохновении духовное единство Израиля перед йогом находит свое предметное воплощение.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. Ее необходимость объясняется не только фактами преступного попрания детьми воли родителей (так, в Пятикнижии мы находим норму, предусматривающую смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать). В контексте Десятисловия она приобретает особый смысл — призвана подчеркнуть, что новый религиозно-национальный горизонт общественного поведения не отменяет родственные обязанности, вековечный закон почитания родителей.

Последующие заповеди (с  шестой по десятую) можно охарактеризовать как нормы отношения человека к ближним, понимая под ближними всех представителей своего народа и только их. «Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби своего ближнего, как самого себя».15

Без этого отождествления ближнего с сыном своего народа нельзя понять своеобразие этики Моисея. Мы уже подчеркивали, что единство народа и его сплочение вокруг единого Бога, помимо прямого поклонения Богу в установленных и для всех обязательных формах, обеспечивается едиными законами. Справедливость — таков основной предмет, по поводу которого разворачиваются противоречивые отношения народа и Бога.

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога — не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему, — как раз задают основную меру справедливости. Именно их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение — критерием нравственно достойного поведения.

В содержательном плане справедливость, задаваемая принципами Десятисловия, является равным возмездием. Речь идет об уходящем корнями в родоплеменные отношения принципе талиона, или воздаяния равным за равное. Это хорошо видно на примере принципа «Не убивай». Заметим, что по духу и букве Пятикнижия сфера действия требования «Не убивай» ограничена Израилем. Что касается наказаний за отступление от требования «Не убивай», то они заключаются в том, чтобы отвечать убийством на убийство, если нет очевидных доказательств того, что оно было совершено непредумышленно, увечьем на увечье, по принципу: жизнь за жизнь, око за око. Такой же принцип кары действует и в других случаях. 16 По отношению к лжесвидетелю, например, Моисей предписывает:«Сделайте ему так, как он злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу». 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Этика, или как мы ее еще называем, нравственная философия, имеет огромное значение в жизни человечества. Она  концентрирует в себе извечные размышления, переживания людей о самих  себе, о своих отношениях с ближними и дальними, с вечностью. Эти размышления очень многообразны, противоречивы, разноплановы. Великие мыслители делали и делают попытки понять, найти ответы на самые фундаментальные вопросы, на вопросы существования человека, смысла его жизни, жизни и смерти, человеческих отношений. Вследствие разнообразия точек зрения на эти вопросы существует множество философских направлений от скептицизма и нигилизма до гедонизма. Разнообразие этих взглядов обусловлено сложностью морали и нравственности – объектов изучения этики. К понятию морали можно подойти с разных сторон, с разных позиций, и это было понятно еще древним мудрецам, Олин из которых сказал: «Истина слишком велика, чтобы к ней вела одна дорога».

Различные учения и оспаривают, и  дополняют друг друга одновременно. Мораль нельзя осмыслить и понять, изучив лишь только одно направление  философии. Для нахождения истинного  ответа на фундаментальные вопросы  о существовании человека, его  жизни и смерти, необходимо познакомиться  как можно ближе с разными  взглядами и точками зрения на данные вопросы. Необходимо изучить  все существующие течения и познакомиться  с мыслями великих философов  и мыслителей.

Таким образом, для того, чтобы получить нравственное воспитание, необходимо изучить опыт многих великих  людей, осмыслить их суждения и построить  свою точку зрения на все интересующие вопросы.

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., Гардарики, 2000. - 472 с.
  2. Электронная еврейская энциклопедия – интернет-версия Краткой еврейской энциклопедии на русском языке (КЕЭ) в 11 томах (Иерусалим, 1976-2005).
  3. Свободная Энциклопедия «Википедия»
  4. 1. Основы этики; Зеленкова И.Л.; Минск, ТетраСистемс; 1998
  5. 2. Основы этики; Губин В.Д., Некрасова В.Н.; Москва, Форум, Инфра-

 М; 2005

  1. 3. Этика: курс лекций; Попов Л.А.; Москва, Центр; 1998
  2. 4. Этика; Шрейдер Ю.А.; Москва, «Текст»;1998

 

 

 

1 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., Гардарики, 2000. 48 с.

2 Исх. 2:1 
ИСХО́Д из Египта, подробно описанное в Пятикнижии событие, которое в еврейском национальном самосознании стало решающим фактором, определившим становление еврейского народа и его религиозных институтов.  Далее «Исх.»

3 Исх. 2:10

4 Исх. 2:13–15.

5 Теофа́ния — непосредственное явление божества в различных религиях.

6 Исх. 3:7–10

7 Исх. 4:16

8 Исх. 17:9–12.

9 Исх. 20:1–17.

10Электронная еврейская энциклопедия – интернет-версия Краткой еврейской энциклопедии на русском языке (КЕЭ) в 11 томах (Иерусалим, 1976-2005).

11 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., Гардарики, 2000. – 50-51 с.

12 «Второзаконие» — пятая книга Пятикнижия Моисеева (Торы). Далее Втор. 
Втор., 34:7, 10

13 Втор., 10:17—18.

14 Втор., 20:8

15 Лев., 19:18.

16 Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. - М., Гардарики, 2000. - 472 с.

17 Втор., 19:19—21 
 

 


Информация о работе Учение Аристотеля о золотой середине