Этика и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:54, реферат

Описание работы

Однако эти представления совершенно не исчерпывают всей многозначности этого юридического феномена. «Юристы всё ещё ищут определение права, » - писал Кант около 200 лет тому назад, обобщая более чем двухтысячелетнюю историю постижения природы этого явления. Его слова справедливы и сегодня, так как до сих пор по-прежнему не существует общепризнаного определения права. Более того, по мнению российского учёного Спиридонова Л. И., вряд ли эта задача вообще может быть разрешима при помощи формально-логических средств, которые только могут быть использованы для разработки традиционных определений.[4]

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие морали
1.1.Термин мораль
1.2. Функции морали

Глава 2. Понятие права
2.1. Термин право
2.2 Позитивное право
2.2. Формы позитивного права


Глава 3 Соотношение морали и права.
3.1 Сходство и взаимодействие
3.2 Отличие и противоречие
Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 54.85 Кб (Скачать файл)

 

Известно, что  в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни, в то время как система права всегда выражает интересы морали различных классов. Мораль господствующих классов поддерживает правовые нормы и принципы, а мораль угнетенных классов нейтральна к праву, она противоборствует закрепленным в праве социальным позициям господствующих классов, связанных, прежде всего с обладанием собственностью и политической властью.

 

Общность  права и морали, порожденная едиными  общественными отношениями, дополняются  общностью их функционального значения, право и мораль формируют эталоны  и стандарты, включаемые в ценностно-нормативную  ориентацию общества. Предписания права  и морали вырастают из деятельности людей, образуя «связный ряд общения», приобретающих в результате многократной повторяемости нормативный характер и выступающих регуляторами поведения  людей. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью  их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия  свободы нравственность: «нравственность  есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания Гегель Г.В.Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. - М.:Мысль,1990. - с.327-329.». С другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли Гегель Г.В.Ф. Философия права. /Пер. с нем. Столпнера Б. Г., Левиной М. И. - М.:Мысль,1990. - с.327-329.»

 

Следует подчеркнуть, что все политические отношения  всегда подлежат моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и  внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)

 

Таким образом, и правовая и моральная системы  политически насыщены, и это объединяет их.

 

Выдающийся  судебный деятель А. Ф. Кони большое  внимание уделял проблеме внутреннего  убеждения судьи. Судья, по убеждению  А. Ф. Кони, должен напрягать все свои душевные силы для отыскания истины в деле. «В основе душевного приговора  должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность»  Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. - 2-е изд., доп. - М.: Юрид.лит.,1959. - с.95.. По мнению Кони «совесть - это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно от справедливости» Кони А. Ф. Избранные сочинения в 2-х т. - 2-е изд., доп. - М.: Юрид.лит.,1959. - с.71..

 

Право во всех его проявлениях - как нормативная  система, движение общественных отношений, правосудие должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права - одно из важных условий его эффективности. Право вовсе не претендует на то, чтобы в системе социальных ценностей  стоять выше нравственности. Однако, социальные схемы, отодвигающие право на задний план, делающие его чем-то второстепенным, в истории нашего общества пока ничего кроме вреда не приносили.

 

Правовая  жизнь общества не может развиваться  вне моральных категорий гуманизма  и социальной справедливости, совести  и чести, добра и человеческого  достоинства, свободы и ответственности. Органически включенность этих нравственных идеалов и принципов в реальные правовые связи и отношения - свидетельство  повышения идеалов и моральной  ценности права. «Нравственное измерение» права - неотъемлемое условие его  дальнейшего развития и совершенствования, усиление его личностной, гуманистической  ориентации.

 

Правовые  и нравственные нормы имеют общее  целевое назначение - воздействие  на поведение людей. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.

 

Общее в праве  и морали обусловлено еще и  тем, что их нормы всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное.

 

Право и мораль как социальные регуляторы неизменно  имеют дело с проблемами свободной  воли индивида и его ответственности  за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность - пружины исторической активности человека, способ его существования  в правовых и нравственных отношениях.

 

Вместе с  тем право и мораль выступают  как мерила свободы индивида, определяют ее границы. Право является формально  конкретно исторически обусловленной  мерой свободы. Причем речь идет не об абстрактной свободе, а о тех  ее масштабах, которые детерминированы  конкретным способом производства, социальной структурой, культурным развитием общества. «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию - это исторически  определенная и объективно обусловленная  форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода». Алексеев С. С. Философия права. - М.: Норма, 1999. - с.26.


Информация о работе Этика и мораль