Сущность и функции морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:22, реферат

Описание работы

Непременным условием становление человека в социуме является процесс социализации индивида, т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Эта связь в обществе является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ МОРАЛИ 4
1.1 Определение морали 4
1.2 Специфика морали 4
1.3 Свойства и требования морали 6
2 ФУНКЦИИ МОРАЛИ 7
2.1 Виды функций 7
2.2 Оценочно-императивной функция 8
2.3 Регулятивная функции 10
2.4 Познавательная функция 11
2.5 Воспитательная функция 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Этика.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

 

Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию  поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических  ситуациях нравственность оказывается  единственной опорой человека. Как  перед смертью - когда дела уже  не сделать и тело не спасти - остается спасать свое достоинство. Самые  слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.

2.4 Познавательная функция

 

Познавательная функция морали в известной степени произведена  от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством  наиболее гуманных, достойных и перспективных  путей развития и совершенствования  как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

 

Моральное сознание видит мир через  особую призму и фиксирует это  видение в понятиях добра и  зла, долга и ответственности. Это  не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для  человека такое знание ничуть не менее  важно. Главная его особенность - человекомерность. А если суть человека - в поиске своего пути в мире, то "нашего" мира еще нет, он еще  должен появиться благодаря нашим  усилиям. Потому на нас ложиться ответственность  за себя и за других. Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а  в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это - сверхзадача, это знание того, что с объективной точки  зрения знать нельзя, ведь жизнь  еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наш их суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.

 

Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись. Чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и  людей дает возможность оценить  их перспективы, получить целостное  представление о смысле их и своей  жизни.

2.5 Воспитательная функция

 

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует  в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл  жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими  людьми и обществом, необходимости  уважения к правам, личности, достоинству  других. Эту функцию принято характеризовать  как гуманистическую. Она оказывает  влияние на регулятивную и другие функции морали.

 

Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось  основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает  саму способность руководствоваться  идеальными нормами и "высшими" соображениями. При наличии такой  способности к самоопределению  человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. самосовершенствоваться. Все конкретные достоинства, которые мы находим  у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности  поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при  этом свою автономию.

Следует отметить, что выделение  определенных функций морали (как  и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку  в реальности они всегда тесно  слиты друг с другом.

 

Мораль выполняет и множество  других функций -- воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную  и др. А все вместе они и определяют социальную роль морали.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мораль - это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного  блага, регулируя и регламентируя  поведение людей в обществе. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует человека. Именно в целостности  функционирования проявляется своеобразие  ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность и  единство.

 

Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные  нормы перестают соответствовать  их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата. В таких  условиях незамедлительно меняется практическое массовое поведение людей, игнорирующих существующие моральные  нормы; складываются новые отношения -- и все это фиксируется общественным сознанием в виде новых норм. Таким  образом, суть механизма морального развития заключается в том, что  практика поведения находит оптимальные  образцы, которые затем оформляются  в виде так называемых моральных  кодексов или официальных моральных  систем.Все говорит о том, что никакая мораль по самой природе этого общественного феномена не может быть внедрена, навязана «сверху», с высоты теоретического уровня (как это возможно, скажем, в науке или политике). Она должна вырасти «снизу», сложиться и оформиться на эмпирическом уровне, который теоретическая мораль может лишь корректировать, служить ему образцом, идеалом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гусейнов  А.А Этика / А.А. Гусейнов // Этика  и Эстетика. - 1998.

2.Дробницкий  О.Г. О морали / О. Г. Дробницкий // Функции Морали. - 2000.

3. Шрейдер  Ю.А. Введение в предмет / Ю.А.  Шрейдер // Этика. - 1998.

 


Информация о работе Сущность и функции морали