Этика в системе гуманитарных наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:13, реферат

Описание работы

Этика учит понимать моральные аспекты человеческого поведения, разбираться в природе морального закона. Своеобразие этики состоит и в том, что, она осмысливает, обобщает и систематизирует, те принципы, нормы и ценности поведения, которые формируются в процессе социальной практики и, будучи учением о морали, она является и частью самой морали. То есть она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство. Поэтому этику изучают не столько для того, чтобы знать, что такое мораль, сколько для того, чтобы стать нравственным человеком.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Предмет и история этики…………………………………………………..4
Структура этики……………………………………………………………7
Категории этики……………………………………………………………9
Этика в системе гуманитарных наук…………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 30.71 Кб (Скачать файл)

В этике же это представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (Нормативная этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в котором выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено. В марксистской этике впервые проводится научное разграничение между категориями этики как формальным аппаратом теории и моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании общества, хотя грани здесь не абсолютны. Категории этики и формы морального сознания перекрещиваются между собой: первые заключают в себе нормативное содержание, вторые апеллируют к рациональной аргументации. Система категорий марксистской этики постоянно развивается и обогащается новыми понятиями соответственно теоретическому развитию самой этической науки.

 

  1. Этика в системе гуманитарных наук

Этика относится к гуманитарным дисциплинам, так как объектом ее изучения является человек, его поведение и отношение к окружающему. Главный вопрос этики - определение того, что такое хорошее поведение и что в нашем обществе делает поведение правильным или неправильным. Общество корректирует поведение индивидов, стремясь увязать их интересы с интересами общества. Для этого существуют социальные регуляторы поведения, к которым можно отнести: мораль, право, традиции, этикет.

Этика – это гуманитарное учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – проблема соотношения Добра и Зла.

Специфика этики как теории морали заключается в ее предмете, методах исследования, отображении существующей морали и тесно связана с другими гуманитарными науками.

Основные задачи этики: объяснять мораль, описывать мораль, учить морали (данная задача является самой спорной).

Этическое знание можно разделить на два вида: этику гуманистическую и авторитарную.

Принципиальная позиция гуманистической этики позволяет провести противопоставление ее с этикой авторитарной по ряду позиций: а именно, различие по «авторству» и «исполнению», различие по целям и средствам, различие по методам регуляции, различие по моральным принципам. Но однозначно утверждать о то, что данные два вида этики противопоставляются друг другу нельзя, так как правильнее считать, эти две этики не являются полностью различными, а выступают двумя лицами этической науки.

Они взаимосвязаны по следующим параметрам: в одну и туже эпоху они могут сосуществовать и действовать в качестве регулятивов, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе как авторитарные, так и гуманистические начала, а также в поведении одного и того же человека в разное время могут проявляться как авторитарные, так и гуманистические начала.

В структуре этического знания можно выделить следующие блоки:

  • история морали и этических учений;
  • теория морали, нормативная этика;
  • прикладная этика, в которую в свою очередь входят:

- экологическая этика и биоэтика,

- этика гражданственности,

- этика межличностного общения,

- ситуативная этика,

- этика делового общения,

- профессиональные этики,

- теория этикета.

Таким образом, этика является учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности.

Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику и эстетику. Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Этика как философская дисциплина является глубоко теоретическим учением, объясняющим природу морали, сложный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Особенности этики в рамках философии состоят в том, что этика составляет нормативно-практическую часть системы философского знания. Существенное своеобразие этики состоит в ее нормативности. Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей. Она задает ценностную основу человеческой деятельности.

Этика стремится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жизненная правда, в чем состоит назначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т.д. Этика изучает источник происхождения моральных ценностей, общую природу морали, ее специфику и роль в жизни человека.

Этика как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценками, вы являет законы, в соответствии с которыми вырабатываются суждения, призванные руководить поступками людей. Этика не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, она формулирует лишь общие абстрактные принципы, на которых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, у современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2010.
  2. Есикова, М.М. Основы этики : учебное пособие. Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
  3. Краткий словарь по философии/под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. М.: Политиздат, 1982.
  4. Разин А.В. Этика: Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2009.
  5. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. М., 1989.
  6. Этика. Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной и Я.С. Яскевич Минск: ООО «Новое знание», 2008.
  7. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2010.

 

 


Информация о работе Этика в системе гуманитарных наук