Типология аудиторий; приемы привлечения внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:15, реферат

Описание работы

По многим определениям ораторство - это сильнейший рычаг воздействия на
слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского искусства еще в V в. до н.э., когда
возникла «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которая появилась
как ответ на практическую потребность общества. Риторика становилась
необходима для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля.
Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике,
коммерции и в повседневной жизни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3

Типология аудиторий………………………………................................................4

Приемы привлечения внимания слушателей……………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

авы.docx

— 33.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии,

истории и  педагогики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Типология  аудиторий; приемы привлечения внимания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Выполнили: студенты

                                                                                              факультета экономики и

                                                                                              менеджмента

                                                                                             Гр. ЭКб-34Д

                                                                                              Михайлов И.О.

                                                                                              Иванов К.А.

                                                                                              Проверил: доц.

                                                                                              Крутов Т.В.

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………………3

 

  1. Типология аудиторий………………………………................................................4

 

  1. Приемы привлечения внимания слушателей……………………………………..7

 

Заключение…………………………………………………………………………………10

 

Список использованной литературы……………………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По многим определениям ораторство - это сильнейший рычаг воздействия  на

слушателей. Можно наблюдать истоки ораторского  искусства еще в V в. до н.э., когда 

возникла  «риторика». Риторику относят к древнейшим искусствам, которая появилась

как ответ  на практическую потребность общества. Риторика становилась

необходима для каждого человека. Ее создателями называют Платона и Аристотеля.

 Необходима  риторика и в наши дни. Невозможно  переоценить ее роль в политике,

коммерции и в повседневной жизни.

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным

произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без

 основательных  знаний принципов и правил ораторского искусства. Настоящий

оратор  обязан уметь не только правильно  говорить, он должен владеть мастерством 

публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения

речи, постичь  искусство произнесения ее, уметь  говорить сжато, впечатляюще,

образно.

Мы считаем, что тема «Типология аудиторий; приемы привлечения внимания» 

актуальна, потому что приемы привлечения внимания должен знать каждый человек 

не зависимо от деятельности, которой он занимается.

           Цель данной работы является изучение приемов удержания внимания

 слушателей.

Для достижения поставленной цела необходимо решить ряд задач:

  • Ознакомиться с типами аудиторий;
  • Выделить основные приемы привлечения внимания. 

 

 

 

 

 

 

 

Типы  аудиторий

 

Еще в античные времена аудиторией называли публику, слушающую речь

оратора или пришедшую на театральное представление. Этот термин имеет прямую

 связь с латинскими словами audire (слышать) и auditor (слушатель).

В современной литературе аудитория  определяется как пространственно

 расположенная группа людей,  объединенных интересом к предмету  высказывания, а

 также взаимодействующих с  оратором и друг с другом  в процессе восприятия

 речевого общения. Это сложная  социально-психологическая общность  людей со

 своеобразными эмоциональными  переживаниями. 

Количественный состав аудитории  – существенный признак. Оратору  не может 

быть безразлично количество слушателей. В большой и маленькой аудитории

 поведение и реакция людей различны. Необходимо иметь в виду, что большая

 аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно

 использовать аргументы, уместные и понятные всем. Некоторые ораторы боятся

большой аудитории, которая вызывает у них «ораторскую лихорадку». 1

Маленькая аудитория не представляет ничего монолитного, целого. Здесь каждый

 остается личностью, имеет  возможность проявить свою индивидуальность. В

 маленькой аудитории от оратора  ждут не длинного монолога, а  живого

 непосредственного диалога,  умения вовлечь в разговор  всех присутствующих.

Количество времени, посвященного ответам на вопросы, в определенной мере

является показателем успешного  выступления.

Одной из характеристик аудитории  является ее однородность. Чем однороднее

аудитория, тем единодушнее реакция  и тем легче выступать. Для аудитории

 характерно и чувство общности, которое проявляется в определенном  эмоциональном 

настрое слушателей. Влияние слушателей друг на друга особо остро ощущается  при 

одобрении или неодобрении речи выступающего. В данном случае ритору надо

научиться управлять настроением  аудитории, уметь при необходимости  изменить его.

Важная характеристика аудитории  – мотив действия слушателей. Обычно люди

приходят на лекции, собрания, заседания  и прочее, руководствуясь определенными 

соображениями.

Психологи выделяю три группы мотивов:2

1) мотивы интеллектуально-познавательного  характера;

2) мотивы морального плана;  

3) мотивы эмоционально-эстетического  плана. 

Естественно, что изначально слушатели по-разному настроены на речь

выступающего. Оратору необходимо выявить основной мотив действия,

объединяющий большинство слушателей, чтобы соответствующим образом  строить

 выступления. 

Следует учитывать и то, что люди, собравшиеся в зале, пока не образуют

аудиторию. Аудитория возникает  только тогда, когда появляется единый, значимый

для всех присутствующих центр внимания – оратор и его сообщение.

Из практики выделяют следующие типы аудиторий:

«Собеседники»

Люди, которые пришли на ваше выступление  точно знают (во всяком случае,

подсознательно), чего они хотели бы получить от общения  с оратором  в

данном  конкретном случае. Задача такой аудитории  лежит внутри

выступления, то есть они ждут от посещения мероприятия  определенной пользы. Это

наиболее  сознательная, часто довольно трудная, но самая интересная аудитория.

Самые продуктивные выступления проходят именно с «собеседниками». Оратор

должен  стремиться любой тип аудитории  перевести в тип «собеседников».

«Публика»

Это, как правило, более легкомысленно  настроенная аудитория. Ее задача

лежит вне выступления, «втягивание» в процесс общения проходит тяжелее,

чем с «собеседниками». «Публика», как правило, не любит напрягаться, и

чтобы донести до нее что-то серьезное  или важное, ее нужно уметь

эмоционально увлечь. Чаще всего  именно такие люди приходят в театры.

Задача хорошего театра перевести  аудиторию из разряда «публика»  в разряд

«собеседников». Однако сегодняшний  театр, к сожалению, часто

довольствуется тем, что «публика»  остается «публикой» и в этом же качестве

покидает зал после спектакля.

«Толпа»

Самый сложный вид аудитории. «Толпа», как правило, объединена какой-то

общей эмоцией, довольно грубой и примитивной, но мощной. Данный вид

аудитории противоположен «собеседникам», как коллективизм противоположен

 индивидуализму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы привлечения внимания

Зрительный контакт с аудиторией

Одна из важных составляющих успешного  выступления - умение оратора

установить зрительный контакт с аудиторией. Нельзя начинать выступление, не

установив эмоционального и зрительного контакта с аудиторией. Необходимо, прежде

всего, продемонстрировать доброжелательное выражение лица с полуулыбкой.

Не меняя  выражения лица, медленно и основательно оглядываем зал. Скользим по

лицам, на мгновение задерживаясь на каждом (или  почти на каждом).

Если  удалось поймать доброжелательный взгляд или ответную улыбку, можно 

сделать едва заметное мимическое движение: «Здравствуйте, и вы здесь! Очень рад 

вас видеть!». Даже если вы видите человека в первый раз в жизни. Так вы

протягиваете  незримые ниточки от глаз зрителей к своим глазам. Если зал большой,

тогда зрительный контакт нужно имитировать.

Сначала устанавливается зрительный контакт с теми, кто и так  на нас смотрит,

затем поднимают  глаза те, кто привык заниматься своими делами, когда оратор

начинает  речь. Следует установить зрительный контакт с ними. Они теперь долго  не

опустят глаз. Далее необходимо дождаться, пока на оратора посмотрят и те, кто  почти 

никогда не поднимает глаз на оратора. Следует  дождаться, пока не останется ни одной 

пары  глаз, устремленной не на выступающего. Это важно для успеха публичного

выступления.

Зрительный контакт - это не только способ установить отношения с аудиторией

и донести  до нее необходимую информацию, но и способ получить обратную связь  от

аудитории: насколько аудитория поняла сказанное (может, нужно что-то повторить);

не утомлена ли аудитория (может, нужно сделать  перерыв); интересна ли аудитории 

тема (не пора ли перейти к другим вопросам); интересны ли аудитории вы (или  пора

сменить оратора).

Таким образом, зрительный контакт необходим, ведь он выражает заботу о 

слушателе.

 

Речевые приемы удержания  внимания аудитории

Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико-аналитических  и эмоционально-образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов показывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче "голой" информации современной, хорошо осведомленной аудитории, как правило, остается без внимания, а нередко вызывает скуку и даже раздражение. Как бы неинтересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

• Вопросно-ответный прием: оратор ставит вопросы и сам  на них отвечает, выдвигает возможные  сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам;

• Переход  от монолога к диалогу (полемике): позволяет  приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес;

• Прием  создания проблемной ситуации: слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность;

• Прием  новизны информации, гипотез: заставляет аудиторию предполагать, размышлять;

• Опора  на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям;

Информация о работе Типология аудиторий; приемы привлечения внимания