Этика и культура бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Содержание работы

Введение 3
Этика бизнеса: современные концепции. 5
Утилитаризм 5
Деонтическая этика 7
Этика справедливости 8
Культура бизнеса 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Министерство Здравоохранения Республики Беларусь.docx

— 32.54 Кб (Скачать файл)

Указанные характеристики, присущие моральным правам, дают возможность  использовать последние для суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм утилитаризма.

Можно выделить два главных  различия между утилитаристским  подходом и подходом с позиции  моральных прав.

1. Моральные права являются  отражением требований морали, предъявляемых  к отдельному индивиду, тогда  как моральные нормы утилитаризма  по своей сути коллективны.

2. Права образуют базу  нормативов, используя которые, можно  отвергнуть любые попытки апеллировать  к таким критериям, как общественная  полезность и количественные факторы.

Многие исследователи  полагают, что категорический императив  И. Канта объясняет наличие у  человека моральных прав. Именно этику  Канта привлекают специалисты этики  бизнеса для иного подхода  к проблемам деловой жизни. Напомню  его подход к оценке этичности  поступка.

Действие является морально оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное  лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали  бы так же.

В такой формулировке заключены  два критерия корректности-в моральном  плане - любого образа действия:

- универсальность - личные  мотивы должны быть универсальными ("А что если бы все поступали  так же?"):

- обратимость - личные  мотивы должны быть таковыми, чтобы лицо, их реализующее, могло  желать использования этих мотивов  другими лицами ("А что если  бы я был на его месте?", "А что если бы с тобой  поступили так же?").

 

    1.  Этика справедливости

Третий подход к проблемам  деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории  справедливости. В отличие от этики  утилитаризма и деонтической этики  область применения "этики справедливости" существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с  отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

"Этика справедливости" исходит из положения, что люди  по своей природе являются  общественными существами, которые  должны жить в обществе и  создавать социальные структуры  для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей - человеческое равенство я справедливость  как его выражение. Вследствие  этого моральным долгом, как он  понимается в "этике справедливости". являются подчинение закону, который  должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов,  отсутствие дискриминации и привилегий.

Сложность, однако, состоит  в том. что существует ряд отличающихся друг от друга представлений о  справедливости. Например:

- "капиталистическая"  справедливость - распределение благ  должно осуществляться с учетом  индивидуального вклада в общее  дело группы (фирмы, общества, человечества):

-"коммунистическая" справедливость-трудовые  обязанности должны распределяться  в соответствии со способностями,  а блага в соответствии с  потребностями;

Концепция справедливости, сформулированная американским ученым Дж. Ролзом в вышедшей в 1971 году книге "Теория справедливости".

Ролз сформулировал свое понимание справедливости, основанное на следующих принципах:

1. Каждый человек имеет  равное право на наиболее широкие  свободы, совместимые с аналогичными  свободами других людей;

2. Неравенство по социально-экономическим  параметрам должно быть таким,  чтобы: а) обеспечить максимум  прибыли для наименее привилегированных  лиц; б) учреждения и должностные  лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере  для каждого.

 

Моральные проблемы деловой  жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Культура бизнеса

В функционировании предприятия (организации) важную роль играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности  производства, улучшению качества продукции  и услуг и, следовательно, увеличению доходов.

 

Существуют разные трактовки  понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства — это система  совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о  ценностях. При этом представления  о ценностях позволяют дать ответ  на вопрос, что важно для предприятия, а убеждения — понять, как предприятие  должно функционировать и как  им следует управлять. Менеджеры  О. Нойбергер и А. Компа к организационной  культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие  единственным в своем роде.

Наиболее полное и развернутое  определение дает В. . Макеева: культура предпринимательства — это совокупность образцов поведения, ценностей системы, социальных норм, фундаментальных принципов  и общественных институтов, ориентирующих  субъектов на те или иные формы  экономической активности в сфере  предпринимательства, обеспечивающих передачу накопленного опыта, способствующих устойчивости предпринимательства  во времени.

Существуют три принципиально  разных инструмента воздействия  на людей, т.е. управления:

 

• иерархия (организация), когда  основным средством воздействия  на человека становится принуждение;

 

• рынок, на котором по горизонтали  складываются равноценные отношения;

 

• культура — выработанные и признаваемые обществом ценности, особенности поведения, социальные нормы.

Культура проявляется  в различных формах деятельности на разных уровнях социальных систем. Выделяют две стороны культуры: духовную и материальную. В состав материальной культуры входят разные по формам и  типам материально-производственная база, в том числе сырьевые и  энергетические ресурсы, средства труда  и другие продукты материального  производства; материально-предметная практическая деятельность людей; материально-предметные отношения в ходе производства, обмена и потребления; материальные ценности прошлого, в том числе памятники, археологические объекты и т.п.

В материальную культуру входит и культура предпринимательства, которая  включает культуру управления и организации  обмена и распределения, технологии, условий труда и т. . Таким образом, она связана с воспроизводством отношений между субъектами в  процессе их предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

4.Список литературы

1. Макашова Н. Этика  и экономическая теория // Общественные  науки и современность. 1992. № 3.

 

2. Шихирев П. Психика  и мораль в конфликте // Общественные  науки и современность. 1992. № 3.

 

3. Апресян P. Ценностные  контраверзы предпринимательства  // Общественные науки и современность. 1993. № 2.

 

4. Коваль Т. Этика труда  православия // Общественные науки  и современность. 1994. №6.

 

5. Магун B.C. Трудовые ценности  российского общества // Общественные  науки и современность. 1996. ¹ 6.

 

6. Breyhi'ooke D. Ethics in the World of Business. New York, 1983.

 

7. Hoffman W.M.. Moore J.M. Business Ethics. New York, 1984.

 

8. Nash L. Good Intention Aside: a Manager's Guide to Resolving Ethical Problems. Cambridge (Mass.), 1990.

 

9. CederhhmJ., Charles,1.D. Ethics at Work. Wadsworth, 1990.

 

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. I I. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

 


Информация о работе Этика и культура бизнеса