Этика юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 01:37, контрольная работа

Описание работы

Широкая востребованность юридических кадров и то влияние, которое оказывают юристы на процессы, происходящие в российском обществе, определили повышение требований к профессиональной подготовке юридических кадров, их компетентности. В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливать с ними контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на коммуникативные процессы. Общение для юриста - это особый самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..........3
1 Характеристика профессиональной деятельности юриста…………………………………….4
2 Профессионально значимые качества юриста………………………………………………….8
3 Организаторские качества юриста……………………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………………19
Список использованных источников…………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Этика_гот.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

При психодиагностическом обследовании кандидатов из резерва на выдвижение может производится психологическая оценка степени их пригодности для работы в качестве руководителей. В этом случае используется та же самая батарея тестов, что и при отборе лиц, впервые поступающих на работу, с той лишь разницей, что оценке подвергаются также качества, профессионально важные для лиц, назначаемых на должности руководящих работников.

В соответствии с указанными выше задачами психодиагностические тесты  должны:

- выявлять общий уровень интеллектуального развития кандидата, структуру его индивидуально-психологических свойств, особенности темперамента и характера, адаптивные возможности к избранной профессии;

- быть достаточно надежными, обладать не только текущей (диагностической), но и прогностической валидностью, т.е. давать возможность не только оценивать актуальное состояние кандидата, но и составлять научно обоснованной, достоверный прогноз относительно его дальнейшего наиболее эффективного использования;

- быть компактными, удобными для группового обследования кандидатов в ограниченные промежутки времени с использованием автоматизированной обработки результатов тестирования;

- перепроверять и взаимодополнять друг друга в целях повышения надежности, точности и достоверности полученных результатов.

Психологическое обследование лиц, отбираемых в органы прокуратуры, а также  выдвигаемых из кадрового резерва на руководящие должности в прокуратурах областного и им равного звена должно производиться на основе этих тестов, к которым относятся щкала прогрессивных матриц Дж. Равена, 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный; в качестве дополнительных: цветовой тест М. Люшера, опросник «Уровень субъективного контроля» А.М Эткина, опросник УСК, тест «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»              К. Томаса.

3. Организаторские качества юриста

В деятельности юриста большую роль играет организаторский компонент. Всякая деятельность требует прежде всего четкой организации. Например, предварительное расследование, судебное разбирательство как составные части уголовно-процессуальной деятельности достаточно четко организованы нормами Уголовно-процессуального кодекса. Разработан порядок проведения расследования, установлена последовательность следственных действий и каждого действия конкретно. Законом строго определен порядок всего судебного разбирательства и отдельных его частей и т. д.

Что же касается защиты, то здесь такой  подробной нормативной регуляции  нет, хотя она, безусловно, необходима. Речь идет, например, о подготовке к процессу, составлении плана защиты, а также о четкой реализации определенных приемов, методов защиты, которые выработаны практикой юридической работы, профессиональным опытом защитника.

Выработка наиболее эффективной тактики и методики защиты и составляет одну из сторон организаторского компонента деятельности адвоката. Кроме того, сюда следует отнести и формирование определенного индивидуального стиля в работе защитника.

Индивидуальный стиль представляет собой индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которым прибегает человек для успешного осуществления своей деятельности. Выработка индивидуального стиля деятельности юриста предполагает формирование у него индивидуально-своеобразной системы психологических приемов и средств, применяемых при осуществлении защиты. В основе индивидуального стиля работы защитника лежит прежде всего процессуальная независимость в осуществлении установленных законом прав и полномочий его как участника процесса и, вместе с тем, высокий уровень общей культуры и профессиональный опыт.

Организационный компонент деятельности юриста тесно связан с конструктивным, который включает в себя планирование защиты, принятие решения об избрании той или иной стратегии и тактики защиты с учетом обстоятельств дела и поведения обвиняемого. Кроме того, сюда входят мыслительные операции по соотнесению ситуации преступления с содержанием уголовных и уголовно-процессуальных норм. Конструктивный компонент охватывает все стадии процесса, в которых участвует защитник, но наиболее наглядно он проявляется в стадии судебного разбирательства, где возможности осуществления защиты наиболее широки.

Участвуя в подготовительной части  судебного заседания, защитник должен продумать к его началу все необходимые вопросы, он должен хорошо ориентироваться в деле, вносить при необходимости изменения в планы и наметки, составленные ранее. От юриста требуется знание всего, что необходимо для успешной защиты. Он должен четко представлять, кто из лиц, вызывавшихся в суд, обязательно должен быть допрошен, чья неявка должна рассматриваться как основание для отложения рассмотрения дела. Тщательная подготовка к защите, продуманная линия ее осуществления, составление предварительного плана дают юристу возможность быстро и четко формулировать свое мнение по возникающим в суде вопросам, добиваться их решения в интересах подзащитного. В случае, если возникают необходимость заявить какие-либо ходатайства, их следует тщательно продумать, четко выразить и логически обосновать. Следует помнить, что загромождение процесса необоснованными ходатайствами мешает быстрому, планомерному и объективному рассмотрению дела. Если же юрист убежден в необходимости какого-либо ходатайства, он должен добиваться удовлетворения его всеми законными способами, не боясь вызвать недовольство суда.

Настойчивая и последовательная линия  защиты должна продолжаться и в ходе судебного следствия, где основная задача юриста - помочь суду в установлении благоприятных для подсудимого обстоятельств. Поскольку объем исследовательской деятельности защитника в судебном следствии достаточно велик, необходимо тщательно планировать защиту. В план должны войти и ходатайства в подготовительной и заключительной частях судебного разбирательства, и определение главных пунктов защиты, которые должны быть выяснены в ходе судебного следствия, вместе с указанием конкретных действий (допрос лиц, постановка вопросов эксперту, оглашение документов и т. д.). Безусловно, такой план является предварительным. В зависимости от хода следствия он подлежит уточнению, а иногда, в связи с тем или иным неожиданным осложнением процесса, он может быть коренным образом изменен.

Конструктивный компонент адвокатской  деятельности предполагает также определенную структуру защитительной речи, психологический анализ которой будет дан ниже.

В целом, для достижения высоких показателей в работе коллектива юрист нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1 Организационная проницательность, включающая:

  • психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;
  • практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию юриста на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;
  • психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2 Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

  • энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
  • требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;
  • способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3 Склонность к организаторской деятельности, т.е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший юрист должен обладать следующими личными качествами:

  • широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом, новаторством, творческим подходом к работе;
  • чувством понимания ситуации;
  • творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;
  • нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;
  • готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;
  • стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;
  • эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;
  • ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;
  • способностью работать в коллективе и с коллективом;
  • умением предвидеть результат;
  • внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;
  • способностью и умением рисковать;
  • способностью действовать самостоятельно;
  • ответственностью за деятельность и за принятые решения;
  • способностью увидеть, выделить существенное;
  • искусством выполнять планы.

Также выделяют следующие образцы навыков юриста:

  • умение при управлении учитывать поведение подчиненных;
  • способность устанавливать и контролировать дисциплину;
  • стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;
  • осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;
  • развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;
  • отдача четких однозначных указаний и распоряжений;
  • регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;
  • стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;
  • системный подход к анализу работы;
  • квалифицированное делегирование полномочий;
  • избежание слишком частого применения негативного подкрепления;
  • создание эффективной обратной связи;
  • защита персонала организации от внешних угроз;
  • поиск способов повышения результативности работы сотрудников;
  • установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективная юридическая деятельность предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т.д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Профессиональная  коммуникативная  компетентность  юриста –  это качественная  характеристика  субъекта  профессиональной  юридической деятельности,  которая  определяется   как  способность  к  целесообразному,  в рамка  поставленных  профессиональных  задач,  процессуально регламентированному и не регламентированному взаимодействию, с учетом правовых  норм  и  коммуникативных  возможностей  партнера,  которая  предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение  вербальными и невербальными средствами социального поведения.      

Модель  профессиональной   коммуникативной  компетентности юриста состоит  из  трех  структурных  компонентов:  информационно-коммуникативного,  аффективно- коммуникативного,  регуляционно-коммуникативного,  актуализация  которых  обеспечивает  повышение  уровня профессиональной коммуникативной компетентности юриста.

Юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, в  основе которых лежат такие черты  характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности. В зависимости от решаемых юристом задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть вспомогательную роль.

Юрист, выполняя свои профессиональные обязанности, вынужден что-то обсуждать, советовать, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать на них. Это требует наличия определенных знаний, выработки необходимых навыков речевой коммуникации. От того, насколько умело юрист осуществляет свою речевую деятельность, зависит успех его профессиональной деятельности.

С помощью речевых коммуникативных средств юрист управляет участниками социально-правовой практики и выносит эффективные и качественные решения по многообразным вопросам, регулируемым правом. Профессия юриста предполагает обширную речевую практику, необходимость использования точных словесных выражений правовых понятий, категорий и сопряжена с подготовкой и оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получением информации в устной и письменной форме. В процессе речевого общения недостаточно только знать язык, необходимо придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора. Проблема коммуникативной компетентности современного юриста представляется крайне важной, прежде всего, с практической точки зрения, поскольку именно речевая коммуникация предопределяет успех деятельности юриста любой специализации. Поэтому коммуникативная функция, которая состоит в общении в условиях правового регулирования, является одной из главных сторон деятельности юриста.

Информация о работе Этика юриста