Различия между правом и моралью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Мораль формируется ранее права, правового сознания и государственной организации общества. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право — с государством. Мораль разнородна: в обществе может действовать несколько моральных систем (классов, малых социальных групп, профессиональных слоев, индивидов). При этом в любом обществе существует система общепринятых моральных взглядов .

Файлы: 1 файл

проф.этика юриста.docx

— 25.49 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ 4

  1. Различия между правом и моралью

 

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют как общие черты, так и различия и взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим основные различия.

-  Мораль формируется  ранее права, правового сознания  и государственной организации  общества. Можно сказать, что мораль  появляется вместе с обществом, а право — с государством.  Мораль разнородна: в обществе  может действовать несколько  моральных систем (классов, малых  социальных групп, профессиональных  слоев, индивидов). При этом в любом  обществе существует система  общепринятых моральных взглядов  .

-  Мораль живет в  общественном сознании, которое  и является формой ее существования. И в этом плане даже трудно  различить мораль как форму  общественного сознания и мораль  как нормативный социальный регулятор, в отличие от права, где достаточно  четко можно провести границу  между правовым сознанием и  правом. Право, по сравнению с  моралью, имеет четкие формы объективирования, закрепления вовне (формальные источники  права).

-  Не совпадают предметы  регулирования норм права и  норм морали. Если их представить  в виде кругов, то они будут  пересекаться. То есть у них  есть общий предмет регулирования  и есть социальные сферы, которые  регулируются только правом или  только моралью. Специфический предмет  морального регулирования - сферы  дружбы, любви, взаимопомощи и т. п., куда право как регулятор, требующий  внешнего контроля за осуществлением  своих предписаний и предполагающий  возможность государственно-принудительной  реализации, не может и не должно  проникать. Однако есть и сферы  правового регулирования, к которым  мораль не подключается в силу  того, что они принципиально, по  своей природе не поддаются  моральной оценке: они этически  нейтральны. К таким сферам относится, в частности, предмет технико-юридических  норм.

-  С точки зрения  внутренней организации та или  иная моральная система, будучи  относительно целостным нормативным  образованием, не обладает такой  логически стройной и достаточно  жесткой структурой (законом связи  элементов) как система права.

-  Право и мораль  различаются по средствам и  методам обеспечения реализации  своих норм. Если право, как известно, обеспечивается возможностью государственно-принудительной  реализации, то нормы морали гарантируются  силой общественного мнения, негативной  реакцией общества на нарушение  норм морали. В то же время  природа морали такова, что подлинно  моральное поведение имеет место  в том случае, когда оно осуществляется  в силу личной убежденности  человека в справедливости и  необходимости этических требований, когда поведением человека руководит  его совесть.

2.  Классификация категорий  исходя из структуры морали.

 

Исходя из структуры морали среди категорий этики можно выделить:

- категории морального  сознания (моральный принцип, моральная  норма, моральное убеждение, нравственная  цель, моральный выбор);

- категории нравственных  отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный  авторитет, моральная репутация);

- категории нравственной  деятельности (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные  последствия).1

   Нельзя не заметить, что эта классификация весьма  уязвима, так как все категории  находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы  в другую и оказывают взаимное  взаимодействие друг на друга.

  Моральное сознание  в значительной степени определяет  нравственное поведение, дела и  поступки личности, в свою очередь  только реальная нравственная  практика является критерием  истинности нравственных установок  сознания. Например, категория долга, ее осознание личностью может  быть проверенно только практикой. Простое понимание должного, не  подкрепленное соответствующими  реальными действиями – пустой  звук. Так, заявляя о своей приверженности  требованиям служебного долга, врач  отказывается ехать в отдаленную  или «горячую» точку, хотя он  сам безусловно понимает, что  он тем самым вступает в  противоречие со своими заявлениями.

  При всем разнообразии  подходов к определению системы  этических категорий можно выделить  общепризнанные, наиболее важные  в теоретическом и практическом  отношении категории этики:

Добро и зло – это наиболее общие формы моральной оценки2, разграничивающие нравственное и безнравственное. Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дурное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживающее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту призму: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла и к нему ведущими.

 

3. Структура личности  юриста.

 

Структура морально-психологических особенностей личности юриста можно представить не абстрактно, а живущую в его личности и действующую мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:

 • стремление постоянно, в любых условиях следовать  требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого  долга;

 • непоколебимая нацеленность  в жизни и деятельности на  утверждение должного, добра и  справедливости, борьбу со злом  и несправедливостью во имя  человека, во благо России;

 • знание моральных  норм, убежденность в их ценности  и необходимости подчинения им  своего личного поведения в  повседневной жизни и профессиональной  деятельности на службе;

 • глубокое понимание  ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как  высшей социальной и духовной  ценности;

 • понимание связи  своей профессиональной деятельности  и практически каждого ее элемента  с вопросами морали, убежденность  в необходимости достижения в  ходе ее и в каждом действии  не только правовых, но и высоких  моральных результатов;

 • умение и стремление  всегда разбираться в моральных  тонкостях своего профессионального  поведения и действий, учитывать  их при решении стоящих задач;

 • обладание привычками  всегда быть на высоте моральных  требований и выполнять их  не ради контроля, не из страха  перед наказанием, а по внутренней  моральной потребности;

 • обладание высокой  морально-психологической устойчивостью  при действии факторов, подталкивающих  его к отступлению от моральных  норм;

 • умение сохранять  оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический  настрой в любой ситуации.

    4. Одежда как  элемент имиджа юриста.

Внешний вид следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса оказывает существенное влияние на отношение к нему граждан. Известный русский адвокат А.Ф.Кони советовал молодым коллегам: "Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой". Нередко установить контакт с человеком адвокату, следователю, дознавателю, оперативному работнику не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами. При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе такой оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика: как положительная, так и отрицательная. В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, поскольку он является для них воплощением справедливости и закона. Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, например, одежды или прически юриста. Юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем профессиональной (государственной или частной) службы для всех тех, кто обращается к нему за юридической помощью.

Для отдельных категорий работников государственной службы установлены стандарты внешнего вида: нормативно-правовыми актами им предписано носить специальную форму во время исполнении служебных полномочий. Форменная одежда призвана способствовать повышению официальности в профессиональном общении. Каждый юрист-профессионал, если для него установлена форменная одежда, должен носить ее с честью и достоинством, проявлять заботу о своем внешнем виде, быть всегда подтянутым и аккуратным. Успех зависит, прежде всего, от производимого впечатления, а имидж - это и есть искусство производить впечатление.

   5. Роль профессиональной этики в деятельности сотрудников милиции.

 

   Профессиональная  этика способствует формированию  у сотрудников правоохранительных  органов этических знаний, моральных  потребностей, идейно-нравственных  убеждений, моральных качеств и  чувств, устойчивых и привычных  норм поведения, соответствующих  нравственному идеалу.

   Профессиональная  этика способствует нравственному воспитанию, это прежде всего это целенаправленная работа начальников, кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у сотрудников высоких гражданских, морально-психологических и профессиональных качеств, мобилизации их на успешное выполнение служебных задач, укрепление законности и дисциплинированности.

Однако, эффективность формирования этического мировоззрения и ценностных установок сотрудников правоохранительных органов, как известно, не только от отношения человека к ней, но и от его отношения к самому себе, к своему труду.

Поэтому, проводя любое воспитательное (идейно-воспитательное) мероприятие, направленное на формирование привычки соблюдать нормы закона и нормы морали, необходимо думать и о том, как заставить сотрудника милиции работать над собой. Воспитательная деятельность должна стимулировать и направлять работу по самовоспитанию. Правильно продуманная и четко организованная, она в совокупности с самовоспитанием способна обеспечить высокий уровень профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел. Острота проблемы морально-психологической и профессиональной готовности сотрудника к эффективным действиям в экстремальных условиях неоднократно подтверждалась во время специальных (и боевых) действий ОВД в условиях межнациональных конфликтов, и прежде всего в Чечне и на соседних с ней территориях.

В отличие от работы в обычной, повседневной обстановке, при выполнении задач в экстремальных ситуациях необходимо учитывать, что сотрудники действуют в крайне сложных, внезапно меняющихся условиях, нередко опасных для жизни, требующих смелости, выдержки, самоотверженности, полного самообладания и контроля над собой и другими.

Профессиональная этика способствует морально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Она заключается в целенаправленном формировании моральной и психологической готовности к действиям в экстремальных условиях, способности действовать профессионально, достойно переносить самые суровые испытания в ситуации подлинной опасности для жизни, сохранять способность адекватного мышления и логических рассуждений, хладнокровие и ответственность, несмотря на множество отрицательно влияющих факторов, мобилизовать волю на решение поставленных задач.

 

 

 

1 Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 384 с

2 Красников Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: Изд-во Форум, Инфра-М, 2009. 224 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. В.Н. Протасов «Проблемы теории права и государства вопросы и ответы»М.: Новый Юрист., 1999.
  2. Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике. – Ростов-на-Дону: Феникс., 1999.
  3. Красников Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности. - М.: Изд-во Форум, Инфра-М., 2009.
  4. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М.: Наука., 1986.
  5. Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики). // Вестник МЦПО и КНИ. - 1996. - № 1.
  6. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. - М., 1982.
  7. Франц А. С. Нравственная культура как ценность. Имиджелогия. Тенденции и перспективы развития М., 2003.
  8. Футин В. Н. Имидж-стратегия./ Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002.
  9. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для ВУЗов. – М.: Инфра- М., 1999.
  10. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие/ Под ред. Г.В. Дубова и А.В.Опалева. М.: «Щит-М»., 2000.
  11. Гусейнов А., Апресян Р. Профессиональная этика: учебное пособие/– М., Спарк, 2007.

 

 


Информация о работе Различия между правом и моралью