Костюм эпохи Возрождения во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

С конца XV века во Францию постепенно проникают гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы итальянского Возрождения. Под их воздействием постепенно отступает готика. На литературу и искусство, особенно на архитектуру, большое влияние оказывает античное искусство.
К XVI веку относится творчество великого французского гуманиста Рабле. Во французском костюме XVI века проявлялись самобытные черты, отражающие вкусы складывающейся нации и более светский, чем в Испании, характер одежды. Французский костюм никогда не был таким скованным, застывшим, как испанский, в него всегда вносилась некоторая мягкость, легкость. Одежда француза была более яркой, светлой, радостной.

Файлы: 1 файл

Kostyum_epokhi_Vozrozhdenia_vo_Frantsii.docx

— 164.99 Кб (Скачать файл)

                                     Костюм эпохи Возрождения во Франции.

 С конца XV века во Францию постепенно проникают гуманистическое мировоззрение и художественные идеалы итальянского Возрождения. Под их воздействием постепенно отступает готика. На литературу и искусство, особенно на архитектуру, большое влияние оказывает античное искусство.

К XVI веку относится творчество великого французского гуманиста Рабле. Во французском костюме XVI века проявлялись  самобытные черты, отражающие вкусы  складывающейся нации и более  светский, чем в Испании, характер одежды. Французский костюм никогда  не был таким скованным, застывшим, как испанский, в него всегда вносилась  некоторая мягкость, легкость. Одежда француза была более яркой, светлой, радостной.

Мужской костюм

В XVI веке в моде были тяжелые  ткани — бархат, парча, шелк, сукно. Мужские костюмы, сшитые из этих дорогих  тканей, украшались золотыми и серебряными  вышивками, иногда расшивались мелким жемчугом. Каждый светский человек  согласно этикету должен был иметь  не менее 30 костюмов — по числу дней в месяце — и менять их ежедневно. Недаром в этот период возникла пословица: «Дворянство носит свои доходы на плечах».

В моде были белые вышитые рубашки, распашной камзол, трико и короткие шарообразные панталоны бричес, которые, в отличие от испанских, были мягкими. Верхняя одежда — распашной кафтан — согласно французской моде туго стягивалась на талии поясом. Мужчины в начале века имели в гардеробе немногочисленные формы одежд.

Портуэто с большим вырезом на груди и украшенной драгоценностями рубашкой, заполняющей вырез, высокие шелковые или шерстяные чулки и широкие тупоносые туфли - "медвежья лапа" с прорезями и вышивкой. Обувь сделана из мягкой кожи или бархата, с округлым носком (к середине века его стали делать квадратным). Расшивалась она так же, как и одежда, украшалась розетками. Высокие башмаки были выше щиколотки и крепились кожаными ремнями.

 

Короткие штаны "о де шосс" разрешили проблемы отделения их от чулок, и украшение штанов становится особой областью портновского искусства. Верхняя одежда представляла собой разновидности гупелянда, который стал меньше, скромнее в размерах и получил название шамарр - открытый спереди, подбитый мехом с большими рукавами, свободно висевшими вдоль пол. Можно именовать такой плащ таппертом, дабы не умножать иностранных терминов. Более простой вид тапперта - без пояса, с разрезами по бокам - именовался во французском языке "казак", это название вошло и в русскую терминологию. Пурпуэн и шарообразные штаны с разрезами дополняли мужской наряд. К середине века в моду входят короткие плащи, часто с отложным воротником. Обувь была тупоносая — «медвежья лапа», с прорезями и вышивками.

Модная прическа — короткая стрижка — дополнялась небольшой  бородкой и усами. Головным убором служили  так называемые «французские» береты, имевшие широкие жесткие поля, поверх которых лежало белое страусовое перо. В моду вошли также испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями.

С середины XVI века модный костюм стал больше походить на испанский. Пример такому подражанию подавал новый французский король Генрих II, носивший черные испанские костюмы. Камзол превратился в короткий колет с откидными рукавами. Фреза и манжеты стали шире. Вместо накидных одежд стали носить короткий подбитый мехом плащик со стоячим воротником.

В третьей четверти столетия французская мода отходит от испанского влияния и создает свои собственные, весьма экстравагантные формы. Общий  облик мужского костюма стал более  женственным, колет почти утратил  полы, но приобрел спереди мыс, напоминавший по форме лиф женского платья. Пышные рукава были простеганы и имели манжеты. На трико надевали поколенные узкие  штаны — кюлоты, сверх которых носили буфоны, превратившиеся в валики у бедер. Костюмы были исключительно светлых тонов: розовые, голубые и т. д. Мужчины носили крошечную бородку и усики, красили и завивали волосы, обильно румянились, душились, носили серьги в ушах и ток из перьев на голове.

Фреза сделалась такой  огромной, что справедливо стала  называться «мельничным жерновом». Считается, что эти огромные воротники  послужили причиной изобретения  вилки, которая вошла в обиход с конца XVI века. В это время  впервые во Франции появились  полумаски, которыми при выходе на улицу  прикрывали лицо.

К концу XVI и началу XVII века мужской костюм во Франции претерпел  еще одно изменение: стал строже, проще. Строгости костюма способствовал  последний король XVI столетия Генрих IV. Он издал указ об ограничении роскоши  и пестроты в костюмах, но уже  не для низших сословий, а для  дворян. По мнению короля, дворяне должны были носить темные, но дорогие и  изысканные одежды. Колет сделался свободнее, к нему надевалась не только фреза, но и появившийся в это  время отложной воротничок. Панталоны  удлинились до колеи и приобрели  мягкую сборчатую форму. Обувь - туфли  с розеткой на носке — получила каблук.

Плащи стали длинными и  часто надевались лишь на одно плечо.

Прическа тоже сильно изменилась: в моду вошли длинные, гладко зачесанные назад волосы, закрученные вверх  усы и маленькая острая бородка. Поскольку король рано начал седеть, в моду вошла пудра для волос, но пудрили в это время только виски.

Модным головным убором считалась  шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми перьями. Во второй половине XVI века окончательно складывается тип  траурной одежды: траурным цветом становится только черный (раньше траурная одежда могла быть фиолетовой, серой или коричневой).

Женский костюм

  Женские моды меньше, чем мужские, поддавались испанскому влиянию. Лишь ради приличия надевали в парадных случаях «испанские» платья. Эти тяжелые и неудобные одежды француженки старались изменить согласно своему вкусу: оставляли шею открытой, верхнее платье делали распашным, богаче отделывали его.

В первой половине XVI века модный силуэт напоминал ту же конусообразную форму, что и испанский. Оба платья — и нижнее и верхнее — натягивались на каркас, имели очень узкий лиф  с острым мысом и вырез каре. Иногда этот вырез закрывали вставкой — шемизеткой. Рукава, узкие у плеча, сильно расширялись книзу и часто имели меховые манжеты. Из-под верхних рукавов были видны узкие рукава нижнего платья.

К середине века женский  костюм, так же как и мужской, стал больше подражать испанским модам. В эти годы был впервые изобретен корсет, в который затягивались модницы. Платье сохранило прежний силуэт, но форма рукава изменилась. Рукав верхнего платья приобрел форму короткого буфа, из-под которого виднелись покрытые прорезями рукава нижнего платья. Иногда рукав верхнего платья имел форму, напоминавшую средневековое жиго с валиками или «крылышками» у плеча.

Обувь стали делать с небольшим  каблуком, хотя по-прежнему носили «итальянские»  туфли на высокой подошве. Костюм дополнялся полумаской и вошедшим в  моду (из Италии) носовым платком, отделанным тончайшими кружевами. Прическа имела  вид двух полукруглых валиков, уложенных  над лбом, и обычно была украшена бусами или небольшим, выгнутым в форме прически чепчиком с вуалью. Из головных уборов в моде был берет. Характерными украшениями являлись жемчужные бусы и длинные декоративные пояса. В употреблении были косметические средства: румяна, белила, духи.

В конце XVI века формы женского костюма  существенно изменяются. В основном эти изменения коснулись формы  юбки. Сначала юбка стала свободной (мягкие крупные складки и валики на боках; валики надевались под юбку платья), а далее приобрела круглую  форму, напоминающую абажур. Под эту  юбку надевали жесткий каркас, а  сверх нее вокруг талии — плоскую  плоеную оборку, имевшую вид «колеса».

Лиф платья стал еще уже. Чтобы создать впечатление чрезвычайно  тонкой талии, спереди мыс лифа продлевали на юбку, что, однако, зрительно сильно укорачивало ноги. Рукава по форме  остались прежними, но часто разрезались  на долевые полосы, которые скреплялись  пряжками. Декольте лифа было округлым и очень глубоким — его приходилось  прикрывать. Сильно изменились воротники: вместо фрезы в моду вошел стоячий  на каркасе воротник, иногда поднимавшийся  выше головы. Форма воротников была разной: округлая «французская» и  двойная, исходившая из Англии.

Траур в женском костюме  сложился также в это время. Он представлял собой сочетание  черного платья с белой вуалью.

Прическа была двух типов. Волосы либо завивали рядами волн и  зачесывали назад, либо поднимали высоко вверх, где закрепляли на проволочном  каркасе. Иногда дамы носили парики. Маски  стали условием приличия.

В моде были складные веера, перчатки, украшенные вышивкой и камнями, поясные кошельки, поясные зеркальца  в оправе, часы в виде луковицы и  подвешенные на цепочку к поясу  шкурки, игравшие роль «блохоловок». Считалось, что все имевшиеся в пышных платьях блохи должны собираться именно здесь. Иногда «блохоловка» имела вид изящной драгоценной коробочки с небольшим отверстием. В коробочку капали мед, и блохи, привлеченные запахом меда, забирались в нее, а выпрыгнуть обратно не могли.

Туфли по-прежнему носили на низком каблуке.

 


Информация о работе Костюм эпохи Возрождения во Франции