Справедливость, мораль и моральные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

Идея справедливости возникла на определенной ступени развития человеческого общества и носит исторический характер. Она порождена социальными отношениями людей в процессе их общественно-трудовой практики. В силу материальных условий производства общественный человек оказался подчиненным в своих действиях коллективу. Нравственное сознание ориентировалось в первобытном обществе на коллективные интересы. Однако эти общественные требования не противоречили интересам индивида. Воля коллектива все больше овладевала индивидуальным сознанием.
Однако коллективная месть влекла коллективную опасность.

Содержание работы

Справедливость 3
Объем понятия справедливость 4
Моральные отношения 5
Мораль 7
Моральное измерение общества. 9
Особенности функционирования морали. 12
Единство морали и многообразие нравов. 13
Парадокс моральной оценки. 15
Парадокс морального поведения. 15
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

сергей.docx

— 49.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра философии, истории  и политологии

 

 

 

Реферат по Этике

на тему

 

«Справедливость, мораль и моральные отношения»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:        Проверил:

студент гр. ГК-21       старший преподаватель

Кныш С.М.        Козороз И.Н

 

 

 

 

 

Гомель,2013

Содержание

 

Содержание 2

Справедливость 3

Объем понятия  справедливость 4

Моральные отношения 5

Мораль 7

Моральное измерение  общества. 9

Особенности функционирования морали. 12

Единство  морали и многообразие нравов. 13

Парадокс  моральной оценки. 15

Парадокс  морального поведения. 15

Список литературы 17

 

 

 

Справедливость

Идея справедливости возникла на определенной ступени развития человеческого  общества и носит исторический характер. Она порождена социальными отношениями людей в процессе их общественно-трудовой практики. В силу материальных условий производства общественный человек оказался подчиненным в своих действиях коллективу. Нравственное сознание ориентировалось в первобытном обществе на коллективные интересы. Однако эти общественные требования не противоречили интересам индивида. Воля коллектива все больше овладевала индивидуальным сознанием.

Однако коллективная месть влекла коллективную опасность. Возникала потребность ограничить коллективную месть формой равного  удовлетворения за причиненную обиду: жизнь за жизнь, око за око. Смысл  «воздающей» справедливости заключается  в том, чтобы как можно точнее соизмерять возмещение с убытком.

«Распределительная» справедливость первоначально выступала  как соблюдение равенства при  распределении охотничьей добычи, а  затем и земельных угодий между  членами общества. Уравнительный  дух проявлялся и в равенстве  членов общества относительно друг друга.

Понятие «распределительной»  справедливости претерпевало эволюцию. На протяжении всего развития первобытного общества. С появлением частной собственности  вместо жизни за жизнь начинают требовать  за жизнь скот, железо, золото и т.д.

Под воздействием всего уклада общественной жизни  устанавливается известная соразмерность  в поступках, чувствах, действиях  людей и появляется понятие справедливости. Это понятие закрепило в себе стремление людей найти меру в  человеческих поступках и действиях, постоянно соизмерять их с требованиями общества.

В доклассовом  обществе представление о справедливости выражало нравственную оценку общиной  поступков человека. Первоначально  круг приложения понятия справедливости ограничивался родом или племенем. В развитием родового строя понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени.

Древние греки  оставались еще враждебными к  варварам, они не признавали за ними справедливых прав. Мысль о том, что  всякий человек имеет право на гуманное отношение, была чужда им. Однако уже начался прогресс в  нравственных представлениях людей  о справедливости.

Смягчалась жестокость войн. Первоначально всех побежденных  мужчин убивали, впоследствии убийство военнопленных стало считаться  постыдным. У Ксенофонта уже встречается мысль, что мирных жителей побежденной страны необходимо щадить.

В мифах Гомер  описал «воздающую» справедливость богов. Их кара настигает виновного, его родственников и потомков. Вина властителя переносится на судьбы государства. Так троянцы расплачивались за грехи Париса.

Справедливость  изменяется на протяжении всей истории  человечества. Появление частной  собственности изменило людей и  их представления о справедливости. С расколом общества на классы и появлением государства понятие справедливости приобретает классовое содержание. Например, представители высших классов не считали раба человеком и не признавали наличия у него нравственных добродетелей, включая чувство справедливости. Плутарх считал, что воровство, ложь, невоздержанность, склонность к чувственным наслаждениям являются специфическими качествами, присущими только рабам.

В последующие  эпохи представления людей о  справедливости меняются, приобретая конкретно-историческое содержание в  соответствии с классовой структурой общества.

«Категория справедливости применима к оценке различных  общественных явлений и факторов (экономических, политических, правовых), к оценке отношения личности к  обществу, а также к сфере межличностных  отношений».

В справедливости как этической категории ведущей  стороной является научно-познавательный аспект: выясняется объективное значение представлений о справедливости и несправедливости на основе конкретно-исторического  подхода к реальным нравам общества и его моральным принципам. Справедливость выступает в качестве наиболее общей  моральной нормы, принятой данным обществом  или классом, и критерия моральной  оценки тех или иных поступков  людей, социальных явлений. Справедливость как моральная ценность есть идеал, определенная модель социальных и нравственных отношений. 

Таким образом, справедливость может выступать в роли критерия моральной оценки, в роли чувства, в роли нормы, мотива поведения, в  роли нравственного идеала. Нравственный аспект справедливости может интерпретироваться на теоретическом и обыденном уровнях.

Объем понятия справедливость

 

 Этимологически русское слово  справедливость восходит к слову  «правда». Справедливость является одним  из принципов, регулирующих взаимоотношения  между людьми по поводу распределения, в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности – это  не только материальные блага, но и  свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и т.д.

Современный социальный философ Д. Ролз утверждал, что справедливость – это то, что содействует общему благу. От Аристотеля идет традиция различения двух видов справедливости – распределительной и уравнивающей. Справедливость предполагает некоторый уровень согласия между членами общества по поводу того, по каким принципам они живут. Эти принципы могут меняться.

Справедливость  выступает как проблема равенства. Справедливость невозможна без соблюдения равенства. Однако Д.Ролз существенно уточняет связь справедливости и равенства. Он включает понятие равенства в определение справедливости наряду с другим определением – неравенства. Справедливость выступает, таким образом, мерой равенства и мерой неравенства между людьми. Люди должны быть равны в правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство, когда это такое неравное распределение, которое дает преимущество каждому.

Не всегда и  не для всех равенство выступает  приоритетом. Не может считаться  благом равенство, если оно достигается  ценой ограничения экономической  активности и принудительно низким уровнем жизни человека.

Уже долгое время  этот принцип является основой системы  социальной справедливости большинства  стран со смешанной экономикой (Канады, Нидерландов, Норвегии, Швеции и т.д.).

Таким образом, справедливо  равенство в распределении прав и обязанностей и доступности  справедливости всем людям. Справедливо  конструктивное неравенство – в  распределении благ.

Только тогда, когда общество обеспечивает защиту прав человека, оно справе предъявлять  к нему моральные требования. Справедливость – это мерило естественных прав человека. 

В истории этических  учений справедливость чаще всего рассматривается  в качестве меры нравственного воздаяния  и требования. Такое понимание  верно, недаром старинной эмблемой справедливости являются весы.

В узком понимании  справедливость – понятие морального сознания, характеризующее меру относительного соответствия различных явлений  и поступков моральным ценностям, принципам в данном классе или  обществе.

Справедливость - широкая этическая категория, которая  охватывает широкую сферу человеческих отношений – и личных, и социальных. Это категория оценочная. Многообразные  черты, которые входят в это понятие, взаимно сосуществуют, дополняют  друг друга. Справедливость требует уважать права другого человека, не посягать на чужую собственность. Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не обижай!», «Не вреди!», «Не нарушай чужих прав!».

Справедливость  заключается в исполнении человеком  своих обязанностей. Это могут  быть обязанности, основанные на обязательствах, обусловленные конституцией и соответствующими законами, а также обязательства, основанные на нравственных представлениях о человеческом достоинстве и  праве личности на уважение.

Моральные отношения

Моральные отношения - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. Моральные отношения можно классифицировать по содержанию, по форме, по способу общественной связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности. По содержанию отношения моральные различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого рода эти обязанности. Примерами отношения человека к обществу в целом являются обязанности трудиться, верности своей стране, делу освобождения трудящихся (Отношение к труду, Патриотизм, Интернационализм, Солидарность).

Можно также выделить отношения моральные, в которых  находится человек по роду своей  деятельности (Профессиональная этика) и благодаря своему участию (в  той или иной форме) в различных  областях общественной жизни (Труда  нравственность. Быта нравственность, Брачно-семейная мораль). Специфические обязанности лежат на человеке по отношению к членам общества, находящимся в особом положении: к детям, престарелым, к женщине (Отношение к женщине), к членам коллектива, к которому он принадлежит (классу, партии, трудовому коллективу, семье), к людям, с которыми он находится в особых отношениях (Любовь, Дружба, а также Обязательство, Благодарность) и с которыми он так или иначе вступает в контакт (поведение в общественных местах, этикет, помощь пострадавшему, мелкие услуги случайным встречным).

Однако, какова бы ни была конкретная сфера обязанностей человека и независимо от того, в адрес кого (частного лица, группы людей) они направлены, во всех случаях человек, в конечном счете находится в отношениях моральных к обществу в целом и к самому себе как члену этого общества (Бенефициарий). Формы отношений моральных различаются в зависимости от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный ила конкретизированный характер оно имеет. Это требование, например, может быть выражено в виде единичного предписания какому-либо индивиду совершить определенный поступок в конкретной ситуации; оно может повелевать всем людям совершать определенные действия в сходных ситуациях (Норма моральная); предписывать постоянно формировать н себе известные моральные качества, строить образ жизни и выбирать линию поведения в соответствии с более обобщенными нравственными принципами, подчинять свою деятельность осуществлении) некоторой конечной и высшей цели, преобразованию общества на подлинно нравственных началах и достижению личного совершенства (Идеал). Сообразно различным формам нравственного требования и отношение индивида к обществу каждый раз имеет особый характер. Кроме того, эти требования каждый раз преломляются в особых личностных формах морального отношения (Долг, Ответственность, Честь, Достоинство, Совесть), в каждой из которых проявляется степень и способ самоконтроля человека в его нравственной деятельности.

Наконец, в процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают  поступки (Санкция), совершают почин, подают пример, воздействуют на поступки окружающих силой своего морального авторитета, вступают между собой  в соревнование, участвуют в массовых движениях и т.п. Во всех этих формах отношения моральные всегда существуют две стороны — субъект и  объект, но эти стороны, то и дело меняются местами. Например, поскольку  человек имеет определенные обязанности  перед обществом и другими  людьми, сам он выступает как субъект, а общество и другие — как объекты  его моральной деятельности.

Но этот же человек является объектом моральных обязанностей дли других, для общества (т.к. оно тоже должно защищать его интересы). С одной стороны, общество формулирует обязанности отдельной личности и оценивает ее поступки, относится к ней как субъект к объекту. Но с другой — моральные требования становятся личным долгом и ответственностью каждого человека, сознаются им и активно проводятся в жизнь. Чем выше сознательность человека, чем более он способен самостоятельно контролировать и направлять свои действия, тем в большей мере он является самодеятельным субъектом (Самодеятельность и творчество). Конкретные случаи содержания, сфер, форм и разновидностей отношений моральных рассматриваются в различных категориях этики и находят отражение в соответствующих формах морального сознания.

 

Мораль

Мораль в отношении  всегда выступает как умеренность, она ближе к аскетичности, способности человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания. Она противостоит чувственной разнузданности. Во все времена и у всех народов мораль ассоциировалась со сдержанностью. Разумеется, о сдержанности в отношении аффектов, себялюбивых страстей. Среди моральных качеств одно из первых мест непременно занимали такие качества, как умеренность и мужество, - свидетельство того, что человек умеет противостоять чревоугодию и страху, этим наиболее сильным инстинктивным позывам своей животной природы, умеет властвовать над ними.

Господство над  страстями, управлять страстями  – не значит подавлять их. Ведь сами страсти также могут быть просветленными, а именно, настроенными на то, чтобы  следовать верным суждениям разума. Они, если воспользоваться образами Аристотеля, могут противиться разуму подобно тому, как строптивые кони противятся вознице, но они же могут слушаться разума, подобно тому, как сын слушается отца. Словом, надо различать два вопроса: каково оптимальное соотношение разума и чувств (страстей, склонностей) и как достигается такое соотношение.

Информация о работе Справедливость, мораль и моральные отношения